Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Рекомендации по развитию самостоятельности у детей. – Как развить в ребенке самостоятельность? Формирование детской самостоятельности в дошкольном возрасте

Нужно дать определение понятию «самостоятельность».

Под самостоятельностью мы понимаем некоторое свойство характера, которое проявляется в том, что человек инициативен, имеет адекватную самооценку и чувствует личную ответственность за то, что он делает.

Поведение человека тесно связано с работой его мыслей, с чувствами и с его волей.

Связь эта имеет две стороны:

  • для формирования самостоятельных суждений и поступков необходимо, чтобы у человека были правильно сформированы эмоциональные и мыслительные процессы;
  • развитие самостоятельности постепенно делает более крепкими и развивает способности к принятию собственных высокомотивированных решений и к их выполнению невзирая на трудности.

Понятие самостоятельности в литературе

Разные литературные источники по разному интерпретируют самостоятельность. Этому уделялось внимание еще в конце 19 века.

В трудах К.Н. Вентцеля описывалось, насколько важно формирование самостоятельности для детей дошкольного возраста.

Отечественные педагоги на протяжении 20 века изучали самостоятельность ребенка в связи с тем, чтобы обучать детей жизни. Исследователи считали развитие самостоятельности одним из важнейших принципов развития личности.

Согласно С.Л. Рубинштейну самостоятельность – это неотъемлемое качество целостной личности, которое объединяет рациональность, эмоциональность и волю в человеке.

В.Д. Иванов отмечал в своих работах, что самостоятельности присуща абсолютность, ведь быть свободным и самостоятельным, живя среди людей, просто невозможно. Т.е. так или иначе человек всегда ведом кем-то или чем-то, а это значит, что самостоятельно находиться в социуме просто невозможно.

Связь самостоятельности с социумом

Также по мнению Т.В.Марковой, самостоятельность связана с другими людьми, без которых человек не может проявлять самостоятельность. Ведь если изолировать личность, у нее просто не будет необходимости проявлять самостоятельность от кого-либо.

Некоторые словари описывают самостоятельность как независимость и свободу человека от внешних воздействий.

Самостоятельный человек способен действовать без внешней поддержки, он не поддается на принуждения и не нуждается в помощи. Самостоятельный человек действует независимо, имеет свои собственные суждения, проявляет инициативность и решителен в своих действиях.

Психологи описывают самостоятельность, как проявление волевой личности, которое проявляется в том, что человек действует согласно собственной инициативы, он ставит перед собой цель, без помощи окружающих находит способы ее достижения и достигает ее.

В педагогических словарях под самостоятельностью понимается некоторое свойство характера, которое проявляется в том, что человек инициативен, имеет адекватную самооценку и чувствует личную ответственность за то, что он делает.

Также самостоятельность – это этап, на котором происходит становление личности человека. На протяжении жизни иногда человек встречается с необходимостью преодолевать этот этап.

Интересно то, что уже в младшем возрасте дети начинают стремиться к самостоятельности. Эта потребность становится очевидной уже в раннем детском возрасте, и важно развивать ее и поддерживать.

Человек только в том случае сможет самостоятельно действовать, когда он в полном объеме усвоил данную деятельность и стал ее носителем.

Поэтому еще самостоятельность ребенка можно воспринимать, как период формирования целостной деятельности. Самостоятельность является критерием, овладел ли он этой деятельностью в полной мере.

Самостоятельность является одним из главных качеств личности человека. Она проявляется в том, что человек способен сам ставить перед собой конкретную цель, настойчиво своими силами добивается ее достижения, относится к этому очень ответственно, действует сознательно и проявляет инициативу не только в повседневной обстановке, но и в необычных условиях, которые требуют от него принятия нестандартных решений.

Самостоятельность как психическое состояние

Также есть точка зрения, что самостоятельность – это особое психическое состояние, при котором человек:

  • ставит перед собой цель;
  • держит в голове конечную цель своих действий и организует себя так, чтобы достичь этой цели;
  • способен действовать даже в сложных обстоятельствах без помощи других людей. Сверяет полученный результат с тем, что планировал достичь ранее.

Проанализировав все возможные определения для понятия «самостоятельность», мы сделали вывод, что под самостоятельностью нужно понимать такое качество личности, при котором человек проявляет инициативу, критически относится к себе, осознает собственную ответственность за осуществление деятельности, умеет эту деятельность планировать, ставит перед собой конкретные задачи, находит без помощи окружающих способы ее решения, и решает ее, опираясь на свои знания, навыки и опыт.

Еще интересное определение самостоятельности у А.А.Люблинской, которая утверждает, что самостоятельность ребенка не возникает сама по себе, и не рождается маленький человек самостоятельным. Это качество необходимо развивать. Развитие самостоятельности можно и нужно начинать уже в дошкольный период детства.

Признаки самостоятельности у детей

Изученная литература дала возможность уточнить, какими признаками обладают дети с сформированной самостоятельностью:

  1. Во-первых, дошкольники проявляют самостоятельность не так, как взрослые. Это не стихийное поведение, независимое от требований воспитателя. Это самостоятельность ребенка в решении тех задач и соблюдении тех условий, которые ставит перед ребенком взрослый.
  2. Степень самостоятельности у детей растет, если дети развиваются. Она становится более сформированной, когда ребенок усваивает все более трудные с умственной или физической точки зрения действия.
  3. Существует три этапа формирования самостоятельности у человека. Обсудим их чуть подробней.

Этапы развития самостоятельности у ребенка

Первый этап развития этого качества: дошкольник в привычных для себя условиях, когда у него уже сформированы многие привычки, действует самостоятельно и без напоминаний со стоны взрослого. Он сам прибирает после себя игрушки, сам решает помыть руки, когда наступает время покушать. Сам произносит слова вежливости, когда нужно кого-то о чем-то попросить или поблагодарить за что-либо.

Второй этап: дошкольник начинает использовать знакомые ему методы действия в необычных для него обстоятельствах, которые все же близки по своей сути с его повседневными обстоятельствами.

Третий этап: ребенок действует самостоятельно даже в тех ситуациях, в которых не сталкивался никогда ранее.

