Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Правовой статус детей сирот в российской федерации. Право на образование. Для чего это нужно

Особенности реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависят от различных форм устройства таких детей, основными из которых являются передача под опеку или попечительство, передача в приемную семью, помещение в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо в иные организации в соответствии со ст.

35 ГК РФ и ст. 3 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве».

Выбор той или иной формы устройства ребенка возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства, однако при этом учитывается мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет. СК РФ указывает, что «при устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании» (ч. 3 п. 1 ст. 123).

Наиболее распространенной формой семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство.

В настоящее время под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 145 СК, п. 1 ст. 31 ГК РФ, ст. 1 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве»). Принцип «общей и одинаковой» ответственности опекунов (попечителей) («законных опекунов») за воспитание и развитие ребенка закреплен в нормах международного права (ст. 18 Конвенции).

Поскольку данный принцип аналогичен принципу «общей и одинаковой ответственности» родителей, то личные права и обязанности опекунов и попечителей практически полностью совпадают с аналогичными правами и обязанностями родителей. В соответствии с п. 6 ст. 148.1 СК опекун (попечитель) имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. «Общая и одинаковая» ответственность опекунов и попечителей за воспитание несовершеннолетних подопечных проявляется в том, что «орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей» (п. 7, 8 ст. 10 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве»).

В подобных случаях представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Так же, как и родители, опекуны являются законными представителями малолетних подопечных, совершают в их интересах все имущественные сделки и иные юридически значимые действия, за исключением тех весьма немногочисленных сделок, которые малолетние вправе совершать самостоятельно. Опекуны отвечают за вред, причиненный подопечными, если не докажут, что вред возник не по их вине. Попечители могут быть законными представителями своих несовершеннолетних подопечных. Все имущественные сделки, за исключением тех, которые несовершеннолетние вправе совершать самостоятельно, должны совершаться только с письменного согласия попечителей. Попечители отвечают за вред, причиненный несовершеннолетними подопечными, в субсидиарно, если у самих подопечных нет заработка или имущества, достаточного для его возмещения.

Некоторое сходство с правовым положением родителей имеется и в имущественных правах и обязанностях опекунов и попечителей в отношении несовершеннолетних подопечных. Так же, как и в ст. 6 СК РФ, в п. 1 ст. 17 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» предусмотрено, что подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат. Имущество может принадлежать опекунам или попечителям и подопечным на праве общей собственности по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов или попечителей с их согласия.

Однако в отличие от родителей, которые по взаимной договоренности с детьми вправе владеть и пользоваться имуществом детей и управлять им, опекуны и попечители не вправе пользоваться имуществом подопечных в своих интересах, за исключением случаев, установленных ст. 16 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве», то есть в тех случаях, когда с разрешения органов опеки и попечительства они вправе пользоваться их имуществом вместо вознаграждения по договору о возмездном осуществлении опеки и попечительства.

Однако и в этих случаях предусмотрен целый ряд ограничений в интересах подопечных. Во-первых, разрешение пользоваться их имуществом возможно лишь по просьбе опекуна или попечителя, добросовестно исполняющего свои обязанности. Во-вторых, в договоре о возмездном осуществлении опеки или попечительства должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования имуществом подопечного. Орган опеки и попечительства вправе досрочно прекратить пользование имуществом подопечного при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей, а также при существенном нарушении имущественных прав и интересов подопечного. Безвозмездное пользование опекуном или попечителем жилым помещением, принадлежащим подопечному, допускается при удаленности места жительства опекуна или попечителя от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

В отличие от родителей, которые могут в принципе достаточно свободно распоряжаться имуществом своих детей, за исключением случаев, когда на совершение сделок по отчуждению их имущества требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства, опекуны и попечители обладают в этом отношении гораздо меньшей степенью свободы. В соответствии с п. 2 ст. 19 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства дают опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных.

Опекун вправе вносить денежные средства подопечного, а попечитель вправе давать согласие на внесение денежных средств подопечного только в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации. Расходование денежных средств подопечного, внесенных в кредитные организации, осуществляется с соблюдением положений гражданского законодательства о дееспособности граждан и положений п. 1 ст. 37 ГК РФ.

