Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Как загадать желание, чтобы оно исполнилось

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Психомоторное развитие детей 12 лет. Что включает в себя термин "психомоторное развитие". Навыки движений ребенка

В первый год жизни психомоторные функции ребенка развиваются наиболее интенсивно. Ежемесячно сравнивая сенсорные и интеллектуальные показатели своего малыша с нормами, которые приведены в календаре развития ребенка , можно своевременно заметить несоответствие психомоторного развития ребенка «эталонным» нормам календаря.

Календарь психомоторного развития ребенка: как он составлен?

Календарь психомоторного развития ребенка| составляют эксперты ВОЗ на основе сравнения индивидуальных календарей развития большой выборки здоровых детей. Кроме того, при составлении календаря психомоторного развития ребенка (особенно в части календаря развития речевых навыков детей), принимаются во внимание национальные особенности.

В приведенном нами календаре развития ребенка указаны показатели речевого развития для носителей русского языка. У носителей иных языков этапы развития речи будут отличаться.

Для родителей и педиатров очень важна возможность сравнить показатели психомоторного развития ребенка с некой усредненной нормой, которая и описана в календаре.

Календарь психомоторного развития ребенка: индивидуальные отличия

Следует учесть, что не все дети имеют одинаковые темпы развития по всем критериям календаря психомоторного развития. Поэтому не стоит беспокоиться, если часть психомоторных реакций малыша немного опережает те, которые описаны в календаре развития ребенка для соответствующего возраста, а часть несколько отстает от них.

Оценивая психомоторные функции по календарю развития ребенка, также необходимо учитывать, что результаты оценки зависят от ряда факторов, таких как настроение ребенка, степень комфорта, окружение и т.д.

Календарь психомоторного развития ребенка: отставание в развитии

Отставание в развитии определенных навыков на 1 месяц или меньше (по сравнению с приведенными в «эталонном» календаре развития ребенка) не является симптомом заболевания. Однако родители должны уделить особое внимание развитию необходимых умений у ребенка, используя для этого дополнительные стимулы. К примеру: или

Лишь при отсутствии положительной динамики развития психомоторных функций ребенка в течение месяца и более, показано обследование ребенка у врача-невролога.

Календарь развития ребенка: оценка психомоторного развития ребенка в возрасте до 1 года

Календарь развития ребенка:

возраст, мес. Календарь развития ребенка: моторика Календарь развития ребенка: статика Календарь развития ребенка: сенсорные реакции Календарь развития ребенка: речь Календарь развития ребенка: эмоции и социальное поведение
1 Выражены безусловные рефлексы: (сосательный, хватательный), ползание. Начинает держать голову по нескольку минут в горизонтальном положении, лежит на животе в конце месяца. Появляется кратковременное рассматривание внешней среды и слуховое сосредоточение. Появление «гуления» одиночными звуками в конце месяца, произносит гласные звуки между «а» и «е». Реагирует неудовольствием на сильные звуковые и световые раздражители. Увидев лицо, на миг останавливает взгляд на нем.
2 Вращает головой в разные стороны Начинает держать голову по несколько минут в вертикальном положении. Длительная зрительная реакция на движущийся предмет. Сосредоточение на звук. Частое короткое «гуление». Реагирует улыбкой на разговор. Фиксирует взгляд на лице, которое движется.
3 Начинает исчезать большинство безусловных рефлексов. Тянется за игрушкой. Хорошо держит голову. В ответ на звуковые раздражители и яркие предметы появляется сосредоточение, активная реакция. Частое, длительное «гуление». Первые звуки, составляющие цепочки. Отвечает комплексом оживления в ответ на эмоциональное общение.
4 Появляются направленные движения рук: все лучше берет игрушку. Переворачивается со спины на бок. В вертикальном положении появляются первые проявления опоры ногами. В положении на животе - уверенная опора на предплечья. Кроме четкой фиксации внимания на звук или предмет, характерным является комплекс оживления при встрече с родными людьми. Впервые начинает узнавать маму. Рассматривает игрушку в своей руке. Частое длительное, нараспев, «гуление» разными звуками. Появляются губно-губные согласные «м», «б», крики радости. Громко смеется в ответ на эмоциональное словесное обращение.
5 Начинает поворачиваться со спины на живот. Тянется рукой к игрушке и прикасается к ней. Стоит при поддержке за подмышки, опирается на кончики пальцев. Кроме все более четкой реакции на звуки, характерно обращение внимания на яркий предмет. Первые проявления распознавания своих и чужих людей, радость при появлении другого ребенка. Ритмичные цепочки звуков. Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, реагирует на строгие и ласковые интонации. Громко смеется, когда к ребенку обращаются.
6 Активно переворачивается со спины на живот, начинает переворачиваться с живота на спину. Хватает целенаправленно предложенную игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую. В положении на животе опирается на вытянутые руки или полностью открытые ладони. Все более адекватная реакция при появлении матери, отца и чужого человека. Следит за игрушкой, которая упала вниз. Лепетание: последовательное присоединение разнообразных выразительных слогов с изменением силы звука и высоты тона. Эмоции дифференцированы, тянет ручки, чтобы взяли на руки. По-разному ведет себя со знакомыми и незнакомыми.
7 Лежа на спине играет ногами (координация «рука-нога»). Перекладывает игрушки с одного места на другое, из руки в руку. Сидит с прямой спиной. При поддержке за туловище, на твердой основе пружинит (танцует). Пытается достать предмет, если это можно сделать, изменив положение тела. Продолжает лепетать. Включается в игру, повторяя взрослых, начинает требовать внимания к себе самого близкого человека (чаще всего матери).
8 Хватает каждой рукой по кубику и держит их непродолжительное время. Ползает на животе, переставляя вперед руки. Самостоятельно ложится, садится, поднимается. При соответствующем развитии навыков, обучается показывать ручками «до свидания», «ладушки». Кивание головы показывает согласие «да», отрицание «нет». Хорошо лепечет, ясно произносит звуки «ба», «ма», «да». Адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение. Наблюдает за действиями других детей, смеется, лепечет.
9 Может самостоятельно играть с различными игрушками. Умышленно сбрасывает предметы. Раскачивается на руках и коленях. Сидит свободно. При поддержке за руки стоит. Адекватно отвечает действиями на простые вопросы и просьбы «дай мне куклу», «посиди здесь». Знает свое имя. Реагирует на музыкальные звуки танцевальными движениями. Четкое удвоение слогов. Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, словесном уровнях. Повторяет действия других детей.
10 Количество целенаправленных движений увеличивается: составляет пирамидку, кладет игрушки на место, закрывает ящики и др. Появляется «пинцетный» захват: берет маленький предмет вытянутым указательным и большим пальцами. Можно вести, поддерживая за одну руку. Ползает на поверхностях разной высоты, многие дети самостоятельно стоят, придерживаясь за любой предмет. Все более выражены и обогащены указанные ранее проявления. Повторяет движения взрослых: «разговаривает по телефону», «помешивает кашу». Специально бросает игрушку. Корректное в звуковом плане повторение известных слогов. Появляются первые слова, которые ребенок понимает, в словарном запасе несколько слов. Вступает в диалог. Эмоциональное состояние отчетливо проявляется разнообразными мимическими движениями, голосовыми реакциями. Реагирует на все новое удивлением. Играет с другими детьми одной игрушкой.
11 «Щипцовый» захват: схватывает маленький предмет подушечками изогнутого указательного и большого пальцев. Ползает на руках и коленях с перекрестной координацией. Стоит без опоры. При поддержке за обе руки, делает шаги вперед. Выполняет простые требования и просьбы. Ориентируется в понятиях «можно», «нельзя», понимает запреты: «сиди тихо», «не бери». У ребенка появляются первые друзья, с которыми он играет. Односложные слова вытесняются двухсложными. Употребляет слова упрощенного варианта «ляля», «нозя», «цаца». Машет рукой на прощание. Радуется приходу детей. Выборочное отношение к разным детям.
12 Может играть с игрушками по часу и больше. Ходит вдоль стены при поддержке за одну руку или самостоятельно. Выполняет все более сложные требования и просьбы, понимая их. Количество проявлений реакции на внешнюю среду увеличивается. Языковой запас: 8-12 слов. Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. Ищет игрушки, которые спрятаны. По просьбе обнимает родителей, стремится к одобрению, подтверждению своего успеха близким человеком.