Усвоенное им действие начинает нести обобщенный характер и переносится на все обстоятельства, с которыми дошкольник сталкивается, даже если это происходит впервые.

Формирование детской самостоятельности в дошкольном возрасте

Формирование самостоятельности в возрасте дошкольного обучения связано с усвоением дошкольником различных видов деятельности. Постепенно через эту деятельность ребенок начинает проявлять свою собственную позицию. Если поначалу самостоятельность ребенка проявляется в действиях репродуктивного характера, то постепенно она перерастает в творческую инициативность.

Сознание ребенка начинает работать более ясно, он стремиться контролировать самого себя и оценивает свои действия. Причем разные виды деятельности оказывают влияние на разные аспекты этой стороны личности.

Например, игровая деятельность дает возможность формировать у ребенка инициативу и активность. Многие научные исследования описывают разные подходы к игре с детьми.

Например, М.И. Лисина описывает сущность игры, как формы общения. Д.Б. Эльконин воспринимает игру, как способ овладения деятельностью взрослых людей. Ж.Пиаже пишет о том, что игра есть проявление развития умственных способностей ребенка.

Все эти подходы, сосредотачиваясь на одной из сторон игры, недостаточно полно описывают сущность детских игр в целом.

Игра как средство формирования детской самостоятельности

Игра – это главный вид деятельности ребенка в дошкольный период. Однако и в дальнейшем ее значимость не снижается.

Согласно Л.С. Выготскому в дошкольном возрасте существует два главных русла, по которым течет жизнь ребенка: это игры и труд. Он писал о том, что игра – это богатейший источник для формирования личности ребенка. Благодаря игре у ребенка рождаются положительные эмоции, что способствует более активному и благоприятному протеканию всех психических процессов.

Применение игровых методик оказывает огромное влияние на формирование самостоятельности и . Также она развивает качества его личности. Также игра является привлекательной для детей тем, что в ней возникает множество разнообразных ситуаций, которые заставляют его действовать творчески и самостоятельно, а также проявлять находчивость и сообразительность.

Развитие самостоятельности в трудовой деятельности

Старшие дошкольники начинают менять свое отношение к имеющимся у них обязанностям. Они начинают ответственно относится к своей работе. Ребенок учиться теперь делать что-либо не для себя, а для других. Он начинает проявлять инициативу, у него становится другое отношение к самому себе. Его самооценка становится более объективной.

Выполняя простейшие трудовые задачи, дошкольники начинают взаимодействовать друг с другом: они вместе распределяют свои обязанности, учатся договариваться, действовать так, чтобы у товарища была возможность продолжить это действие.

Дошкольники старшего возраста способны помогать друг друга, осуществлять контроль друг над другом и поправлять друг друга. Они любят проявлять инициативу и быть самостоятельными. Они не обижаются на оценку их труда, не склонны расхваливать самих себя, очень скромны при оценивании своей работы.

Очень важно приучать ребенка к элементарным бытовым работам, так как это позволяет привить самостоятельность ребенка, установить со взрослым особые отношения. Дети и взрослые оказывают друг другу настоящую взаимопомощь, координируют свои действия, распределяют роли. Если это отношения возникнуть до школы, то в дальнейшем они будут только развиваться.

Самостоятельность в продуктивной деятельности

Во время продуктивной деятельности ребенок формирует свою независимость от взрослых, он учится самостоятельно находить адекватные методы самовыражения.

Во время общения в дошкольный период начинает появляться развернутая форма общения с ровесниками. Основу общения составляет уважение друг к другу, которое может появиться только к равному человеку. В пять-семь лет ребенок начинает воспринимать своих товарищей, как индивидуальные личности. У него есть острая потребность в том, чтобы подражать своим ровесникам, либо соперничать с ними.

Старшие дошкольники имеют и другие особенности проявления своей индивидуальности. В шестилетнем возрасте ребенок начинает более тонко и разнообразно проявлять инициативу и самостоятельность ребенка.

Это проявляется в том, какой замысел строит ребенок, насколько широко разворачиваются сюжеты групповых игр.

Ребенок начинает стараться самостоятельно выполнять сложные и ответственные задачи. Дети гораздо лучше справляются с тем, чтобы давать оценку чужой работе и чужому поведению.

Самостоятельность ребенка старшего дошкольника

Самостоятельность старших дошкольников проявляется еще и в том, что они учатся организовывать свою деятельность.

Они проявляют инициативу уже не в том, чтобы действовать вопреки требованиям родителей. Старшие дошкольники используют собственную инициативу на то, чтобы лучше и качественнее выполнять то, что им поручено, выполнять работу так, чтобы она соответствовала требованиям взрослого.

Ребенок начинает проявлять умственную критичность, склонен высказывать свою собственную позицию, которая независима от точки зрения других людей.

Согласно работам Г.А. Урунтаевой, сначала ребенок проявляет самостоятельность в том, что подражает другим. В этом его собственная инициатива, его желания и стремления. Это обусловлено тем, что в мозгу у ребенка протекают естественные процессы. Он учится подражать, у него появляются чувства симпатии к другим людям, он учится им сопереживать, желает их эмоционально поддержать, заинтересован в других людях.

Таким образом, мы делаем вывод, что каждый ребенок испытывает естественную потребность быть самостоятельным.

Как определить уровень детской самостоятельности?

Также у старших дошкольников достаточный уровень самостоятельности проявляется в том, что он настойчиво стремиться решить поставленные задачи, действуя независимо от взрослых людей. Он старается мобилизовать для этого весь накопленный опыт и знания, находится в поиске эффективных решений. Все это свидетельствует о личностном созревании, которое должно произойти для подготовки к дальнейшему обучению в школе.

Самостоятельность ребенка – это результат того, что дошкольник подчиняется взрослым, а также проявляет и собственную инициативу. От того, насколько хорошо дошкольник усвоил правила поведения, зависит количество возможностей, которые появляется у него проявлять самостоятельность ребенка в самых разных жизненных условиях.

Итак, мы под самостоятельностью понимаем такое качество личности, при котором человек проявляет инициативу, критически относится к себе, осознает собственную ответственность за выполнение своей деятельности, умеет эту деятельность планировать, ставит конкретные задачи, находит без помощи окружающих способы ее решения, и решает ее, опираясь на свои знания, навыки и опыт.