Опекун не вправе заключать кредитный договор и договор займа от имени подопечного, выступающего заемщиком, а попечитель не вправе давать согласие на заключение таких договоров, за исключением случаев, если получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением. Кредитный договор, договор займа от имени подопечного в указанных случаях заключаются с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. При подаче заявления о выдаче разрешения опекун или попечитель обязан указать, за счет какого имущества будет исполнено заемное обязательство.

Имущество подопечного не подлежит передаче в заем, за исключением случая, если возврат займа обеспечен ипотекой (залогом недвижимости). Опекун не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование, а попечитель не вправе давать согласие на заключение такого договора, если срок пользования имуществом превышает 5 лет. В исключительных случаях заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более чем 5 лет допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если федеральным законом не установлен иной предельный срок.

Особые ограничения установлены в отношении распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечным. Так, в соответствии со ст. 20 указанного Закона недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению, за исключением следующих случаев:

– принудительного обращения взыскания по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, в том числе при обращении взыскания на предмет залога;

– отчуждения по договорам ренты или мены, если такие договоры совершаются к выгоде подопечного;

– отчуждения жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, принадлежащих подопечному, при перемене места жительства подопечного;

– отчуждения недвижимого имущества в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют интересы подопечного.

Для заключения указанных выше сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства. При обнаружении факта отчуждения жилого помещения подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде подопечного. При расторжении такого договора имущество, принадлежавшее подопечному, подлежит возврату, а убытки, причиненные сторонам договора, подлежат возмещению опекуном или попечителем в размере и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

Опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.

Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, в том числе при:

1) отказе от иска, поданного в интересах подопечного;

2) заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного;

3) заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется в случаях выдачи доверенности от имени подопечного.

Однако опекуны и попечители, в отличие от родителей, не обязаны нести основную финансовую ответственность за благополучие детей, то есть содержать подопечных за счет собственных средств. Их содержание осуществляется из причитающихся им социальных выплат, таких как алименты, пенсии, пособия и т. п., а также за счет доходов от имущества подопечных, полученных как при распоряжении имуществом, которое могут осуществлять опекуны или попечители, так и в результате доверительного управления их особо ценным имуществом, переданным органами опеки и попечительства по отдельно заключаемому договору с доверительным управляющим. В тех случаях, когда имущества подопечного для его содержания недостаточно, органы опеки и попечительства могут ставить перед компетентными органами государственной власти вопрос о выдаче пособий опекунам или попечителям на их содержание (ст. 31 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве»).

Однако они обязаны заботиться о надлежащем содержании подопечных, об их физическом развитии. В соответствии с п. 1 ст. 25 указанного Закона опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении его имуществом с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

В современной России наряду с институтом «классической» (по выражению Л. Ю. Михеевой) опеки, в котором исторически главной целью была и остается защита прав и законных интересов подопечного, существует ряд других видов и форм опеки (попечительства). В частности, в соответствии с ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» опека (попечительство) может быть временной (предварительной) и обычной (постоянной). Она может быть назначена по заявлению родителей несовершеннолетнего, которые в течение определенного времени не могут по уважительной причине исполнять свои родительские обязанности; основанием для ее назначения может быть также заявление единственного родителя ребенка, который адресует органам опеки и попечительства свое письменное распоряжение на случай смерти о назначении опекуном или попечителем его ребенка конкретного лица.

Попечительство может быть назначено также по заявлению самого несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет. Разумеется, решающее слово в подобных случаях принадлежит органам опеки и попечительства, которые могут и не согласиться с предложенной кандидатурой и даже обязаны ее отвергнуть, если предлагаемое для этой роли лицо не соответствует требованиям закона, предъявляемым к личности воспитателя несовершеннолетнего.

В ст. 145 СК РФ и в ст. 10 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» указано, что опекуном, попечителем или приемным родителем может быть только совершеннолетний, полностью дееспособный гражданин, который по своим деловым и нравственным качествам в состоянии справиться с выполнением функций по опеке и попечительству, главное – с выполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетних подопечных. Он должен обладать достаточным здоровьем, по крайней мере настолько, чтобы, с одной стороны, справляться с обязанностями по уходу за несовершеннолетним, с другой – не создавать для него обстановку, опасную для его жизни и здоровья. Перечень заболеваний, при наличии которых граждане не могут принять детей на воспитание в свои семьи, утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 года № 742.