Развитие движений (моторики) и развитие психики ребенка тесно связаны. Научившись держать голову, поворачиваться, вставать, ребенок получает больше возможностей для познания окружающего мира, а интерес ко всему, что он видит вокруг, стремление приблизиться к привлекающему внимание предмету, захватить рукой игрушку, выяснить, откуда идет звук становится стимулом двигательной активности.

Оценка развития ребенка, учитывает не только его двигательные навыки, но и эмоциональные реакции.

В 10 дней удерживает в поле зрения движущийся предмет и вздрагивает при резком звуке.

В 18-20 дней удерживает в поле зрения неподвижный предмет, лицо матери, успокаивается при сильном звуке.

В первые недели жизни ребенок часто и беспорядочно двигает руками и ногами. Из-за того, что мышцы-сгибатели пока сильнее мышц разгибателей, он лежит, прижав согнутые в коленях ноги к животу, а согнутые в локтях руки к груди, его пальцы часто зажаты в кулачок. Малыш неосознанно захватывает и довольно крепко держит протянутый палец (верхний хватательный рефлекс).

После месяца жизни наступает период, который врачи называют «комплексом оживления». Быстро двигает ручками и ножками. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. Радостно реагирует на появление матери, появляется первая улыбка. Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки и издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. Плавно прослеживает движущиеся предметы.

В два месяца уверенно удерживает голову в вертикальном положении 1-2 минуты, поднимает голову, когда его кладут на живот. Начинает «гулить» - подолгу певуче произнося звуки типа «га», «гу», «гкха», отвечая ими на ласковое материнское «агу». Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Поворачивает голову в сторону голоса или звука. Сосредоточенно смотрит на неподвижный, привлекший его внимание предмет. Длительно следит за движущейся игрушкой. В три месяца лежа на животе, начинает приподниматься, опираясь на руки. При поддержке под мышками крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Громко смеется, когда с ним играют. Ищет глазами человека, издающего звук. В вертикальном положении сосредотачивает взгляд на лице взрослого или на игрушке.

В четыре месяца самостоятельно поворачивается со спины на бок. Охотно берется за протянутые к нему руки и, при поддержке садится. Потягивает руку за подвешенной игрушкой, стараясь подтянуть ее к себе. Стоит при поддержке под мышки. Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему. По-разному реагирует на спокойную и быструю мелодию. Узнает маму и радуется ей. В пять месяцев самостоятельно поворачивается со спины на живот. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Свободно берет и держит в руке удобные для захвата предметы. Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку. Ест с ложки полу густую и густую пищу. Узнает голос матери. Различает тон, каким к нему обращаются: слыша ласковую, спокойную речь улыбается, когда говорят сердито, резко хмурится. Отличает по внешнему виду близких людей от чужих. Настораживается или даже плачет, увидев незнакомое лицо.

В шесть месяцев самостоятельно поворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. Переступает ногами, когда его поддерживают под мышки. Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами. Пьет из чашки. Перекладывает игрушки из одной руки в другую. Произносит отдельные слоги, подолгу певуче повторяет их. По-разному реагирует на свое и чужое.

В семь месяцев свободно меняет положение тела в манеже или кроватке. Встает на четвереньки. Самостоятельно садится из положения лежа и недолго сидит без поддержки. Начинает ползать. Стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее. По просьбе взрослого ищет взглядом и находит знакомые предметы. Подолгу лепечет, повторяет за взрослыми простые слоги - «ба», «да», «па», «ма».

В восемь месяцев встает на ноги, ухватившись за перила манежа; переступает вдоль него, держась обеими руками. Много и быстро ползает. Долго занимается игрушками, подражая действиям взрослого. Ест корочку, которую сам держит в руке. По просьбе взрослого подает ему руку, машет при слове «до свидания». Громко и четко повторяет различные слоги. В девять месяцев переступает за коляской, держась за нее обеими руками. Переходит от одного предмета мебели к другому, слегка придерживаясь за них руками. Катает, вынимает, открывает, нажимает, гремит различными предметами, в зависимости от их свойств. Хорошо пьет из чашки, придерживая ее рукой. Спокойно относится к высаживанию на горшок. Совершает плясовые движения под музыку. По просьбе взрослого находит знакомые предметы в разных местах. Знает свое имя и имена близких ему людей. Повторяет за взрослым слоги, которые уже есть в его лепете.

В десять месяцев держась за перила, поднимается на невысокую горку и спускается с нее. По просьбе взрослого находит и дает знакомые предметы. Действия с предметами принимают устойчивый характер (мелкие предметы вкладывает в кастрюльку, открывает и закрывает крышку). Занимается с другим ребенком. Повторяет за взрослым новые слоги, которых нет в его лепете. В одиннадцать месяцев самостоятельно, без поддержки стоит. Балансируя руками, делает первые самостоятельные шаги. Начинает складывать пирамидку, снимая и надевая на стержень кольца. Пытается сам надеть носки, рубашку, шапочку. Радуется приходу детей. Называет начальными слогами некоторые игрушки, вещи. Начинает говорить односложные и двусложные слова - «на», «дай», «мама», «папа», «баба», «ав - ав», «кис - кис». В двенадцать месяцев ребенок ходит самостоятельно, без опоры. Выполняет четко данные поручения: найти, принести, положить на место. Понимает слова «можно», «нельзя». Самостоятельно пьет из чашки (берет руками, ставит). Различает предметы по форме, внешнему виду. Смеется и лепечет с ребенком, протягивая и отдавая ему игрушку. Легко подражает новым слогам. Хорошо произносит 5-10 слов.

Безусловные рефлексы

Рефлекс - это закономерная ответная реакция организма в ответ на изменения внешней или внутренней среды, осуществляемая при участии ЦНС.

По характеру формирования рефлексы делятся на две большие группы: условные рефлексы, отсутствующие у новорожденных и длительно формирующиеся под влиянием различных раздражителей и специальных условий, и безусловные рефлексы - - сформировавшиеся к моменту рождения человека постоянно передаваемые реакции.

Среди них выделяют стойкие, пожизненные рефлексы - такие как глотательный, половой, сухожильный и рудиментарные рефлексы - такие как поисковый, сосательный, ладонно-ротовой, рефлекс опоры, хватательный и др., а также рефлексы, появляющиеся после рождения и не всегда проявляющиеся - такие, как например, верхний и нижний рефлексы Ландау.

Время исчезновения рудиментарных рефлексов и формирование новых рефлексов - важный момент в оценке психомоторного развития ребенка. Поэтому перед тем, как приступить к массажу и гимнастике грудного ребенка мы рекомендуем изучить эти механизмы для повышения эффективности и профессионализма работы.

Рефлекторное разведение пальцев стопы (рефлекс Бабинского). Выполнение - плотное поглаживание одним пальцем по наружному краю стопы в направлении от пятки к мизинцу. В ответ на это движение пальцы стопы раздвигаются «веером». Рефлекс присутствует от 0 до 1,5 - 2 лет. Использование данного рефлекса очень эффективно и незаменимо при лечении плоскостопия. Нижний хватательный рефлекс. Выполнение - легкое нажатие кончиком большого пальца на подошву ребенка у основания пальцев. В ответ на это движение пальцы стопы поджимаются. Рефлекс присутствует от 0 до 8 месяцев. Очень эффективно использование данного рефлекса при лечении плоскостопия.

Верхний хватательный рефлекс. Малыш неосознанно захватывает и довольно крепко держит протянутый палец, предмет.

Поисковый рефлекс. При поглаживании одним пальцем подбородка, ребенок открывает рот и поворачивает голову в стороны. Рефлекс присутствует до 4 месяцев. Очень эффективно можно использовать рефлекс при лечении кривошеи.