Особенности развития этого качества у старших дошкольников мы обсудим в одной из следующих статей.

Самостоятельность как качество личности развивается с ранних лет. По мнению Н.К. Крупской, самостоятельность - важнейшее качество личности, все зависит от того, насколько успешно она формируется на ранних этапах ее развития .

Самостоятельность - качество очень неоднозначное. Часто взрослые сетуют на неумение ребенка занять себя, придумать игру, на его неспособность выполнить простейшую просьбу: у него все валится из рук, самое элементарное задание вызывает у ребенка затруднение, действия неуклюжи; начатое дело не доводит до конца, отвлекается, если его не контролировать. Несмотря на противоречивость в определении сроков, ученые единодушны в одном: самостоятельность - важнейшая характеристика личности, самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целенаправленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.

Анализ психологической литературы, позволяет утверждать, что впервые тенденция к самостоятельности наблюдается уже в 3 года. Ученые не исключают, что и в более раннем возрасте у детей можно обнаружить зачатки этого свойства .

Долгое время основным критерием самостоятельности считали отсутствие у ребенка ориентации на помощь и поддержку взрослого. Высказывания "я сам" и автономность в действиях рассматривались как наиболее достоверные признаки сложившейся или складывающейся самостоятельности. Однако наблюдения Р.Д. Карпенко показали, что абсолютно надежными признаками самостоятельности эти данные не являются. Так, стремление к самообслуживанию, к самостоятельности в некоторых действиях, ярко обнаруживающаяся у детей в три года, к пяти-шести годам может абсолютно бесследно исчезнуть, не оставив в личности необходимого отпечатка, не став насущной потребностью. Дело в том, что многие элементарные проявления самостоятельности в середине раннего возраста - это признак псевдосамостоятельности .

Наблюдение исследователей за дошкольниками показывает, что если стремление ребёнка не имеет формы общей и стойкой тенденции, не охватывает большей части его действий, а ограничено и сводится лишь к одиночным самостоятельным действиям, то это так называемая мнимая самостоятельность, которая на поверку оказывается лишь умением хорошо совершать заученные и закрепленные действия. По мнения педагогов, нельзя назвать самостоятельными действия, отличающиеся бессмысленностью, однообразием манипулирования предметов. В этом случае речь идет, скорее всего, об определенных формах задержки в развитии .

Если раньше ребенок приступал к действию только тогда, когда в поле его зрения попадал какой-то предмет и побуждал его к совершению действия, то теперь именно замысел и план действия побуждают его искать и находить нужные предметы для задуманного им действия и использовать их в определенной последовательности и строго определенным способом.

Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте происходит поэтапно:

Этап инициативы и планирования - это первые элементы в формировании самостоятельности, отражающиеся в поведении целенаправленностью, ориентированной на конечный результат действия. Взрослый должен максимально уважать и поддерживать намерения ребенка, оказывая практическую помощь. При корректной поддержке без акцента на беспомощность, без унижения достоинства, если помощь незаметна и своевременна - в структуре личности ребенка, закрепляется первый элемент истинной самостоятельности - потребность в целесообразных, нормативных действиях, имеющих на выходе практический результат, обладающий общественной значимостью, культурным смыслом.

Одновременно правильное поведение взрослого постепенно формирует следующий этап в становлении самостоятельности - действия настойчивые, целеустремленные, подчиненные достижению цели. У ребенка появляется настойчивое желание получить не любой, а именно задуманный результат . Неуспешные действия не разрушают его намерений, не приводят к отказу от задуманного, а заставляют ребенка усилить внимание и сосредоточиться на своих действиях. Взрослый внимательно присматривается к ребенку, к его предметным действиям, обретающим новое, самостоятельное свойство - самостоятельность, совершать действия без опоры или с частичной опорой на помощь старшего. Имеется в виду усидчивость и настойчивость, побуждаемая осмысленным стремлением к цели.

Этот этап в развитии детской самостоятельности, по мнению исследователей, длится около полугода (от 2,5 - 3 лет). За это время ребенок становится более самостоятельным не только в замыслах, но и в конкретном их исполнении, более независимым от взрослого в исполнении своих действий, как особое условие их исполнения и очень двойственно относится к помощи взрослого. Даже если эта помощь крайне необходима ему, он может отвергнуть ее весьма категорично.

Этап целеустремленности, ориентирующий ребенка на поиск средств, достигающих цели в исполнении своих замыслов, способствует развитию произвольности, волевого поведения. Это важнейшие свойства личности, возникающие в раннем детстве.

Этап самоконтроля и самостоятельной оценки результата своей деятельности и себя как деятеля. Значимость этапа - он возникает за пределами трех летнего возраста. Его суть: ребенок вырабатывает в себе способность сравнить полученный результат с исходным намерением, способность оценить результат в соответствии с исходным планом. Самоконтроль и самооценка не только завершают формирование самостоятельности, как целостного личностного образования, но и меняют в корне самосознание детей, его знание о себе и отношение к себе. На этом этапе отношение ребенка к себе более сложно. Положительно отнестись к себе он может только тогда, когда положительно оценивает его многочисленные действия. В противном случае, он начинает переживать свою неумелость и несамостоятельность. Успешность в конкретных делах вызывает у ребенка другую гамму переживаний - ребенок непосредственно соотносит их со своим "я" и на этом основании испытывает чувство гордости. Момент сознания значимости своей самостоятельной деятельности для окружающих и для себя самого делает ребенка истинно самостоятельным, ориентированным на самостоятельное исполнение всех или большинства действий.

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы сделали вывод о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности относительно независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя необходимые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания.

В процессе развития самостоятельности ребенок приобретает способность к общему подходу в решении задач деятельности: умение принять цель или выдвинуть её самому, понять условия решения задачи, соотнести полученный результат с целью внести коррективы, используя необходимые контрольно-оценочные действия.