Лица, принимающие детей на воспитание, должны иметь такие жилищные условия, чтобы не только самим не нуждаться в жилье и не пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному, но и принять ребенка в свою семью и обеспечить ему надлежащие условия для проживания. Материальное положение лиц, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, должно быть достаточным, чтобы не возникало соблазна воспользоваться в своих интересах имуществом и (или) денежными средствами, принадлежащими подопечному.

Не могут быть воспитателями несовершеннолетних подопечных, а также усыновителями, лица, лишенные родительских прав, ограниченные в родительских правах, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, лица, в отношении которых было в свое время отменено усыновление по их вине, которые были отстранены от исполнения обязанностей по опеке или попечительству, а также лица, с которыми был расторгнут договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Не могут быть назначены опекунами, попечителями, приемными родителями лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

Нам представляется, что закон должен запретить назначение опекунами или попечителями лиц, ранее судимых за умышленные преступления против собственности, например за кражу, грабеж, разбой и т. п., поскольку передача детей в руки подобных «воспитателей» не обеспечивает их личной безопасности, более того, может привести к тому, что несовершеннолетнему подопечному могут быть привиты навыки преступного поведения. Представляется, что такое законодательное решение способствовало бы максимальной степени реализации права ребенка на защиту от негативного влияния на них со стороны законных опекунов и иных лиц, осуществляющих заботу о ребенке (ст. 19 Конвенции).

Однако в принципе вовсе не обязательно дожидаться законодательного запрета для того, чтобы оградить несовершеннолетнего от вредного влияния со стороны будущего опекуна или попечителя, в том числе приемных родителей, так как вопрос о назначении конкретного лица опекуном, попечителем или приемным родителем решается органами опеки индивидуально в каждом конкретном случае.

Если прежде опека и попечительство были лишь одними из форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, то в настоящее время все формы такого воспитания, за исключением усыновления (удочерения), стали разновидностями опеки и попечительства, включая приемную семью, которая ранее была самостоятельной, помимо опеки и попечительства, формой воспитания детей данной категории, а также патронатную семью (патронат, патронатное воспитание), если такая форма опеки и попечительства предусмотрена законодательством соответствующего субъекта РФ.

Особого внимания заслуживает институт приемной семьи. Даже став разновидностью опеки и попечительства, в соответствии с федеральным законом «Об опеке и попечительстве», он нацелен, прежде всего, на воспитание ребенка. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей на профессиональной основе, то есть за вознаграждение.

Законы некоторых субъектов РФ предусматривают необходимую специальную подготовку приемных родителей. В этом смысле передача ребенка на воспитание в семью лиц, обладающих педагогическими способностями и высокими нравственными качествами, является привлекательной формой для обучения и воспитания несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей. По результатам изучения адаптации детей, эффективность одних и тех же коррекционных, реабилитационных и воспитательных мероприятий более чем в два раза выше в приемной семье, чем в условиях государственных учреждений.

Приемная семья создается на основании договора о возмездном осуществлении опеки и попечительства. Приемными родителями могут быть либо супруги, принимающие на себя обязанность совместно осуществлять воспитание приемных детей, либо одинокие лица. Создание и деятельность приемной семьи регулируется Правилами «О создании приемной семьи», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423. Контроль за условиями воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе за условиями жизни и воспитания детей в приемной семье, возлагается на органы опеки и попечительства (ч. 1 п. 1 ст. 121 СК). Они вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения им соответствующих обязанностей, расторгнуть договор с приемными родителями или предъявить в суде иск об отмене усыновления (удочерения).

Что касается усыновления как приоритетной формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, то ребенок, помещенный в семью усыновителя, теряет социальный и правовой статус ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Особенности его семейно-правового статуса в отличие от кровного ребенка заключаются лишь в его праве на вступление в брак с кровным ребенком усыновителя, поскольку в ст. 14 СК РФ, не допускающей расширительного толкования, запрет на вступление в такой брак не установлен. Можно сомневаться в нравственной оправданности такой нормы, однако с юридической точки зрения следует констатировать почти абсолютное равенство в правах между кровным ребенком усыновителя и усыновленным.