Ладонно-ротовой рефлекс . При легком надавливании на подушечку дистальной фаланги большого пальца на руке, ребенок открывает рот, нагибает голову вперед и приподнимает плечевой пояс. Рефлекс присутствует до 3-4 месяцев, хорошо тренирует мышцы шеи и плечевого пояса.

Рефлекс опоры. Если ребенка зафиксировать в положении стоя, он опирается на полную стопу, выпрямляет ноги и спину. Рефлекс присутствует до 1,5-2 месяцев.

Шаговый рефлекс «автоматическая походка». Зафиксировать ребенка в положении стоя, слегка наклонить вперед и протянуть носками стоп по поверхности стола. Ребенок будет автоматически шагать. Рефлекс присутствует до 1,5-2 месяцев. В 6-8 месяцев появляется осознанная походка.

Защитный рефлекс. В положении лежа на животе, ребенок поворачивает голову на бок. Рефлекс присутствует до 2-3 недель

Установочный рефлекс. В положении лежа на животе, ребенок устанавливает голову вертикально. Рефлекс присутствует с 3 недельного возраста. Рефлекс Ландау «парение». Под живот ребенка подвести обе руки до соприкосновения мизинцами, большие пальцы ложатся по бокам на уровне нижних ребер. Далее поднимаем малыша над столом. При этом ребенок упирается ногами в вашу грудь, тело образует дугу, голова приподнята, мышцы спины и ягодиц напряжены. Этот эффект присутствует до года.

Сосательный рефлекс. Так как питание - главная гарантия жизни ребенка, сосательный рефлекс является доминирующим рефлексом и его нужно рассмотреть более подробно. У ребенка существует рефлекторная потребность сосать. Даже сытый, он продолжает чмокать губами. Эти сосательные движения как бы успокаивают и расслабляют его. Занятый сосанием, ребенок быстро засыпает. У грудных детей, привыкших постоянно держать во рту пустышку, притупляется сосательный рефлекс, потому что к моменту кормления он бывает уже усталым от непрерывного сосания. Сначала он лениво и долго сосет грудь, а в дальнейшем просто отказывается то нее. Обеспокоенная мать предлагает ему тут же бутылочку с соской, боясь, что он остался голодным. И, как правило, ребенок охотно начинает сосать из бутылочки. Ведь не надо прикладывать никаких усилий, молоко льется в рот само! Сосательный рефлекс, как уже было сказано - доминирующий. Именно поэтому сосание способно тормозить все другие виды деятельности, подавлять двигательную активность. Большинство нормально развивающихся детей к году имеют определенный словарный запас. Дети, у которых во рту постоянно находится пустышка, как правило, в этом возрасте не говорят.И если ребенок продолжает сосать до двух, трех, а то и до четырех лет, то, возможны задержка развития речи, интеллекта, а также проблемы с дикцией.Конечно, безоговорочно отказываться от пустышки нельзя. Существует категория нервных, возбудимых детей, которые сильнее обычного реагируют на различные раздражители, внешние и внутренние. С помощью пустышки можно успокоить ребенка и отвлечь его внимание от раздражителей.

ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Массаж ребенка первого года жизни включает основные приемы:

поглаживание;

растирание;

разминание;

вибрация.

Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале следует применять щадящие приемы массажа (поглаживание), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания), а также разминание.

На плановом приёме у педиатра с ребёнком до года очень часто спрашивают, что умеет, и что делает малыш. Или врач сам перечисляет навыки ребёнка, согласно его возрасту. С чем это связано и что врач таким образом выясняет. О чём говорят умения малыша на определённом месяце его жизни. Давайте попробуем ответить на эти вопросы в нашей статье.

Психомоторное развитие ребенка

Психомоторное развитие детей до года

На каждом приёме с новорожденным у педиатра вы слышите одно и то же: что умеет малыш в этом месяце? Что он делает из перечисленного врачом списка? Педиатр задаёт эти вопросы не из праздного любопытства. Он выясняет психомоторное развитие новорожденного. Это проявляется в умениях крохи свершать двигательную активность, жесты согласно возрасту.

Давайте рассмотрим психомоторное развитие младенца коротко по месяцам:

1 месяц характеризуется:

  • имеются рефлекторные действия;
  • ребёнок прислушивается к голосам;
  • сжимает руки в кулаки, подносит их ко рту;
  • следит за родителем, яркой игрушкой.

На втором месяце отмечается:

  • отвечает на звуки, поворачивая голову;
  • улыбается;
  • пытается удерживать голову;
  • захватывает предметы;
  • лёжа на голове хорошо держит голову.

Третий месяц знаменателен:

  • хорошо удерживает голову;
  • умеет переворачиваться;
  • гулит;
  • умеет сосредатачиваться;
  • отвечает на общение взрослого улыбкой.

4 месяц характеризуется:

  • узнаёт маму, реагирует на её голос;
  • умело переворачивается;
  • гуление более длительное, эмоциональное;
  • умеет себя занять.

На пятом месяце появляется:

  • может отличать своих от чужих;
  • развит хватательный рефлекс;
  • может есть прикорм;
  • различает тона.

Шестой месяц знаменателен:

  • может сидеть;
  • активно играет с игрушками;
  • поднимает упавшие игрушки;
  • смеётся в голос.

На седьмом месяце отмечается:

  • сидит самостоятельно;
  • пытается ползать;
  • активно гулит;
  • ест с ложки;
  • может себя занять.

Для восьмого месяца характерно:

  • может катать, стучать;
  • ползает;
  • встаёт у опоры;
  • активно ест прикорм;
  • играет в «ладушки»;
  • узнаёт себя в зеркале.

На девятом месяце проявляются:

  • ходит у опоры;
  • самостоятельно сидит;
  • ползает;
  • откликается на своё имя;
  • ест с ложки, пьёт из чашки;
  • пытается говорить слова.

Десятому месяцу соответствует:

  • ходит, держась за руки;
  • любопытен;
  • выполняет простые просьбы;
  • произносит первые слоги.

11 месяц характеризуется:

  • пытается ходить;
  • ходит у опоры;
  • ходит за одну руку;
  • способен выполнять просьбы;
  • определяет глаза, нос, рот, уши.

Первый год жизни ребёнка проявляется:

  • самостоятельно умеет ходить;
  • играет с игрушками;
  • произносит простые слова;
  • выполняет простые действия;
  • знает части тела.

Итак, мы вкратце рассмотрели психомоторное развитие детей раннего возраста на разных этапах жизни вашего малыша до одного года. Ребёнок развивается динамично, у него появляются новые навыки и умения.

Существует тест оценки психомоторного развития ребёнка.

Тест оценки психомоторного развития ребенка основан на способности ребёнка выполнять определённые задания, подходящие для его возраста. В результате должно получиться не меньше 3 выполненных и не выполненных заданий. Если ваше чадо при прохождении теста допустило ошибок больше разрешённого, то тест считается не пройденным. Если, ребёнок прошёл тест, где справляются 25% детей - результат будет «с опережением». Такой вид тестирования получил своё название «Денверский скрининговый тест»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Дошкольный период характеризуется значительными преобразованиями в деятельности всех физиологических систем организма, а возраст 5-7 лет считается одним из критических этапов развития ребенка, от которого во многом зависит вся его последующая жизнь. Уровень психомоторного развития обусловлен функциональной зрелостью нервной системы, обеспечивающей способность к проявлению произвольных действий. Движение -- естественная биологическая потребность детей.

Двигательная функция есть результат совместной работы различных мозговых звеньев функциональной единой системы. Выпадение или дисфункция любого из них приводит к нарушению функционирования системы в целом.

Каждое звено вносит с вой специфический вклад в работу, в зависимости от уровня дисфункции, нарушения имеют различный характер. На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности, выражающееся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса.

Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в современной общей и специальной дошкольной педагогике, общей и специальной детской психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах развития психика и моторика находятся в неразрывном единстве.