По мнению В.И. Логиновой, Е.Н. Герасимова в условиях правильной организации детской деятельности, самостоятельность дошкольников развивается от репродуктивной воспроизводящего характера (самостоятельное воспроизведение образцов, способов действий и пр.) к самостоятельной с элементами поисковой деятельности и творчества. Творчество выступает высшей формой проявления самостоятельности ребенка. Творческая деятельность развивает у детей способность самостоятельно обнаруживать новое решение проблем, новые способы выражения своих замыслов, способность гибко и вариативно использовать имеющиеся умения и знания.

К концу старшего дошкольного возраста в условиях соответствующего воспитания у детей, по мнению педагогов и психологов, должен сложиться высокий уровень самостоятельности, для которого характерно:

стремление к самостоятельности (в познании, в общении, в деятельности), умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

умение сознательно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности (действовать по правилам, поставленным условиям, по инструкции);

умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть новые условия деятельности, осуществить элементарное планирование, получить результат);

умение переносить известные способы действий в новые условия, комбинировать и вариативно использовать имеющийся опыт, знания, умения, проявлять творческий подход к разрешению задач.

Самостоятельность, развитая в одной сфере, не обеспечивает автоматически самостоятельности в других, однако создает благоприятные условия для расширения на все большие области жизни ребенка, при этом роль взрослого в процессе развития детской самостоятельности очень высока.

Для того чтобы выделить средства развития самостоятельности у детей дошкольного возраста, необходимо раскрыть объем данного понятия. Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются для облегчения деятельности (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко). Роль средства может выполнять любой объект окружающей действительности: предмет, вещь, звук, животные, растения, явления, события. Н.К. Крупская обращает внимание на то, что человек, будучи субъектом деятельности, не может выполнять роль средства - таков принцип современной культуры.

В педагогических исследованиях Г.Н. Годиной доказано, что развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста происходит в процессе: овладения предметом деятельности; ситуативно-делового общения со взрослыми; взаимодействия со сверстниками; овладения игровой деятельностью; овладения трудовой деятельностью. Именно эти виды деятельности, по мнению ученых, могут являться средствами развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Для того чтобы правильно организовать самостоятельную детскую деятельность педагог должен обладать определенными умениями и методами - умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе организационных и специальных умений .

Данные умения подразделяются на умения ребенка определить цель деятельности, спланировать, реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и самооценку. Все организационные умения тесно связаны между собой и в своем единстве образуют способ выполнения деятельности.

Работу по подготовке детей к самоорганизации разных видов деятельности целесообразно проводить на занятиях в качестве их составной части, направленных на развитие желания и умения самостоятельно лепить, рисовать, конструировать, трудиться, на активизацию художественно-речевой, двигательной, музыкальной деятельности, умения самостоятельно организовывать различные игры, совместный труд.

В свободное от занятий время рекомендуется акцентировать внимание детей на необходимость определенной последовательности организационных действий. Для этого можно использовать серию картинок, на которых зафиксированы осуществляемые в определенном порядке основные организационные действия.

С учетом того, что развитие самостоятельности у детей идет разными темпами, широко используются внешние наглядные средства, облегчающие детям самостоятельное построение деятельности и правильную ее самоорганизацию. Это могут быть инструкционные карты с поэтапным отражением процесса деятельности, схемы наблюдений, предметные и графические модели, алгоритмы действий и прочее.

Оперируя данными средствами старший дошкольник приобретает ценные навыки самостоятельного планирования, последовательного осуществления деятельности, контроля и оценки результатов. Воспитатель должен насыщать жизнь детей разнообразными ситуациями, требующими нестандартного подхода, проявления воображения и творчества. Ежедневно он должен создавать ситуации, в которых детям нужно "поломать голову", чтобы найти решение: как лучше разрезать бумагу, чтобы хватило всей подгруппе детей, как исправить сломанную игрушку, как помочь малышам разрешить их проблемы и т.п. Тактика руководства детьми постепенно меняется: от прямых приемов (показ, объяснение) воспитатель переходит к косвенным (совет, аналогия, обращение к творческому поиску решений). Воспитатель должен развивать волю и настойчивость детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливать на получение высокого результата и его оценку.

Таким образом, под самостоятельностью дошкольника понимается стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности относительно независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя необходимые действия. Только при правильном руководстве воспитателя и при применении всех средств в комплексе можно воспитать самостоятельность в ребенке. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам говорить о том, что одним из эффективных средств развития самостоятельности у старших дошкольников является трудовая деятельность (Н.К. Крупская, Г.Н. Година, Р.С. Буре, Е.И Тихеева).

Проявление самостоятельности у ребенка и ее развитие

Проявление самостоятельности – важный этап в формировании личности ребенка. Не секрет, что в возрасте от 1,5 – 2 лет девизом многих малышей становится фраза «Я сам!»

Изменить размер текста: A A

Это идеальный период для того, чтобы привить карапузу самостоятельность в выполнении каких-либо действий, и тем самым прекрасная возможность его чему-то научить.

На этапе формирования самостоятельности родителям нужно запастись терпением, ведь это процесс постепенный: вспомните себя, когда вам нужно сделать что-то, что вы никогда до этого не делали, с первого раза не все и сразу может блестяще получится даже у взрослого, не говоря уже о малыше, который только всему учится - все приходит с опытом. Поэтому так важно поддерживать ребенка в его самостоятельности. Большая ошибка многих родителей ставить все под запреты: «Не трогай это!», «Ты делаешь не правильно!», «Ты слишком долго одеваешься, я сама тебя одену!», «Зачем ты сюда лезешь!» и т.п. а спустя время ждать, когда же ребенок наконец станет делать все самостоятельно, не обращаясь к помощи посторонних.

Как правильно научить ребенка самостоятельности? С какого возраста следует прививать самостоятельность малышу? Что и в каком возрасте ребенок должен уметь делать сам? Все родители желают вырастить своего ребенка самостоятельным, но задумываются о том, что это такое, только тогда, когда ребенок отправляется в школу. В его жизни в это время происходят большие перемены, и сразу выясняется, готов ли он к ним и насколько самостоятелен.