Если сравнивать его семейно-правовой статус с семейно-правовым статусом несовершеннолетнего подопечного, в том числе приемного ребенка, то можно выделить лишь одну особенность: невозможность общения с кровными родителями и иными кровными родственниками, поскольку усыновление прерывает все правовые связи усыновленного с его кровной семьей.

Еще по теме § 3. Особенности правового положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан:

  1. § 4. Правовое положение детей, помещенных на воспитание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  2. Глава 7. Особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  3. § 2. Социальные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
  4. Раздел 4.5. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей
  5. § 1. Развитие законодательства о правовом положении детей-сирот в дореволюционной и советской России
  6. § 3. Административные наказания за неисполнение родителями (иными законными представителями) несовершеннолетних обязанностейпо содержанию и воспитанию детей
  7. § 3. Криминализация и общая характеристика уклонения родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении
  8. Обязанности детей по содержанию родителей и заботе о них.

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде. Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

1332. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ КУНГУРСКОГО РАЙОНА) 39.93 KB
Объектом исследования данной курсовой служат дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Таких в России – несколько десятков миллионов. На территории города Кунгура и Кунгурского муниципального района на сегодняшний день насчитывается порядка 700 детей.
17990. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, КАК ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 75.15 KB
Сформулировать проблемы реализации права ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье; рассмотреть статус органов опеки и попечительства; изучить права и обязанности опекунов и попечителей изучить судебное и внесудебное разрешение споров, связанных реализацией права опеки и попечительства, как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей...
18610. Опека и попечительство над детьми, как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей 88 KB
Общественные отношения, возникающие в связи с содержанием, воспитанием и обеспечением общего и профессионального образования детей, оставшихся без попечения родителей, в детских деревнях семейного типа и домах юношества. К отношениям, не урегулированным Законом
11471. Опека и попечительство над детьми как одна из форм устройства детей оставшихся без попечения родителей 89.11 KB
Государство уделяет больше внимания семейным формам воспитания детей, потому что именно семейное воспитание ребенка, тепло и уют домашнего очага дают ему возможность почувствовать себя полноценным членом общества. Детям, воспитывающимся в интернатных учреждениях
1256. Проектирование программ по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интернатного учреждения 400.09 KB
Теоретические аспекты проектирования программ по Социальной адаптации детей оставшихся без попечения родителей в условиях интерантного учреждения. Проблемное поле детей оставшихся без попечения родителей как основа для разработки проектирования программы по социальной адаптации. Особенности социальной адаптации детей оставшихся без попечения родителей как технология социальной работы
12991. Системы социального сопровождения ВИЧ-инфицированных детей-сирот 104.67 KB
Исследовать особенности социального сопровождения ВИЧ-инфицированных на основе опыта специалистов СПб ГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», СПб ГБУЗ «Специализированный дом ребенка № 16 (психоневрологический)» и Общественного благотворительного фонда «За здоровое поколение на пороге XXI века» и дать рекомендации по улучшению системы социального сопровождения.
1267. ОТКРЫТОЕ И ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОНЫЕ ОБЩЕСТВА: ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, СТАТУС, УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ, ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ 49.42 KB
В России более половины юридических лиц имеют форму АО, она стала одной из самых распространенных форм хозяйствования, глубоко вошла в механизм экономических преобразований и оказывает существенное влияние на его развитие
5015. Влияние развода родителей на детей подросткового возраста 37.86 KB
По данным статистики за последние годы резко возрастает число детей которые воспитываются в неполных семьях где в подавляющем большинстве воспитателем является мать. Этот кризис сопровождается постоянными конфликтами происходящими на глазах у детей. В данной работе преследуется цель комплексного анализа влияния развода родителей на детей подросткового возраста. появилось на...
14052. Установление отцовства. Правовое регулирование установления происхождения детей 15.95 KB
Рождение ребенка это важное событие в жизни любого человека. Для установления происхождения ребенка от матери материнство не имеет значения рожден ею ребенок в браке или нет. Поэтому заявление в орган записи актов гражданского состояния о регистрации рождения вправе подать как мать ребенка рожденного в браке так и мать ребенка рожденного вне брака одинокая мать. Заявление о рождении ребенка должно быть сделано не позднее чем через месяц после появления ребенка на свет.
17647. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С ДЦП 41.36 KB
Детский церебральный паралич (ДЦП) - тяжёлое мультифакториальное заболевание нервной системы, обусловленное вредоносными воздействиями на мозг в различные периоды внутриутробного развития ребёнка, во время родов и в первые недели жизни. Время воздействия вредоносных факторов определяет картину болезни в большей степени