Психомоторные способности в психолого-педагогической литературе рассматриваются в рамках проблемы трансформации в деятельности самого ее субъекта, его потребностей, его предрасположенности к конкретным видам деятельности. Деятельность является одним из основных факторов развития личности. Каждому этапу психического развития человека соответствует определённый тип ведущей деятельности, которая на данной стадии развития оказывает решающее влияние на изменение в его психических процессах и психологических особенностях личности (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский). Способности определяются как устойчивые индивидуальные психологические и физические свойства индивида, обеспечивающие успешность выполнения одного или нескольких видов деятельности

Проблема формирования психомоторных функций у дошкольников остается актуальной, в связи тем, что она играет значительную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста.

А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

Достижения, этапы, вехи

Все родители очень внимательны к достижениям своего ребенка, все подмечают основные вехи развития малыша: время, когда он сделал первые шаги, когда произнес первые слова и так далее. Успехи одного ребенка часто сравнивают с успехами другого -- брата или сестры, кого-то из родственников. Родители чаще всего признают, что варианты развития вполне возможны, но могут и сильно тревожиться, если им кажется, будто их дитя в чем-то запаздывает.

Надо помнить , что важен не возраст , в котором приобретено то или иное умение , а хронологическая последовательность фаз развития.

- Прогресс происходит поэтапно: «задержка» может быть вызвана потребностью ребенка отдать всю свою энергию чему-то, что сейчас для него в собственном развитии важнее. - То, что ребенок начинает садиться или вставать на ножки позже, чем «положено», не означает, что в будущем он будет развиваться с опозданием. - Некоторые особенности ребенка -- например, недоношенность -- могут сделать различия в развитии еще более явственными.

На первом году жизни психомоторное развитие идет параллельно психологическому , причем идет очень быстро*.

- Первое , что «умеет» ребенок , --это хватать , и первые его достижения связаны именно с попытками удерживать в руках предметы. Хватательный рефлекс есть у младенца от рождения (если вы положите ему на ладонь палец, он инстинктивно сожмет кулачок), потом этот рефлекс постепенно исчезает, и к трем месяцам ребенок может не только взять предмет (погремушку) рукой, но и помахать этим предметом.

Для того чтобы сесть, трехмесячному малышу еще нужна поддержка, но «сажая» его, мы можем оценить тонус его мышц и то, как он держит голову.

- К четырем месяцам он усваивает, как соединять ручки, -- это начало осознания единства своего тела.

- В пять месяцев он сознательно берет предмет и перекладывает его из одной руки в другую.

- В течение следующих недель он продолжает открывать свое тело -- первый «предмет», который оказался в полном его распоряжении. Это возраст, когда малышам нравится играть с собственными ножками.- Полугодовалый ребенок может играть в кубики, кроме того, в это время он уже начинает сидеть без поддержки.

Сначала малыш садится с помощью рук, обходиться без них он научится только к семи или восьми месяцам , а сидеть самостоятельно -- к десяти.

- В этот , первый , период развития игры с ребенком сводятся в основном к обмену разными стимулирующими этот обмен предметами. Игрушки, к которым тянется ребенок, должны быть яркими, привлекательными, но для того, чтобы его заинтересовать, нет никакой нужды ни в особенно изысканных, ни в особенно мудреных.

Важно, чтобы сидеть ребенку было удобно. Он может играть сидя при поддержке или, например, обложенный подушками, иначе ему понадобится опираться на руки.

- Десятимесячный ребенок может дать предмет взрослому. Взяв этот предмет, вы сможете заметить, что малыш не сразу его отпускает, -- тут важно, что у ребенка уже есть намерение отдать, есть желание общаться. В этом же возрасте младенец начинает показывать на предметы пальчиком , что предвещает появление речи.

- Дитя , которому около года , умеет выпускать предметы из рук и может бесконечно развлекаться тем, что бросает их, вы поднимаете и возвращаете ему, бросает -- вы поднимаете...

Первые шаги. Он начинает ходить

К году ребенок способен сделать первые шаги, хотя возраст, когда ребенок начинает ходить, может быть разным у разных детей: для одних это десять месяцев (исключительный случай), для других -- полтора года.

*В каком именно возрасте пойдет ребенок , значения не имеет , важна последовательность этапов развития. Ребенок, который самостоятельно сидит в восемь месяцев, необязательно начнет ходить ровно в год.

Нельзя считать вехами в развитии ползание или пробеги на четвереньках -- некоторые дети минуют эту стадию.

· Приобретение навыков ходьбы требует зрелости нервной системы и отсутствия у ребенка неврологических или органических заболеваний.

· К пятнадцати месяцам ребенок может стоять без посторонней помощи и начинает взбираться по ступенькам.

· В полтора года он сможет подняться по лестнице с вашей поддержкой.

· И только двухлетний ребенок сумеет сделать это сам.

Здесь опять-таки не указывается точный возраст: речь лишь о возрасте , упоминающемся в рекомендациях.

Чтобы понять , готов ли ваш ребенок к тому , чтобы приучать его к опрятности:

- дождитесь, пока он начнет уверенно ходить и подниматься на несколько ступеней лестницы -- к двум годам.

Эти навыки усваиваются при достаточной зрелости нервной системы и способности к произвольным действиям.

Стадия зеркала (от шести месяцев до полутора лет)

Около шести месяцев ребенок начинает улыбаться своему отражению в зеркале --так , будто это другой ребенок , и только намного позже малыш осознает, что это он сам.

- Примерно к году , еще не осознав этого, он способен, глядя на отражение в зеркале, предчувствовать единство своего тела.

- В два года он может назвать и показать свой нос, свои глаза, рот и уши.

- Трехлетние дети , параллельно с развитием речи, продвигаются в полном осознании своего телесного единства еще дальше и отражают это, рисуя человечков.

Не удивляйтесь, если при том, что ваш малыш в четыре года прекрасно осознает, как он устроен, и может назвать все части своего тела, его рисунки еще довольно архаичны и ноги у его человечков растут прямо из головы: это так называемые «головоноги».

Двигательное творчество в психомоторном развитии детей старшего дошкольного возраста

Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений.

Стратегия организации физического воспитания базируется на физиологических механизмах становления движений ребёнка и его психическом развитии. Известно, что, если хорошо развита моторика, то и психическое развитие ребёнка в норме, особенно в раннем возрасте, так, как движение является источником познания. Если движение в раннем возрасте это компонент сенсомоторных реакций, то в дошкольном возрасте ребёнок овладевает более сложными двигательными умениями и начинает выполнять движения более осознанно и произвольно.

В исследованиях отечественных и зарубежных учёных экспериментально доказано, что развитие моторики в большей степени обусловлено естественным созреванием соответствующих структур мозга и опорно - двигательного аппарата. С точки зрения физиологии движения делятся на простые непроизвольные и сложные произвольные движения.

Непроизвольные движения сначала проявляются как врождённые, а затем приобретают условно-рефлекторный характер. Произвольные движения формируются изначально как заученные, представляя собой множество приобретаемых в жизненном опыте навыков и движений. По мнению М. М. Кольцовой, А. В. Запорожца и др. авторов развитие врождённых движений - «фактор созревания» в единстве с выработанными движениями - «фактор научения» могут обеспечить успешное двигательное развитие ребёнка.

Приобщая дошкольников к физической культуре, перед нами встаёт вопрос (общая проблема дошкольного образования):

нужно ли учить ребёнка в детском саду ходить, бегать, прыгать и т.д., когда это всё он умеет делать сам?! Всё зависит от того, как учит. Например, работа над развитием основных видов движения с одной стороны - требует тренировки автоматизма, непроизвольной регуляции для построения «штампа движений», а с другой стороны, это произвольная регуляция формирования индивидуального стиляконкретного движения.

Тема детского творчества, становления творческих способностей ребёнка - дошкольника обсуждается традиционно и вместе с тем не утрачивает своей актуальности и значимости. По мнению профессора, д.п.н. В. Т. Кудрявцева, творческое становление ребёнка - системообразующий вектор его общего психического развития.

В связи с этим, нами были выделены актуальные направления психомоторного развития детей дошкольного возраста средствами физического воспитания (приложение 1.)

Одним из этих направлений является двигательное творчество детей на занятиях физическими упражнениями. В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение - основа творческой, осмысленной, по выражению А. В. Запорожца, моторики.