Самостоятельность в общем смысле – это способность человека принимать решения и совершать независимые поступки, а также нести за них ответственность, адекватно оценивать себя и управлять своей жизнью, распоряжаться ею. В детском возрасте на каждом этапе развития самостоятельность имеет особое значение. Например, для грудного ребенка проявлением самостоятельности будет засыпание в кроватке, а не только у мамы на руках, способность обойтись некоторое время без ее присутствия. Для детей до 3 лет признаком самостоятельности является умение поиграть наедине с собой, хотя бы короткое время обойтись без взрослых. Чем ребенок становится старше, тем более емким становится для него определение самостоятельности.

В него входит:

1) способность проявлять инициативу и действовать, замечая необходимость личного участия в каком-либо деле;

2) навыки самообслуживания;

3) умение выполнять простую домашнюю работу без помощи и контроля со стороны взрослых;

4) умение действовать с учетом предлагаемых условий или сложившихся обстоятельств;

5) способность совершать обдуманные действия в незнакомой ситуации (для этого необходимо уметь ставить перед собой цель, учитывать имеющиеся условия, планировать и получать результат);

6) навыки самоконтроля и оценивания результатов своей деятельности;

7) умение использовать имеющийся опыт в новой ситуации (перенос освоенных действий). Основа для превращения ребенка в самостоятельную личность закладывается в раннем детстве. До того как ребенок пойдет в школу, самостоятельность у него связывается обычно с хорошим поведением и только позднее становится одним из его личностных качеств.

Для развития самостоятельности взрослым (особенно родителям) необходимо:

1) знать потребности ребенка, на основе которых формируются детские интересы;

2) способствовать творческому развитию малыша, вовлекая его в игровую деятельность;

3) больше общаться с ребенком как на вербальном (словесном), так и на невербальном (мимика, жесты, позы, голосовые интонации) уровне;

4) предоставлять малышу возможность действовать самому в посильной деятельности и постепенно усложнять ее;

5) закреплять навыки самостоятельных действий.

Развитие самостоятельности у детей происходит в 3 этапа. Каждый из них завершается кризисом, а затем относительной стабилизацией личности. Затем ребенок развивается дальше, накапливает новый опыт, получает новые знания, и вновь возникает потребность изменить свое положение в обществе (в семье) и проявить себя. Максимального выражения потребность в самостоятельности достигает в подростковом возрасте. Подросток уже многое умеет делать без помощи других, он ответственен за свои поступки, может планировать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия и их последствия. Он понимает, что существуют определенные границы свободы (общепринятые нормы и законы).

Этапы развития самостоятельности.

1. Формирование физической и бытовой самостоятельности. Этот этап продолжается до 3 лет. Ребенок в этот период ко всему проявляет любопытство, часто повторяет «Я сам!» и приобретает навыки самообслуживания. Он учится самостоятельно есть, пользоваться горшком, сам моет руки, одевается и обувается, пробует помогать родителям в домашних делах. Важно именно в этот период позволить ребенку проявить свою самостоятельность.

2. Формирование учебной самостоятельности. Этап начинается в 6-7 лет и продолжается до кризиса подр осткового возраста (до 12 лет). С самообслуживанием и бытовыми делами ребенок уже хорошо справляется и начинает вырабатывать самостоятельность в учебе. Он привыкает ходить в школу, выполняет новые обязанности (собрать с вечера портфель и др.), в том числе домашнее задание. У него изменяется режим дня и повышается уровень ответственности.

Для выработки учебной самостоятельности приходится развивать силу воли, прилагать усилия, чтобы достигать цели (выучить правило или стихотворение, чтобы хорошо ответить на уроке) и придерживаться нового распорядка дня. В этом ему сначала помогают родители, а затем он и сам справляется с учебной деятельностью, без напоминаний выполняет домашнее задание, собирает учебные принадлежности в портфель, так как понимает, что уроки важнее мультфильмов. Если ребенок с трудом выполняет домашнее задание и без напоминаний и помощи взрослых не справляется, значит необходимо вызвать у него интерес к учебе.

3. Формирование личностной самостоятельности. Ребенок уже имеет бытовую и учебную самостоятельность и подходит к тому, чтобы самостоятельно принимать решения. Если ранее родители считались с его мнением, предлагали самому делать выбор, то у ребенка есть все предпосылки для успешного прохождения этого этапа. В 11-12 лет ребенок уже может иметь свое мнение и принимать решение в разных жизненных ситуациях. В этот период жизни необходимо предоставлять ему больше свободы. Если он обращается за помощью, так как не знает, как поступить в сложившихся обстоятельствах, то в первую очередь предлагайте ему самому подумать, только потом выражайте свое мнение или принимайте решение сообща. Если ребенок выскажет свой вариант разрешения проблемы, то отнесется затем к его выполнению более ответственно.

Если предыдущие этапы формирования самостоятельности пройдены у подростка не полностью, то преодолеть третий без помощи психологов и настойчивой работы над собой ему уже не удастся. Самостоятельную личность начинают воспитывать с самого рождения. Для этого необходимо вызвать к ней интерес, сформировать представление о ней. Можно побеседовать с ним на эту тему и спросить: «Что такое самостоятельность, как ты ее понимаешь? Кто, по-твоему, самостоятельный человек?». Ребенок может дать разные ответы, например, сказать, что самостоятельность – это способность самому делать уроки, помогать маме. В зависимости от полученного ответа развейте с ребенком эту тему, спросите, зачем нужно быть самостоятельным, самостоятелен ли он сам и др. Таким образом вы создадите условия для того, чтобы он нашел мотив для проявления самостоятельности. В каждом деле у него может быть несколько мотивов, например, он может мыть посуду в мыльной воде, чтобы поплескаться и поиграть с пеной или чтобы помочь маме. Важно предоставить ему возможность выбрать мотивацию самому. Родителям нужно понимать, какой мотив интересен ребенку, но ни в коем случае не следует пытаться его изменить, а только использовать для выработки интереса к самостоятельной деятельности.

Часто родители оказываются не готовы принять самостоятельность ребенка и стремятся его оградить от жизненных проблем и попыток их разрешить. В этом случае он может протестовать, бороться за свою независимость или примириться со сложившимся обстоятельствами и стать инфантильным.