Об установлении статуса сироты

По делу № 2-412/12

Принято Октябрьским районным судом г. Тамбова (Тамбовская область)

  1. Октябрьский районный суд города Тамбова в составе:
  2. председательствующего судьи Дьяковой С.А.,
  3. с участием прокурора Октябрьского района г. Тамбова – Клюкина Ю.Ю.,
  4. при секретаре Леоновой О.В.,
  5. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Мичуринска Тамбовской области в интересах ФИО13 к Управлению труда и социального развития Тамбовской области об установлении его правового статуса, признав его лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о принятии учетное дело ФИО14, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для направления его в Управления труда и социального развития Тамбовской области на получение социальной выплаты для приобретения жилья,
  6. Установил:

  7. Прокурор г.Мичуринска Тамбовской области в порядке ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах ФИО15. к Управлению труда и социального развития Тамбовской области и Управлению народного образования администрации г.Мичуринска об установлении его правового статуса, признав его лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возложении обязанности на управление образования и науки Тамбовской области принять учетное дело ФИО16, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для направления его в Управления труда и социального развития Тамбовской области на получение социальной выплаты для приобретения жилья. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ФИО17., в 2002 году остался без попечения родителей, так как его отец ФИО18, 24.06.2002 года был осужден Московским районным судом г. Рязани и отбывал наказание в ФБУ ИК -5 УФСИИ России по Рязанской области до ДД.ММ.ГГГГ г., а мать - ФИО19, не занималась воспитанием своих детей и её местонахождение было неизвестно, Решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ г. лишена родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей, в том числе и в отношении ФИО20. Воспитанием, содержанием, образованием несовершеннолетнего ФИО21 с декабря 2002 занималась ФИО22, назначенная его опекуном Постановлением администрации города Мичуринска от ДД.ММ.ГГГГ г. №№ «Об установлении опеки над несовершеннолетними ФИО23». Отец, ФИО24., после освобождения из мест лишения свободы в город Мичуринск не вернулся, о своем освобождении ни кому не сообщил, воспитанием и содержанием своих детей не занимался. Решением Мичуринского городского федерального суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО25. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей. В отношении старшего сына ФИО26. ФИО27 не был лишен родительских прав, так как на момент рассмотрения гражданского дела по иску ФИО28 и Управления народного образования администрации города Мичуринска к ФИО29 о лишении родительских прав, Николай достиг совершеннолетия. Постановлением главы администрации г.Мичуринска от ДД.ММ.ГГГГ г. №№ ФИО30., оставшемуся без попечения родителей, предоставлено право на внеочередное получение жилья, в связи с отсутствием постоянного места жительства, так как жилое помещение, в котором он проживал, расположенное по адресу: <адрес>, сгорело; недвижимого имущества за ФИО31. не значится. В соответствии со ст.6 закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. №682-3 «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО32 как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Согласно п.2 ст.1 Закона Тамбовской области от 20.07.2005 г. №342-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в Тамбовской области» на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа. Просит суд установить правовой статус ФИО33., признать его лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязать управление образования и науки Тамбовской области принять учетное дело ФИО34., относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для направления его в управление труда и социального развития области на получение социальной выплаты для приобретения жилья.
  8. В судебном заседании прокурор – ФИО35 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
  9. Представитель ответчика Управления труда и социального развития Тамбовской области в судебном заседании не возражала против удовлетворения данных исковых требований.
  10. Представитель ответчика Управления народного образования администрации г.Мичуринска в судебном заседании не возражала против удовлетворения данных исковых требований.
  11. Представитель ответчика Управления образования и науки Тамбовской области в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
  12. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
  13. Из материалов дела следует, что ФИО36 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Мичуринского городского суда г. Тамбова от ДД.ММ.ГГГГ года его мать ФИО37. лишена родительских прав в отношении ФИО38. Отец ребенка – ФИО39 по Приговору Московского районного суда г.Рязани от ДД.ММ.ГГГГ года осужден к лишению свободы, освобожден из мест лишения свободы 25.12.2008 года. Постановлением администрации г.Мичуринска №№ от ДД.ММ.ГГГГ года в отношении ФИО40 установлена опека, опекуном назначена ФИО41 Решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО42. лишен родительских в отношении своих детей. На момент лишения родительских прав ФИО43 ФИО44 достиг совершеннолетия.
  14. Постановлением администрации г.Мичуринска Тамбовской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ года постановлено в соответствии со Жилищного Кодекса РФ несовершеннолетнему ФИО45. предоставить вне очереди жилое помещение по окончании пребывания под опекой или в детском интернатном учреждении. На основании сообщения ГУПТИ Тамбовской по г.Мичуринску области от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО46 ФИО47 ФИО48 на праве собственности объекты недвижимости на территории г.Мичуринска и Мичуринского района не имеют.
  15. 10.11.2011 г. ФИО49. в Управление труда и социального развития Тамбовской области написано заявление на предоставление субсидии на приобретение жилья после окончания прохождения службы в армии 09.11.2011 г.
  16. Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий положения от 13.10.2010 г. ФИО50 проживает у свого опекуна ФИО51 по адресу <адрес>, находящийся в собственности посторонних лиц. Николай зарегистрирован по адресу: <адрес>, который сгорел., в связи с чем нуждается в получении социальной выплаты на приобретение жилья.