В последние годы в науке стали дифференцироваться понятия «творчество» и «креативность»: если творчествов большинстве случаев понимается как процесс, имеющий определённую специфику и приводящий к созданию нового, то креативностьрассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека.

В повседневной жизни ребёнка имеют место самые разнообразные формы творческой двигательной активности. Это, например, самостоятельное создание детьми вариантов известных движений, комбинацию элементов этих движений в новые сочетания, т.е., открытие самого себя в мире движений.

Детские болезни. Особенности психомоторного развития

психомоторный дошкольный двигательный педагогический

Основными функциями нервной системы являются регуляция всех физиологических процессов в организме и непрерывная адаптация его к функциям внешней среды. Органы чувств обеспечивают поступление сигналов извне в центральную нервную систему. Нервная система закладывается уже на первых этапах развития эмбриона (2--3-я неделя), в течение внутриутробного периода происходит ее интенсивный рост и развитие.

Ребенок рождается с незрелым мозгом, его дальнейшее развитие и дифференцировка происходят под воздействием внешней среды до 20--25-летнего возраста.

Оценка нервно-психического развития происходит в соответствии с разработанными стандартами развития. На первом году жизни оценка развития проводится ежемесячно, на втором году -- 1 раз в квартал, на третьем -- 1 раз в полугодие.

Психомоторное развитие -- это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому происходит взаимодействие ребенка с внешней средой.

Психика ребенка имеет следующие этапы развития:

1. соматовегетативный, или первые два года жизни;

2. психомоторный, или 3--6-й годы жизни;

3. этап формирования стабильного эмоционального фона, или 7--10-й годы жизни;

4. аффективно-идеаторный этап -- 11--12 лет.

В отдельные периоды отмечаются повышенная ранимость и чувствительность психики. Это отмечается в виде возрастных кризисов в 2--4 года, 7--8 лет, в период полового созревания.

Во внутриутробном периоде уже развита тактильная чувствительность, которая имеется у плода к концу 9-й недели жизни, на поступление тактильной информации поверхность тела плода проявляет себя уже на 14-й неделе жизни, к четвертому месяцу внутриутробной жизни плод слышит и вздрагивает при громких звуках.

В периоде новорожденности ребенок большую часть времени спит. Связь с внешним миром вначале происходит за счет выраженных безусловных рефлексов:

1. пищевых -- сосательного, хоботкового и др.;

2. опоры -- при поддержке подмышек стоит на всей стопе;

3. опоры автоматической ходьбы -- переступает;

4. рефлекса ползания -- отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается;

5. хватательного -- сжимает палец, прикоснувшийся к ладони.

Первым условным рефлексом является рефлекс на подготовку к кормлению. Зрительное сосредоточение появляется у грудных детей на первом месяце жизни, ребенок фиксирует взгляд на 3-й неделе жизни. У него совершенствуются тактильный, вестибулярный анализаторы.

Ребенок держит голову, тянется руками к предметам. У ребенка исчезает гипертонус мышц, угасает часть врожденных рефлексов: автоматической ходьбы, ползания, опоры, хватательного. Быстро формируются рефлексы со зрительным и слуховым анализаторами.

У ребенка отмечаются двигательная активность, улыбка, гуление. Начинает формироваться интеллектуальное развитие, ребенок тянет руку к игрушкам. Период бодрствования увеличивается, время сна сокращается с 18 до 15 ч.

Во втором полугодии жизни ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, выполняет простейшие задания. Днем спит дважды, сон укорачивается до 14--16 ч. Садится сам, ползает, а затем стоит, ходит с поддержкой, а затем самостоятельно.

Начинает формироваться вторая сигнальная система, формируется высшая нервная деятельность ребенка. Начинает развиваться речь. Ребенок сначала произносит слоги, а затем -- и двусложные слова. На втором году жизни словарный запас составляет до 300 слов.

Он самостоятельно ест, умеет одеваться. На 3--6-м году жизни совершенствуются двигательные умения. Ребенок рисует прямые линии, окружности.

По Керну-Ирасеку производится оценка школьной зрелости. Ребенок по данному тесту должен нарисовать человека со всеми частями тела: голова, туловище, конечности, волосы, уши; на лице должны быть обозначены глаза, рот, нос, на руке -- пять пальцев.

Он должен уметь срисовать группы точек -- семь точек диаметром 1 мм с расстоянием между ними 1 см, срисовать фразу «Он ел суп» с учетом вертикального размера букв образца -- 1 см, заглавной -- 1, 5 см. Оценка теста проводится по пятибалльной системе: 1 балл -- наилучшая, 5 баллов -- наихудшая.

В возрасте 4--6 лет совершенствуется речь, ребенок хорошо понимает смысл речи, использует многословные фразы, обобщения нескольких групп предметов. Хорошо развита игровая деятельность ребенка. Ребенок играет со взрослыми, обеспечивает уход за собой.

Воспринимая окружающее, создает многочисленные фантазии.

Стабильный эмоциональный фон формируется в 7--10 лет. Ребенок становится независимым, у него появляются эмоциональные привязанности, эстетические представления, начинает формироваться чувство долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела.

В возрасте 11--12 лет начинается половое созревание, которое определяет поведенческие особенности, общение детей друг с другом и окружающими. Ребенок хочет быть независимым. У него формируется собственное «я».

Формирование познавательной функции ребенка оценивается по степени его психомоторного развития в различные возрастные периоды:

1. в 2 месяца ребенок начинает улыбаться;

2. в 4 месяца узнает маму;

3. в 6 месяцев поворачивает голову к движущемуся предмету;

4. в 1 год ищет спрятанный предмет; учится играть с игрушками;

5. в 3 года знает свое полное имя;

7. в 5 лет знает дату своего рождения, домашний телефон, адрес.

Существует масса таблиц для определения соответствия возрасту определенных навыков. Если ребенок не владеет навыками возрастной группы, говорят о дисгармоничном развитии. Если отмечается отставание более чем на два интервала, говорят об отставании психомоторного развития, на три -- о задержке психомоторного развития, а если опережает на три интервала, констатируют опережение психомоторного развития.

При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. В заключении отмечают соответствие, опережение или отставание.

Для определения групп развития необходимо:

1. знать показатель, соответствующий возрасту по таблице;

2. если указанного умения нет, определять возрастную группу, где он имеется, пропуская возрастные сроки, пока не определится необходимый показатель;

3. при задержке развития отыскивать показатель с низким уровнем и определять группу развития 1, 2, 3, 4, 5.

Кроме этого, определяется равномерная или неравномерная задержка развития. В случае равномерного опережения определяется темп развития.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические аспекты изучения особенностей развития мышления. Психологические характеристики и современное состояние проблемы мышления. Роль старшего дошкольного возраста в психическом развитии ребенка, формирование новых психологических механизмов.

    курсовая работа , добавлен 01.08.2010

    Развитие речи у детей раннего возраста. Влияние психомоторного развития на этот процесс. Отечественные и зарубежные методики психофизического развития дошкольников. Организация и методы экспериментального исследования речи в детском дошкольном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2015

    Физиология ребенка первого месяца жизни, его сон и еда, двигательное развитие. Основные аспекты развития ребенка с двух по шести месяцев. Физическое и психическое развитие малыша второго полугодия жизни, полезные игрушки и режим дня, уход и кормление.

    презентация , добавлен 28.03.2016

    Психолого-педагогические особенности развития детей. Игра и ее значение для развития личности ребенка. Особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста. Эмоциональная и волевая сфера психической деятельности ребенка.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2012

    Анализ теоретических основ развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры психолого-педагогической литературы. Общая характеристика форм проявления процесса внимания: интеллектуальное, сенсорное, двигательное.