Родителями, не желающими способствовать развитию самостоятельности у ребенка, обычно движут страхи. Они опасаются, что он сделает что-то неправильно и им это не понравится, они боятся, что самостоятельный ребенок станет непослушным, и очень сильно бояться, что станут ненужными ему. Стоит понять, что если помогать ребенку стать самостоятельным и воспринимать его как свободную личность, то как раз менее вероятным окажется, что такие страхи сбудутся, а вот все попытки удержать его рядом, под контролем, как раз к ним и приводят.

В воспитании самостоятельности родители обычно проявляют себя в одном из трех вариантов:

1) хотят, чтобы он подольше оставался малышом;

2) торопят ребенка быстрее повзрослеть;

3) адекватно воспринимают потребность ребенка в развитии самостоятельности и его возможности в этом.

Самостоятельность у ребенка в первые годы жизни проявляется в основном как подражание взрослым. Ребенок хочет, как мама, варить суп, месить тесто; как папа, стучать молотком, поднимать гантели. Очень важно с доброжелательностью приобщать его к совместной деятельности.

Для формирования самостоятельности у ребенка психологи рекомендуют предпринять следующие действия:

1) при обучении уходу за собой и самообслуживанию показывать ребенку все не торопясь, с объяснениями, медленно самому выполнять подобные действия, чтобы он увидел и попробовал сам;

2) проявлять терпение и позволять ему все доделывать до конца, только потом показывать еще раз, как правильно, и предоставлять шанс на вторую попытку;

3) поощрять к самостоятельным действиям и поступкам;

4) не осуждать ошибки ребенка, а подсказывать варианты действий и критерии для выбора;

5) понятно объяснять, что хорошо и что плохо, а также устанавливать правила;

6) научить самообслуживанию (чистить зубы, умываться, ходить в туалет, есть, одеваться, определять по часам время и др.) и самостоятельному засыпанию;

7) научить играть наедине с собой;

8) как можно чаще предоставлять возможность выбора и понемногу учить планировать свои занятия;

9) в меру опекать ребенка;

10) научить общаться и знакомиться с другими;

11) научить принимать решения в жизненных ситуациях с помощью ролевых игр;

12) приобщать к домашнему труду и принимать его помощь;

13) спокойно воспринимать ошибки и промахи, вместе их разбирать, рассказывать о своем опыте;

14) научить ребенка проявлять ответственность и объяснять ее меру, поощрять ее проявления;

15) способствовать выработке уверенности и чувства собственного достоинства;

16) общаться с ребенком как с равной личностью, в общении учитывать его эмоции, расспрашивать о событиях, интересоваться его мнением;

17) не использовать в качестве способа воздействия на ребенка давление;

18) научить справляться с конфликтами, возникающими при общении с другими детьми;

19) проводить сексуальное воспитание;

20) верить в возможности ребенка стать самостоятельным и вызвать у него ощущение защищенности;

21) не ограничивать самостоятельность в тех делах, с которыми он уже сталкивался.

Материал подготовлен по данным: Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: воспитываем самостоятельность». Читайте так же на нашем сайте: « », « » , « »

Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба ».

«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 13 минут

А А

О том, чтобы дети выросли сознательными, правильными, ответственными, мечтает каждая мама. Но, как показывает жизнь, с каждым поколением дети становятся все более инфантильными и неприспособленными к жизни. Конечно, новые технологии виноваты в этом, но и отсутствие правильного воспитания тоже играет немалую роль.

Как взрастить в своем ребенке самостоятельность? Разбираемся — и мотаем на ус.

Самостоятельный ребенок – какой он: что такое самостоятельность у детей разного возраста, признаки самостоятельности у ребенка

Говоря о несамостоятельности ребенка, многие взрослые подразумевают, что малыш не способен занять себя самостоятельно, донести до раковины тарелку, завязать шнурки, выполнить задания без стоящей над головой мамы, и проч.

И мало кто задумывается, что сама по себе «самостоятельность» — это не просто способность обслуживать себя, а важная характеристика личности, способность принимать решения, отвечать за свои поступки, восприимчивость к критике и определенный уровень инициативности, способность адекватно оценивать себя и возможности, и проч.

То есть, самостоятельность не появляется из ниоткуда при отсутствии воли, четких целей, определенного склада характера – это не новая запонка, которая прилагается к рубашке.

И относиться к развитию этого сложного и многогранного свойства личности нужно осознанно и ответственно.

Видео: Как воспитать самостоятельного ребенка?

Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:

  • 2 года. Ребенок может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.
  • 3 года. Малыш уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться и чистить губкой свои сапожки.
  • 4 года. Ребенок уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное яйцо.
  • 5 лет. Без всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний, выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.
  • 6 лет. В этом возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме, повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца, разогреть в микроволновке обед.
  • 7 лет. Возраст, когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться, стирать свои носки и даже гладить полотенца.
  • 8-9 лет. В этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а также нести за них ответственность. Ребенок уже способен убираться на кухне (мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще не было.
  • 10 лет. В этом возрасте ребенок уже почти подросток, но все-таки возрастная категория еще близка к «малышам». Поэтому требовать от ребенка слишком многого нельзя. Да, он способен сбегать в магазин рядом с домом, купить по списку продукты. Он уже понимает, как считать сдачу, и что испачканную рубашку нужно менять на чистую. Он уже подает руку маме, когда она выходит из автобуса, помогает ей с сумками, встает в транспорте, чтобы уступить место старикам. Но пока зона ответственности ребенка – это школа, личное пространство и взаимоотношения с окружающими.
  • 11-15 лет. Это — самый сложный и опасный возраст, в котором нужно не потерять доверие своего чада своим контролем, понять, что ребенок уже подросток, осознать это — и отпустить ребенка. Отпустить не в свободное плавание и для отдельного проживания – отпустить от своей юбки. Вы сделали, что могли. Ребенок уже сформировался и хочет свободы. Теперь вы можете лишь направлять и стелить соломку. Запреты, требования, истерики, приказы, шантаж – это больше не работает и не имеет смысла (если вы этим пользовались). Запаситесь терпением и продолжайте с любовью и заботой «закреплять пройденный материал».

Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей

В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».

Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.