  17. До настоящего времени жилье ФИО52 не предоставлено, социальная выплата на приобретение или строительство жилья так же не произведена.
  18. При этом, его право на получение жилья либо социальной выплаты на его приобретение или строительство, основано за нормах действующего законодательства и ответчиком не оспаривается.
  19. провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7).
  20. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов ( , пункт « ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
  21. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
  22. РазРешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 ст. 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
  23. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ().
  24. В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 ст. 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).
  25. Вышеуказанная правовая норма предусматривает, что право на обеспечение жильем вне очереди предоставлено лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения. Такая категория как "лица, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в данной норме не поименована. Это, однако не означает отсутствие у таких лиц права на внеочередное обеспечение жильем по указанным нормам права, что следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 07.06.2011 N 746-О-О.
  26. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку положения п. 1 ст. 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы как федерального закона, принятого позднее.
  27. Принимая во внимание, что в ЖК РФ поименованы лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именно этот закон имеет приоритет над положениями Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
  28. Так, в соответствии с ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 случаев. Такое исключение предусмотрено, в частности, ЖК РФ - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
  29. Закрепленное Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8).
  30. В силу ст.6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. № 682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или если их возвращение в закрепленные за ними жилые помещения невозможно, по окончании их пребывания в учреждениях для детей-сирот, а также в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются уполномоченным органом исполнительной власти Тамбовской области вне очереди однократно жилым помещением общей площадью не менее 33 и не более 37 квадратных метров, путем предоставления жилого помещения по договору социального найма. При отсутствии необходимого жилищного фонда детям-сиротам и лицам приравненных к ним категорий однократно предоставляется социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, пригодного для постоянного проживания и благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, соответствующего требованиям к общей площади жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении.
  31. Постановлением администрации Тамбовской области № № от ДД.ММ.ГГГГ. определено управление труда и социального развития Тамбовской области органом исполнительной власти области, уполномоченным на обеспечение жилой площадью детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  32. Постановлением администрации Тамбовской области № № от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден Порядок обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью или предоставления данным лицам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Согласно п. 3.1. Порядка Управление образования и науки области до 15 апреля текущего года, представляет в управление труда и социального развития области сведения о лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.2 настоящего Порядка для включения в единый список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилой площади или социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, и учетные дела на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в сведениях. Предоставление лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной выплаты осуществляется на основании приказа управления труда и социального развития области и сертификата.
  33. Законом Тамбовской области от 20 июля 2005 г. №342-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в Тамбовской области» установлен порядок принятия на учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из их числа, в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
  34. Согласно статье 4 Закона Тамбовской области от 10 мая 2011 г. № 2-З «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Тамбовской области» органы опеки и попечительства ведут учет усыновленных (удочеренных) детей, а также детей, в отношении которых установлена опека или попечительство, в том числе по договорам о патронатном воспитании или договорам о приемной семье.
  35. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО53, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей: Решением Мичуринского городского суда г. Тамбова от ДД.ММ.ГГГГ года мать ФИО54 лишена родительских прав в отношении ФИО55. Отец ребенка – ФИО56 по Приговору Московского районного суда г.Рязани от ДД.ММ.ГГГГ года осужден к лишению свободы. Постановлением администрации г.Мичуринска №№ от ДД.ММ.ГГГГ года в отношении ФИО57 установлена опека. Постановлением администрации г.Мичуринска Тамбовской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ года постановлено в соответствии со Жилищного Кодекса РФ несовершеннолетнему ФИО58 предоставить вне очереди жилое помещение по окончании пребывания под опекой или в детском интернатном учреждении.
  36. На момент освобождения ФИО59 из мест лишения свободы 25.12.2008 года Николаю было 17 лет, ФИО60 в город Мичуринск не вернулся, о своем освобождении ни кому не сообщил, воспитанием и содержанием своих детей не занимался. В 2009 году опекун ФИО61 обратилась в Мичуринский городской суд о лишении родительских прав ФИО62 в отношении своих детей. Решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО63 лишен родительских в отношении своих детей. На момент лишения родительских прав ФИО64 ФИО65 достиг совершеннолетия.
  37. Анализируя изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г.Мичуринска Тамбовской области в интересах ФИО66., поскольку последний относится к категории лиц из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ним жилого помещения и в силу вышеприведенных норм права имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
  38. Руководствуясь ГПК, суд
  39. Решил:

  40. Исковые требования прокурора г. Мичуринска Тамбовской области удовлетворить.
  41. Установить правовой статус ФИО67, признать его лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  42. Обязать органы опеки и попечительства г. Мичуринска Тамбовской области передать учетное дело ФИО68, ДД.ММ.ГГГГ рождения, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Управление образования и науки Тамбовской области.
  43. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Тамбова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
  44. Судья: С.А.Дьякова
  45. Решение в окончательной форме изготовлено 27.02.2012 года.
  46. Судья: С.А.Дьякова

усыновление сирота родитель иностранный

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителя в установленном законом порядке.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются:

Образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и / или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

Учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками,

Социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);

Учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Законом закреплено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виде:

Предоставления им за время пребывания в соответствующем государственном и муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приёмных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости;

Обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учёт таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами Российской Федерации, настоящим кодексом, гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 121 СК РФ).

Российское государство и общество всегда уделяло большое внимание защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Обездоленные дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны государства. В настоящее время официальное признание получил термин «дети, оставшиеся без попечения родителей». Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говорится в ст. 20 Конвенции о правах ребёнка.

Оставление детей без попечения родителей может быть вызвано разными причинами. Их перечень трудно исчерпывающим образом установить в законе. Статья 121 СК РФ определяет лишь основные из них. Приходится иметь дело с причинами как объективного, так и субъективного характера.

К первым относятся: смерть родителей; их тяжёлая болезнь, делающая невозможной заботу о ребёнке, защиту его прав; признание родителей недееспособными; ограничение или лишение родителей родительских прав.

Другие причины утраты родительского попечения - следствие либо невозможности защищать ребёнка, заботиться о нём из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском учреждении и т.п.), либо нежелание выполнять свой родительский долг. Правда такое нежелание, в свою очередь, может объясняться как немотивированным уклонением от выполнения родительских обязанностей, так и стечением обстоятельств (новая семья, проживание в другой местности и т.п.).

Наиболее острой формой проявления безразличия к ребёнку со стороны родителей является отказ взять его из учреждения, где он находится. Если это больница или другое медицинское учреждение, то в результате такого отказа после излечения несовершеннолетний попадает в категорию детей, утративших родительское попечение. То же самое можно сказать о ситуациях, когда ребёнок находится в воспитательном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении, куда он был помещён родителями на время. Нежелание взять ребёнка может рассматриваться как основание для последующего его устройства. При этом не имеет значения, какими соображениями руководствуется родитель, что мешает ему взять к себе своего ребёнка без уважительных к тому причин.