    дипломная работа , добавлен 21.12.2016

    Значение развития эмоциональной сферы ребенка для полноценного развития его личности. Портрет импульсивного ребенка дошкольного возраста. Психодиагностика и психологическая коррекционная работа с импульсивными детьми старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2011

    Характеристика развития мышления, восприятия и речи у дошкольников. Особенности развития воображения, памяти и внимания у детей дошкольного возраста. Игровая, изобразительная и трудовая деятельность детей дошкольного возраста. Готовность ребенка к школе.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2011

    Развитие психологического знания о психомоторике человека. Исследование влияния занятий по физическому воспитанию на психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста. Отличительные особенности гимнастики. Подвижные игры и игровые упражнения.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста, развивающихся в норме и с нарушением зрения. Его исследования в отечественной и зарубежной психологии. Изучение уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2012

    Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста. Наглядно-образное мышление - основа познавательной деятельности детей. Этапы развития мышления от младшего до старшего дошкольного возраста. Условия развития мышления у ребенка.

Основными функциями нервной системы являются регуляция всех физиологических процессов в организме и непрерывная адаптация его к функциям внешней среды.

Органы чувств обеспечивают поступление сигналов извне в центральную нервную систему. Нервная система закладывается уже на первых этапах развития эмбриона (2-3-я неделя), в течение внутриутробного периода происходит ее интенсивный рост и развитие.

Ребенок рождается с незрелым мозгом, его дальнейшее развитие и дифференцировка происходят под воздействием внешней среды до 20-25-летнего возраста.

Оценка нервно$психического развития происходит в соответствии с разработанными стандартами развития. На первом году жизни оценка развития проводится ежемесячно, на втором году - 1 раз в квартал, на третьем - 1 раз в полугодие.

Психомоторное развитие - это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому происходит взаимодействие ребенка с внешней средой.

Психика ребенка имеет следующие этапы развития:

1) соматовегетативный, или первые два года жизни;
2) психомоторный, или 3-6-й годы жизни;
3) этап формирования стабильного эмоционального фона, или 7-10-й годы жизни;
4) аффективно-идеаторный этап - 11-12 лет.

В отдельные периоды отмечаются повышенная ранимость и чувствительность психики. Это отмечается в виде возрастных кризисов в 2-4 года, 7-8 лет, в период полового созревания (см. табл. 3-8).

Таблица 3
Показатели нервно=психического развития детей первого года жизни
(Н. М. Келованов, С. М. Кривина, Э. Л. Фрухт, 1985 г.)

Возраст Зрительные
риентировоч ные реакции
ЗР (Аз)
Слуховые
ориентировочные реакции
СР (Ас)
Эмоции и социальное поведение (Э) Движение руки
(ДрВ) /
Действия
с предметами
(ДП)
Движения
общие
(ДО)
Понимаемая речь
(ПР)
10
дней
Удерживает
в поле зрения
движущийся
предмет (ступенчатое слежение)
Вздрагивает
и мигает
при резком
звуке
18-
20
дней
Удерживает
в поле зрения
неподвижный
предмет (лицо
взрослого)
Успокаивается при
сильном
звуке
1
мес.
Сосредоточивает взгляд на
неподвижном
предмете, на
лице говоря щего с ним
взрослого.
Появляется
плавное прослеживание
движущегося
предмета
Прислуши вается к зву ку, к голосу
взрослого
Первая
улыбка
в ответ на
разговор
взрослого
Лежа на
животе,
пытается
поднимать
и удерживать
голову
Издает
отдельные
звуки
в ответ
на раз говор
с ним
2
мес.
Длительное
зрительное
сосредоточение на лице
взрослого или
неподвижном
предмете.
Длительно
следит за движущейся игрушкой или
взрослым (до
1 года)
Ищущие повороты головы при длительном
звуке (прислушивание)
Быстро
отвечает
улыбкой
на разговор с ним
взрослого.
Длительное зрительное
сосредоточение на
другом
ребенке
Лежа на
животе,
поднимает
и непродолжительно
удерживает голову (не
менее
5 с)
Произносит
тдельные
звуки
3
мес.
Зрительное
сосредоточение в вертикальном положении (на
руках
у взрослого)
на лице говорящего
с ним взрослого, на игрушке

«Комплекс
оживления»:
в ответ на общение
с ним (проявляет радость
улыбкой,
оживленными движениями рук,
ног, звуками). Ищет глазами ребенка, издающего
звуки

Случайно
наталкивается руками на
игрушки,
низко висящие над
грудью на
высоте до
10-15 см
Лежит на
животе
несколько минут
опираясь
на предплечья
и высоко подняв голову. При поддержке под
мышки
крепко упи рается ногами, согнутыми
в тазобедренном суставе.
Удерживает
голову в вертикальном
положении
См.:
«Комплекс
оживления»
4
мес.
Узнает
мать (радуется)
Находит
глазами
источники
звука
Громко
смеется
на обращение
Рассматривает и захватывает
игрушки
Длительно
гулит
Поддерживает
руками
грудь
матери
5
мес.
Отличает
близких
от чужих
Узнает голос матери, различает
строгую
и ласковую интонации
голоса
Радуется, гулит Часто
берет
игрушки из
рук
взрослого
Лежит на
животе
Произносит
отдельные
слова
Хорошо ест
из
ложки
6
мес.
По-разному реагирует на
свое
и чужие
имена
Берет
игрушки,
находясь
в любом положении
Переворачивается
с живота на
спину
Произносит отдельные
слоги
Хорошо ест
с ложки
7
мес.
Размахивает игрушкой,
стучит
ею
Хорошо
ползает
На вопрос «Где?»
находит
взглядом
предмет
Подолгу
лепечет
Пьет из
чашки
8
мес.
Смотрит на
действия
другого
ребенка,
смеется
или лопочет
Занимается
долгое
время
с игрушками
Сам
садится
На вопрос «Где?»
находит
несколько предметов
Громко
произносит
различные
слоги
Ест корочки
хлеба, сам
держит
хлеб
в руке
9
мес.
Плясовые движения
под плясовую
мелодию
(если дома поют
ребенку
и пляшут
с ним)
Догоняет ребенка,
ползет
ему навстречу.
Подражает
действиям
другого
ребенка
Действует
с предметами
по-разному
в зависимости
от их
свойств
(катает,
открывает,
гремит
и пр.)
Переходит
от
предмета
к предмету,
слегка
придерживаясь за
них руками
На вопрос «Где?»
находит
несколько предметов независимо
от их
местоположения
Знает
свое имя
оборачи вается на
зов
Подражает
взрослому,
повторяет за
ним
слоги,
которые
уже
есть
в его
лепете
Хорошо
пьет из
чашки,
слегка
придерживая ее
руками.
Спокойно
относится
к высаживанию
на горшок
10
мес.
Действует рядом с ребенком
или одной игрушкой
с ним
Самостоятельно
и по
просьбе
взрослого выполняет
разученные
действия
(открывает, вынимает,
складывает)
Входит
на высокую
поверхность
и сходит
с нее
(ступенька). Идет
вперед
с поддержкой за
обе руки
По просьбе
«Дай»
находит
среди игрушек и
дает зна комые
предметы. При заигрывании
выполняет
разученные
ранее действия
и движения
(«догоню»,
«сорока ворона»)
Подражает
взрослому,
повторяет за
ним
новые
слоги, которых
нет в его
лепете
Закрепляются
умения,
приобретенные в
9 месяцев
11
мес.
Радуется приходу детей.
Избирательное
отношение
к детям
Овладевает новыми действиями
с игрушками, выполняет
их по слову взрослого:
снимает
и одевает
на стержень
кольца
с большими отверстиями
Стоит
самостоя тельно
без
опоры.
Делает
первые
самостоятельные
шаги
Первые
обобщения
в понимае мой речи:
по просьбе
взрослого
находит
любой мяч,
куклу. По
просьбе
взрослого
выполняет
разученные действия (кормит, водит
куклу)
Произносит
первые
словаобозначения,
например
«дай»,
«мама»
Закрепление
умений,
приобретенных
в 10 месяцев
12
мес.
Узнает на
фотографии
знакомое
лицо, например
мать.
Различает две
контрастные
формы
предметов
Протягивает
другому ребенку
игрушку
сопровождает
это смехом
Выполняет самостоятельно
разученные действия
с игрушками: катает, или лепетом.
Ищет
игрушку,
спрятанную другим ребенком
Ходит
самостоятельно (без
опоры) водит,
кормит.
Переносит
действия,
разученные с одним предметом, на
другой
Понимает
без показа
названия
предметов,
действий,
имена
взрослых,
выполняет
поручения:
«Принеси», «Найди»,
«Отдай тете», «Положи на
место».
Понимает
слово
«нельзя»
Легко
подражает новым
слогам.
Произносит 5-
10 облегченных слов