Просто дайте ребенку возможность развиваться и взрослеть, а сами будьте рядом, чтобы уберечь ребенка от возможных рисков во время первых самостоятельных дел.

  • Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
  • Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
  • Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
  • Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
  • Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.

Развитие самостоятельности у детей 5-8 лет – готовимся к школе и осваиваем новые горизонты

Дошкольник, а потом — ученик младших классов.

Ваш карапузик уже вырос из пинеток, малышовых игрушек и колыбельных. Он уже стесняется, когда вы берете его за руку при друзьях, и нарочито грубо ворчит «Ну, маааам, иди уже, я сам!»

Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?

  • Составьте с ребенком вместе гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему жить по этому графику самостоятельно.
  • Начиная со 2-го класса, прекращайте жестко контролировать сделанные уроки и собирать за ребенка ранец на завтра. Пару раз получит двойку за забытую тетрадь и научится собирать рюкзак с вечера сам. Та же история с домашним заданием. Если двойки за несделанные уроки ребенка не пугают, можно включать строгую маму – пригрозите вернуть его под свой жесткий контроль, если не начнет делать уроки ответственно.
  • Всегда будьте готовы помочь . Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя – именно сейчас они у него самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться, как к другу.
  • Ничего не заставляйте делать. Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает на голову, и чтобы хорошо отдохнуть, нужно поработать.
  • Позволяйте чаду решать – что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради.
  • Чаще давайте взрослые поручения , которые окрыляют ребенка – «о, родители уже считают меня взрослым». Например, сбегать за хлебом (если не нужно переходить дорогу, и если вы не живете в сильно криминальном районе).
  • Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности . Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире.
  • Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научится их решать.
  • Снижайте накал своей гиперопеки. Уже пора. Прекращайте хвататься за сердце, когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.

Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы

Вот ваш ребеночек и стал почти подростком.

12 лет – это черта, за которой начнутся сильные влюбленности (более серьезные, чем в детском саду и первом классе), первые истерики, прогулы в школе и даже, может быть, потому что «родители не понимают и достали».

Не доставайте ребенка. Пусть взрослеет спокойно.

Вспомните себя подростком — и дайте чаду глоток свободы.

  • Нужно оставаться чутким и лояльным к новому поведению ребенка, к взрослению, к нему самому . Но это не значит, что ребенка нужно освобождать от дел и обязанностей. Понимание своих обязанностей и ответственность – это и есть самостоятельность.
  • Подкорректируйте свою систему требований. Подросток не хочет ложиться спать в 8-9 вечера. И если от слова «уборка» ребенка начинает трясти, найдите для него другие обязанности. Компромисс – ваша палочка-выручалочка.
  • Пошли тройки в дневнике? Терпите — и не вздумайте рисовать за ребенка по ночам контурные карты и рисунки для конкурсов, или писать сочинения – пусть все делает сам.
  • Будьте корректны : брошенные вам сейчас слова запомнятся на всю жизнь. Спокойствие – ваше спасение. Медитируйте, считайте до ста, швыряйте дротики в стенку, но ребенок должен видеть в вас только поддержку, любовь и спокойствие тибетского монаха.
  • Подбрасывайте больше заданий и задач , в которых ребенок сможет себя проявить.
  • Устройте чадо в секцию, отправьте на лето в Артек , научите пользоваться кредитной картой и наличными.
  • Начинайте учиться отпускать ребенка от себя. Потихоньку оставляйте его ненадолго одного. Чаще уезжайте по делам. Учитесь без ребенка ходить в кино или кафе. Еще несколько лет, и ребенок сам начнет сбегать от вас в силу возраста и собственных интересов. Чтобы потом не было мучительно больно и обидно за себя – начинайте постепенно отпускать уже сейчас. Только не увлекайтесь слишком сильно – ребенок от вас еще не съехал, и до сих пор нуждается во внимании, ласке и поцелуе на ночь.

Каких ошибок избежать при воспитании самостоятельности у детей – советуют психологи и опытные мамы

Воспитывая самостоятельного (как мы считаем) человечка, мы иногда совершаем ошибки, которые не только не приближают ребенка к этому личностному свойству, но и портят наши с ребенком отношения в будущем.

Итак, ошибки, которые совершать никак нельзя:

  1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Категорически.
  2. Не пресекайте попыток ребенка проявить самостоятельность , не мешайте ему быть инициативным. Отговорки вроде «я сама быстрее сделаю» или «боюсь за тебя» забудьте и дайте ребенку взрослеть без вашей гиперопеки.
  3. Если попытка проявить самостоятельность окончилась плачевно (вещи испорчены, вазы разбиты, кот подстрижен, и проч.), не вздумайте кричать, ругать, публично оскорблять или обижать ребенка. Проглотите обиду за разбитый дорогой сервиз и улыбнитесь со словами «в следующий раз обязательно все получится».
  4. Если ребенок неловок в своей самостоятельности, если выглядит наивно и даже глупо – это не повод для насмешек, подколок и проч.
  5. Не влезайте со своей помощью и советами , если вас о том не просят.
  6. Не забывайте хвалить ребенка , когда у него все получается, и вселять уверенность, если не получается.
  7. Не торопите (и не осаживайте) своих детей. Они сами знают, когда пора отказываться от подгузников, есть ложкой, начинать читать, рисовать и взрослеть.
  8. Не переделывайте работу ребенка при нем . Это обидно и оскорбительно, если ребенок час мыл посуду, а вы перемываете ложки заново. Сделаете это потом, не отбивайте у ребенка желание помогать вам.

И не забывайте, что самостоятельность – не просто приобретенные навыки, а способность думать, анализировать и быть ответственным.

Например, когда ребенок научился не просто дверь закрывать на ключ, но еще и глубоко прятать ключи, чтобы они не выпали на улице.

Проблема по формированию самостоятельности изучается многими отечественными и зарубежными специалистами. На сегодняшний день является актуальным рассмотрение самостоятельности как качества личности, являющееся базовым для формирования ключевых компетенций дошкольника. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста. Дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности : игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности . Каждый вид деятельности оказывает влияние на освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности, на поиск адекватных способов самовыражения в деятельности. Главную роль в формировании самостоятельности ребёнка занимает семья. Чтобы семья смогла воспитывать и развивать самостоятельность, взрослые члены семьи должны развивать в отношениях между собой общую родительскую позицию, единство воспитательных подходов.