Возможно возникновение какой-то другой жизненной ситуации, способной повлечь за собой прекращение попечения о ребёнке со стороны его родителей. Отсутствие в Семейном Кодексе ограничений в определении причин и признаков такой ситуации превращает данное положение закона в гибкий инструмент помощи детям, попавшим в бедственное положение. Но если ребёнок растёт в семье родителей-беженцев, временных переселенцев, то он, по общему правилу, делит с ними все трудности. Поэтому его нельзя причислить к детям, оставшимся без попечения родителей: они заботятся о ребёнке по мере своих возможностей. Если же такой заботы почему-либо нет, имеют место все признаки утраты родительского попечения, отягощённые положением ребёнка-беженца, временного переселенца.

При наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 121 Семейного Кодекса, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей, которая одновременно является правом этих органов как уполномоченным государством на её осуществление.

Смерть родителей удостоверяется свидетельством о смерти. Началом утраты родительского попечения в этом случае будет день, когда она наступила. При лишении родительских прав, ограничений в родительских правах, признании родителей недееспособными утрата родительского попечения наступает с момента вступления решения суда в законную силу. То же самое относится к ситуации, когда родитель лишается свободы. В таких случаях за точку отчёта нужно брать дату взятия под стражу. При болезни родителей дело обстоит несколько сложнее. Если она связана с помещением на длительное лечение, то утрата родительского попечения возникает, когда родителя помещают в медицинское учреждение. Аналогично решается вопрос, если родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией.

Если точную дату утраты родительского попечения установить невозможно, она определяется в зависимости от конкретной ситуации представителем органа опеки и попечительства по месту нахождения ребёнка. После проверки поступившей в эти органы информации составляется акт обследования с выводами о наличии или отсутствии факта утраты родительского попечения.

Для выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 Семейного Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Орган опеки и попечительства в течение трёх дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребёнка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребёнка до решения вопроса о его устройстве Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребёнок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения (п. 1 ст. 122 СК РФ).

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пп. 1и 2 ст. 123 СК РФ, обеспечивает устройство ребёнка и при невозможности передать ребёнка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребёнке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребёнке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учёта в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей и оказания в последующем устройстве ребёнка в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Порядок формирования пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом (п. 2 т. 122 СК РФ).

За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребёнка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленным законом (п. 4 ст. 122 СК РФ).

Выявление и учёт детей, оставшихся без попечения родителей, - непростое дело, поскольку их в России насчитывается примерно более миллиона. Статья устанавливает порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также порядок их учёта на местном (органами опеки и попечительства), региональном (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) и федеральном (федеральным органом исполнительной власти, определяемым правительством Российской Федерации) уровнях. Важной предпосылкой принятия органами опеки и попечительства мер по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, является их своевременное выявление. Это непосредственная функциональная обязанность должностных лиц органов опеки и попечительства, управомоченных на осуществление деятельности по охране прав детей. Вместе с тем в целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении таких детей закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать обо всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения.

Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны: близкие родственники ребёнка, жилищные органы, органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений, органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны работой с детьми и семьёй, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане.

Данная обязанность не обеспечена прямыми юридическими санкциями, и её следует рассматривать как закрепление должного поведения в интересах защиты прав ребёнка. Органы опеки и попечительства поддерживают постоянный контакт с теми, кто может располагать информацией о неблагополучном положении в семье, о безнадзорных детях. Семейный Кодекс устанавливает правило, согласно которому органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трёх дней провести первичное обследование, цель которого - проверка достоверности полученной информации (знакомство с ребёнком, ознакомление с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребёнком родительского попечения - выявление его родственников, которые могут обеспечить временный присмотр за ребёнком. В зависимости от обстоятельств ребёнок незамедлительно должен быть определён в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения.

На основании первичного обследования составляется два документа: акт обследования и основанное на нём заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребёнка). Одновременно при необходимости должны быть приняты меры по охране его имущества (составлена его опись и т.д.). Все данные о ребёнке заносятся в журнал первичного учёта установленной формы, и затем принимаются меры по его устройству. Устанавливается правовая обязанность руководителей учреждений (независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения информацию о каждом ребёнке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью. При несообщении таких сведений, нарушении установленных законом сроков их предоставления (не позднее 7 дней со дня, когда им стало об этом известно, т.е. появились установленные законом основания для передачи ребёнка в семью), предоставлении заведомо недостоверных сведений, а также при совершении иных действий, направленных на сокрытие ребёнка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...