Таблица 4
Показатели нервно=психического развития второго года жизни (М. Н. Аскарина, К. П. Печора, 1978 г.)
Возраст Понимание речи
(Рп)
Активная речь
(Ра)
Сенсорное
развитие (Ср)
Игра
и действия
с предметами (Ип)
Движения
(Дв)
Навыки (Н)
1 год
3 месяца
Запас понимаемых слов
резко расширяется
Пользуется
лепетом и отдельными облегченными
словами в момент двигательной активности,
удивления
Ориентируется в двух контрастных величинах
предметов
(типа кубов)
с разницей
граней в 3 см
Воспроизводит
в игре
действия
с предметами, ранее разученные
Ходит длительно, не
присаживаясь, меняет
положение
(приседает,
наклоняется, поворачивается,
пятится)
Самостоятельно ест
густую
пищу
ложкой
1 год
6 месяцев
Обобщает
предметы
по существенным
признакам
понимаемой речи
(в «конфликтной
ситуации»)
Словами облегченными
и произнесенными
правильно
называет
предметы
и действия
при сильной
заинтересованности
Ориентируется в 3-4 контрастных
формах предметов (шар,
куб, кирпичик)
Отображает в игре отдельные, часто
наблюдаемые действия

(брусочки)
приставным шагом
Самостоятельно
ест
жидкую
пищу
ложкой
1
год
9
месяцев
Понимает
несложный рассказ по сюжетной
картинке,
отвечает на
вопросы
взрослых
Во время
игры обозначает свои
действия словами и двусложными
предложениями
Ориентируется в трех
контрастных
величинах
предметов
(типа кубов)
с разницей
граней в 3 см
Воспроизводит
сложные
сюжетные
постройки-перекрытия
типа ворот, скамейки
Ходит по
ограниченной поверхности
шириной
15-20 см,
приподнятой над
полом на
15-20 см
Частично раздевается
с помощью
взрослого (снимает
шапку,
ботинки)
2
года
Понимает
короткий
рассказ взрослого о событиях, бывших в опеке
ребенка,
без показа
Пользуется
трехсловными предложениями,
употребляя
прилагательные, местоимения
Подбирает
по образу
и словам
взрослого три
контрастных
предмета
разных цветов
Воспроизводит ряд
последовательных
действий
(начало
сюжетной
игры)
Перешагивает через препятствия
чередующимся
шагом
Частично надевает
одежду
(шапку,
ботинки)

Таблица 5
Показатели нервно-психического развития третьего года жизни

2 года 6 месяцев

Активная
речь

Грамматика (Г)

Говорит многословными
предложениями (более
трех слов)

Начинает употреблять сложные предложения
с придаточными

Вопросы
(В)

Появляются вопросы:
«Где?», «Куда?»

Появляются вопросы: «Когда?», «Почему?»

Сенсорное
развитие

Воспроизведение
формы (Ф)

Подбирает по образцу основные геометрические
фигуры в разнообразном
материале

В своей деятельности использует геометрические фигуры по назначению

Воспроизведение
цвета (Цв)

Подбирает по образцу
разнообразные предметы
четырех основных цветов

Называет четыре основных
цвета

Игра носит сюжетный характер

Появляются элементы ролевой игры

Конструкторская
деятельность

Самостоятельно делает
простые сюжетные постройки и называет их

Появляются сложные сюжет
ные постройки

Изобразительная
деятельность (Изо)

С помощью пластилина, карандаша изображает простые
предметы и называет их


Таблица 6
Показатели нервно=психического развития четвертого года жизни

Показатели

Соответствует норме

С отклонениями

1. Мышление и речь.
Специальные задания

Умеет группировать пред меты по классам: мебель,
посуда, одежда, животные,
птицы и др.

Группирует предметы по
несущественному признаку, например по цвету

2. Моторика. Пункт 5
«Анкеты» и специальные задания

Общая: умеет подпрыгивать
одновременно на двух ногах (на месте и продвигаясь
вперед). Ручная: самостоятельно застегивает пуговицы и завязывает шнурки

Не умеет подпрыгивать
на месте и продвигаться
вперед.
Не застегивает пуговицы
и не завязывает шнурки
самостоятельно

3. Внимание
и память. Пункт 7
«Анкеты»

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро,
прочно или медленно, после многих повторений, но
в целом успешно

Рассеян, невнимателен,
часто «отключается»,

4. Социальные контакты. Пункт 6 «Анкеты»

Умеет играть с другими
детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры

Часто ссорится с детьми,
других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в
детском саду, во дворе

5. Психическое здоровье. Пункты 1-4
«Анкеты»

Без отклонений

Наличие отклонений соматовегетативного,
эмоционального, психомоторного характера


Таблица 7
Показатели нервно=психического развития пятого года жизни

Показатели

Соответствует норме

С отклонениями

1. Мышление
и речь. Специальные задания

Умеет составить по картинке
рассказ в несколько предложений. Правильно отвечает
на вопрос, как герой попал
в данную ситуацию

Составляет рассказ, не может
ответить на вопрос, как герой
попал в данную ситуацию.
Не понимает смысла картинки, перечисляет действия героя вместо пересказа сюжета

2. Моторика.
Пункт 5 «Анкеты»
и специальные
задания

Умеет прыгать на месте на
одной ноге и продвигаясь
вперед, одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда

Не умеет прыгать на одной
ноге, никогда полностью не
одевается и не раздевается
самостоятельно или делает
это очень редко

3. Внимание
и память.
Пункт 7 «Анкеты»

Внимателен, собран. Стихи,
соответствующие возрасту,
запоминает быстро, прочно
или медленно, после многих
повторений, но в целом успешно

Рассеян, невнимателен, часто «отключается»,
с трудом и непрочно запоминает стихи

4. Социальные
контакты.
Пункт 6 «Анкеты»


правила игры

Часто ссорится с детьми,
обижается, дерется. Избегает
других детей, любит играть

5. Психическое
здоровье.
Пункты 1-4
«Анкеты»

Без отклонений


Таблица 8
Показатели нервно=психического развития шестого года жизни

Показатели

Соответствует норме

С отклонениями

1. Мышление
и речь. Специальные задания

Умеет составить по картинке
рассказ, отобразив в нем события прошлого, настоящего
и будущего, допустимы наводящие вопросы

При пересказывании сюжета
не может ответить на вопрос,
как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится

2. Моторика.
Пункт 5 «Анкеты»
и специальные
задания

Общая: умеет прыгать в длину на 70 см. Ручная: умеет
аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за
70 с всегда

Не умеет прыгать в длину
с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто или грубо пересекает линию,
много больших пробелов)
или тратит на это более 70 с

3. Внимание
и память.
Пункт 7 «Анкеты»

Внимателен, собран. Стихи,
соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или
медленно, после многих повторений, но в целом успешно

Рассеян, невнимателен,
часто «отключается»,
с трудом и непрочно запоминает стихи

4. Социальные
контакты.
Пункт 6 «Анкеты»

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая
правила игры

Часто ссорится с детьми,
обижается, дерется. Избегает
других детей, любит играть
в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе

5. Психическое
здоровье.
Пункты 1-4
«Анкеты»

Без отклонений

Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера


Во внутриутробном периоде уже развита тактильная чувствительность, которая имеется у плода к концу 9-й недели жизни, на поступление тактильной информации поверхность тела плода проявляет себя уже на 14-й неделе жизни, к четвертому месяцу внутриутробной жизни плод слышит и вздрагивает при громких звуках.