Сегодня государству нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать решение в ситуации выбора.

Самостоятельность – это умение действовать отдельно, независимо от чьей – либо помощи, способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное без посторонней помощи.

Что же можно предпринять родителям, чтобы ?

Во-первых , родителям необходимо помнить, что ребенок определенного возраста должен сам выполнять все те обязанности, которые отвечают его годам: самостоятельно одеваться, убирать кровать, собирать игрушки или шнуровать ботинки.

Во-вторых , если хотите добиться самостоятельности ребенка , то и воспринимать его нужно как взрослого. Общение на равных, совместное принятие решений, личные права и обязанности, а так же штрафы за их невыполнение – все должно быть по-взрослому.

В-третьих , чтобы ребенок самостоятельно выполнял ту или иную работу, он должен четко понимать, зачем он это делает и почему кто-то другой не может убрать за него кровать, вынести мусор, полить огород и т. д. Объяснив своему чаду, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, за которые он несет ответственность, ребенок поймет, что не только его одного заставляют что-то делать по дому против его воли, но каждого родителя тоже.

В-четвертых , развить самостоятельность у детей помогает стимулирование. Так, например: убирать за собой кровать и мыть обувь ребенок должен безвозмездно, а поливать или копать огород за вознаграждение.

В-пятых , спортивные секции по интересам для мальчиков и девочек превосходно учат детей самостоятельности и дисциплинированности.

В-шестых , если условия, возможности и желания позволяют, можно завести для своего ребенка домашнее животное, но при условии, что именно сын или дочь будут за ним ухаживать, убирать и выгуливать. Самым оптимальным вариантом домашнего питомца будет собака, так как с ней еще и весело, ее можно дрессировать и играть с ней.

Необходимо помнить, что у ребёнка нет потребности выполнять эти обязанности, не ему надо, чтобы в квартире было чисто и игрушки лежали на своих местах. Это нужно нам, взрослым, а для ребёнка это неосвоенный, незнакомый и неинтересный вид деятельности.
И поэтому быстрых результатов не стоит ожидать, приучение будет происходить медленно и с определённым сопротивлением.

Что нужно сделать, чтобы ребёнок выполнял домашние обязанности?
1. Определить круг обязанностей. Их должно быть не менее трёх ежедневных обязанностей.

2. Показать, как справляться с заданием, подробно описав и продемонстрировав его выполнение.

3. Введение штрафных санкций за невыполнение заданий.

Помните! Ребёнок, выполняя домашние поручения, делает это для вас, а не для себя!

В приучении ребёнка к самостоятельности очень важна последовательная позиция родителей, постановка реальных целей, выполнение обещаний и поощрение за выполненную работу . Поручения должны усложняться по мере взросления ребёнка.

Вот и золотое правило - не отказывать ребёнку, если он просит что-то сделать сам . Да, он не умеет пока хорошо. Но когда вырастет и будет уметь, то уже не захочет. Однако зачастую это правило трактуется как «ладно, делай сам, пусть мне за тобой потом ещё убирать и переделывать». А ведь даже самый маленький ребёнок может приносить реальную пользу! Начать можно с простого подай-принеси. Ребёнок может помочь с поиском предметов под диванами, выгрузкой постиранного белья из машинки, собиранием крупного мусора вручную и поливом некоторых растений на огороде. И не стоит думать, будто развитие самостоятельности у детей связано с жуткими затратами маминых времени и нервов. Просто стоит помнить несколько моментов:

· Не гонитесь за результатом . Придёт время, и малыш всему научится. Идёте на прогулку? Так и объясните: «Ты уже хорошо одеваешься, а теперь надо не только хорошо, но ещё и быстро. Сейчас я тебе помогу, но потом ты будешь тренироваться. Чем больше будешь одеваться сам, тем научишься быстрее всё делать. Постараешься, и будешь быстрее мамы одеваться!»

· Не требуйте регулярности . Дети - существа настроения. Не стоит ждать, что сделав однажды сам, ребёнок всегда будет делать это самостоятельно.

· Играйте с пользой . Если можете выбирать между игровым действием и аналогичным реальным, всегда выбирайте реальное. Немного приостановите свой автопилот , и вы найдёте массу возможностей для ребёнка помочь по хозяйству. Пусть это будет сущая мелочь, но вам станет не только легче, но и гораздо приятнее.

Для ребёнка же самостоятельность - это не только бесценный опыт самого действия, но и психологическая уверенность в собственных силах. Сегодня малыш сам соберёт рюкзак с карандашами-игрушками в поездку, а в будущем - с лёгкостью отправится в кругосветное путешествие.

· Спрашивайте мнение у вашего ребенка , как у взрослого члена семьи. Давайте ребенку проявлять самостоятельность даже при выборе одежды, прически.

· Хвалите ребенка . Развитие самостоятельности начинается уже с трех лет, когда ваше чадо начинает копировать ваши действия.

· Не пытайтесь облегчать жизнь ребенку, чересчур помогая ему . Пусть ваш ребенок почувствует себя самостоятельным. Гиперопекой называется поведение родителя, когда он под каким-либо страхом, гасит активность ребенка и не дает ему расцвести как самостоятельному человеку.

· Не следует ограждать ребёнка от проблем. Позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий.

· Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребёнка умения найти самому занятие, не привлекая к этому взрослы х.

Родители должны показать ребёнку те возможности, которые у него есть в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. Необходимо научить самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.

И последнее, что мне хотелось бы отметить. Все эти рекомендации по развитию самостоятельности ребенка будут малоэффективны, если родители не научатся стоять на своем и выполнять обещанные поощрения или наказания. Один раз потеряв для себя что-то ценное, дети тут же учатся не повторять прошлых ошибок.

Ели ребенок настойчиво отказывается выполнять свои обязанности, попробуйте не выполнить какую-либо его просьбу и обязательно объясните, что равноправие это основа семьи – хочешь, чтобы помогли тебе, придется помогать другим.

Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...