В периоде новорожденности ребенок большую часть времени спит. Связь с внешним миром вначале происходит за счет выраженных безусловных рефлексов:

1) пищевых - сосательного, хоботкового и др.;
2) опоры - при поддержке подмышек стоит на всей стопе;
3) опоры автоматической ходьбы - переступает;
4) рефлекса ползания - отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается;
5) хватательного - сжимает палец, прикоснувшийся к ладони.

Первым условным рефлексом является рефлекс на подготовку к кормлению. Зрительное сосредоточение появляется у грудных детей на первом месяце жизни, ребенок фиксирует взгляд на 3-й неделе жизни. У него совершенствуются тактильный, вестибулярный анализаторы.

Ребенок держит голову, тянется руками к предметам. У ребенка исчезает гипертонус мышц, угасает часть врожденных рефлексов: автоматической ходьбы, ползания, опоры, хватательного. Быстро формируются рефлексы со зрительным и слуховым анализаторами. У ребенка отмечаются двигательная активность, улыбка, гуление. Начинает формироваться интеллектуальное развитие, ребенок тянет руку к игрушкам. Период бодрствования увеличивается, время сна сокращается с 18 до 15 ч.

Во втором полугодии жизни ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, выполняет простейшие задания. Днем спит дважды, сон укорачивается до 14-16 ч. Садится сам, ползает, а затем стоит, ходит с поддержкой, а затем самостоятельно. Начинает формироваться вторая сигнальная система, формируется высшая нервная деятельность ребенка. Начинает развиваться речь. Ребенок сначала произносит слоги, а затем - и двусложные слова.

На втором году жизни словарный запас составляет до 300 слов. Он самостоятельно ест, умеет одеваться.

На 3-6-м году жизни совершенствуются двигательные умения. Ребенок рисует прямые линии, окружности.

По Керну-Ирасеку производится оценка школьной зрелости.

Ребенок по данному тесту должен нарисовать человека со всеми частями тела: голова, туловище, конечности, волосы, уши; на лице должны быть обозначены глаза, рот, нос, на руке - пять пальцев. Он должен уметь срисовать группы точек - семь точек диаметром 1 мм с расстоянием между ними 1 см, срисовать фразу «Он ел суп» с учетом вертикального размера букв образца - 1 см, заглавной - 1,5 см. Оценка теста проводится по пятибалльной системе: 1 балл - наилучшая, 5 баллов - наихудшая.

В возрасте 4-6 лет совершенствуется речь, ребенок хорошо понимает смысл речи, использует многословные фразы, обобщения нескольких групп предметов. Хорошо развита игровая деятельность ребенка. Ребенок играет со взрослыми, обеспечивает уход за собой. Воспринимая окружающее, создает многочисленные фантазии.

Стабильный эмоциональный фон формируется в 7-10 лет. Ребенок становится независимым, у него появляются эмоциональные привязанности, эстетические представления, начинает формироваться чувство долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела.

В возрасте 11-12 лет начинается половое созревание, которое определяет поведенческие особенности, общение детей друг с другом и окружающими. Ребенок хочет быть независимым. У него формируется собственное «я».

Формирование познавательной функции ребенка оценивается по степени его психомоторного развития в различные возрастные периоды:

1) в 2 месяца ребенок начинает улыбаться;
2) в 4 месяца узнает маму;
3) в 6 месяцев поворачивает голову к движущемуся предмету;
4) в 1 год ищет спрятанный предмет; учится играть с игрушками;
5) в 3 года знает свое полное имя;
6) в 4 года умеет считать;
7) в 5 лет знает дату своего рождения, домашний телефон, адрес.

Существует масса таблиц для определения соответствия возрасту определенных навыков. Если ребенок не владеет навыками возрастной группы, говорят о дисгармоничном развитии. Если отмечается отставание более чем на два интервала, говорят об отставании психомоторного развития, на три - о задержке психомоторного развития, а если опережает на три интервала, констатируют опережение психомоторного развития (см. табл. 9).

Анализаторы 7-10
дней
18-20
дней
1
мес.
2
мес.
3
мес.
4
мес.
5
мес.
6
мес.
7
мес.
Зрительные реакции + + + + + + +
Слуховые реакции + + + + + + +
Эмоции +
Социальное поведение + + + +*
Движения общие + + + + + + +
Движения руки
Действия с предметами + + + + +
Речевая активность +* + + + + +
Понимание речи +
Навыки + + + +
Сенсорное развитие
Игра
Конструкторская деятельность
Изобразительная деятельность

Окончание табл. 9
Анализаторы 8
мес.
9
мес.
10
мес.
11
мес.
12
мес.
1
год
3
мес.
1
год
6
мес.
1
год
9
мес.
2
года
2
года
6
мес.
3
года
Зрительные реакции +
Слуховые реакции +
Эмоции
Социальное поведение +* +* +* +*
Движения общие + + + + + + + + + +
Движения руки
Действия с предметами + + + + +
Речевая активность + + + + + + + + + Г+ +
В+ +
Понимание речи + + + + + + + + +
Навыки + + + + + + + + + О+ +
К+ +
Сенсорное развитие + + + + Ф+ +
Цв+ +
Игра + + + + + +
Конструкторская
деятельность
+ +
Изобразительная
деятельность
+

Примечания: Г - грамматика, В - вопросы, О - одевание, К - кормление, Ф - восприятие формы, Цв - восприятие цвета, * - показатель, проверяемый в дошкольных учреждениях (детском саду, доме ребенка, а в некоторых ситуациях - и в семье).

Оценка психомоторного развития проводится в установленные сроки: на первом году жизни ребенка - ежемесячно, на втором - 1 раз в квартал, на третьем - 1 раз в полугодие (см. табл. 10).

Таблица 10
Качественная и количественная оценка НПР у детей (К. Л. Печора, 1978 г.)

1-я группа
(50%)
2-я группа
(30%)
3-я группа
(15%)
4-я группа
(2-3%)
5-я группа
(0,5-0,7%)
1. Дети с нормальным развитием: линии
соответствуют
возрасту
1. Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок 1. Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока 1. Дети с задержкой
в развитии на
3 эпикризных
срока
1. Отставание
в развитии на
4 и более эпикризных сроков
2. Дети с опережением
в развитии: на
1 эпикризный
срок -ускоренное развитие; на 2
эпикризных
срока - высокое развитие
1 степень - по 1-2 линиям
2 степень - по 3-4 линиям
3 степень - по 5-7 линиям
3. Дети с опережением
в развитии:
часть линий
выше на 1
эпикризный
срок - дисгармоничное развитие; часть
линий выше
нормы на 2 и
более эпикризных срока - резко
дисгармоничное развитие
3. Дети с негармоничным
развитием -
часть линий
выше на 1-2,
часть - ниже
нормы на 1
эпикризный
срок
3. Дети с дисгармоничным
развитием -
часть линий
ниже, часть -
выше на 1-2
эпикризных
срока, часть
линий может
соответствовать норме
3. Дети с дисгармоничным
развитием -
часть показателей ниже на
1-2 эпикризных срока,
часть - на 3
эпикризных
срока, некоторые показатели могут соответствовать норме
3. Дети с дисгармоничным
развитием -
часть показателей ниже
нормы на 1-3
эпикризных
срока, часть -
на 4-5 эпикризных сроков, некоторые показатели могут
соответствовать норме

Примечания: диапазон между показателями, равный одному эпикризному сроку (фиксированные возрастные интервалы), свидетельствует о дисгармоничном развитии; составляющий 2 и более эпикризных срока - о резко дисгармоничном развитии. При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. В заключении отмечают соответствие, опережение или отставание.

Для определения групп развития необходимо:

1) знать показатель, соответствующий возрасту по таблице;
2) если указанного умения нет, определять возрастную группу, где он имеется, пропуская возрастные сроки, пока не определится необходимый показатель;
3) при задержке развития отыскивать показатель с низким уровнем и определять группу развития 1, 2, 3, 4, 5.

Кроме этого, определяется равномерная или неравномерная задержка развития. В случае равномерного опережения определяется темп развития.

Вам также будет интересно:

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...
Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея
C наступлением осени в детских садах и школах проводятся праздники, посвященные этому...