Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Нравственно экологическое воспитание дошкольников по фгос. Экологическое воспитание дошкольников с учетом фгос. формы и методы экологического воспитания

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС.

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке - они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.

На протяжении всего учебного года воспитатель проводит с детьми ежедневный уход за обитателями уголка природы. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений и животных - это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определить, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Общение педагога сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении педагог должен найти возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность в ребенке, в середине - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности по созданию условий для обитателей уголка природы очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.

Циклы наблюдений за обитателями уголка природы и участка детского сада - еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Каждый содержательный цикл включает ряд разных по смыслу наблюдений за одним объектом, их количество зависит от возраста детей: в старших группах - 8-10 наблюдений. Наблюдения одного цикла проводятся последовательно друг за другом с разрывом в 2 - 3 дня.

Отдельно взятое наблюдение - это короткое (5-12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой (4-7) детей в уголке природы или со всей группой на участке. В зависимости от содержания наблюдения могут проводиться в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время. Например, наблюдения за особенностями питания животных проводятся всегда утром, так как лучше всего наблюдать голодных животных, но держать их без еды до обеда - негуманно. Наблюдать за тем, как спят рыбки, птицы, конечно, лучше вечером в сумерки. Наблюдать за тем, как морская свинка с радостью поедает листья одуванчиков, принесенные ей детьми с улицы, следует после прогулки.

На протяжении учебного года проводятся следующие циклы наблюдений: за цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь); за аквариумными рыбками (октябрь - ноябрь); за елью, ночным небом (декабрь); за зимующими птицами на участке и птицей в клетке (январь - февраль); за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль - март); за пробуждением мать-мачехи и одуванчиков на участке (апрель - май); за божьей коровкой (в весенне-летнее время). Обозначенные циклы наблюдений типичны для подавляющего большинства дошкольных учреждений России, их осуществление создает у детей прочный фундамент конкретных знаний о природе ближайшего окружения, развивает умения взаимодействовать с ней.

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, - одну неделю в месяц дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни.

При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, "выпускают" ее погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.

В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, воспитатель осуществляет познавательное общение с дошкольниками, - показывает, где и что надо изобразить, поясняет, поправляет, - в общем, доброжелательно помогает им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

В повседневной жизни с дошкольниками можно проводить обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Воспитатель может совершать с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель, а может организовать поход на полдня.

Поход - это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Поход - это комплексное мероприятие не только по сочетанию задач и видов деятельности, но прежде всего по своей организации. Его планируют, готовят, обдумывают несколько взрослых - эколог, воспитатель физкультуры, медсестра, методист и воспитатель группы. Совместно они разрабатывают план и сценарий похода, определяют маршрут и решение разных задач по мере его прохождения. Воспитатель вместе с экологом и методистом продумывают, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте, какие значимые экологические объекты показать на маршруте, как разнообразить виды деятельности. Инструктор по физвоспитанию и медсестра обдумывают безопасность похода, физкультурно-оздоровительные включения, организацию отдыха и питания.

Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение для детей имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Природное окружение должно быть хорошо обследование и изучено взрослым, что позволит точно составить маршрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, позволит определить содержание наблюдений и других видов деятельности. Подготовка к походу начинается за несколько дней: воспитатель сообщает детям, куда они пойдут, с какой целью. Правильно спланированная и организованная подготовка создает хороший настрой у всех участников похода (педагогов, детей и их родителей), а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого участника.

Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.

Походы и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.

Старших дошкольников можно включить в природоохранительные акции - социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильно воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, относятся, например, "Зеленая елочка - живая иголочка" - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году.

Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День воды, День Земли. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту могут уже понять ее ценность, значение для жизни всех живых существ. Поэтому акция в защиту воды, бережно и экономного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей.

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 - 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.

Один из наиболее значимых - праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб общего видения планеты, ее значения для людей, зарождает любовь к своей Родине и природе, как ее важной части.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится играя.

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. В своей практике воспитатели прибегали к помощи сказочного героя - Гриба-лесовика, в наряд которого переодевался педагог. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство" и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов: А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

Обычно проект состоит из трех основных этапов:

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.

2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.

3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач.

Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. По методике экологического проекта может работать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным программам и парциальным программам экологического направления.

В проекте могут участвовать дети средней, старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Дети среднего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. К выполнению проекта привлекаются родители.

Сроки проведения экологического проекта - не менее года, так как ребенок должен иметь возможность проследить изменения в жизни изучаемого объекта в разные сезоны. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов, например в августе - сентябре, октябре - ноябре, марте - апреле (в разных регионах это время приходится на разные месяцы). Именно в эти периоды наиболее ярко выражены сезонные изменения в жизни природы.

Работая с детьми, по теме "Экологическое воспитание", воспитатели учат каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.

Посещение ребенка на дому - давно забытая форма работы, а как она сближает воспитателя с семьей! Такое посещение помогает спланировать и провести беседы с родителями: о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, к родному краю, посоветоваться, какие для этого надо иметь книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи (голосов птиц, шума леса и т. п.), различные диафильмы.

Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В дошкольных учреждениях заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Могут быть проведены выставки: "Лучший осенний букет", "Дары осени", "К нам сказка пришла", "Это поможет природе" и т.д.

Хорошей традицией может стать забота о зимующих птицах. В этой работе может сложиться определенная система:

1. В экологическом уголке помещаются советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам "Помогите синицам", "Птицы и люди", "Они остались зимовать, мы им будем помогать".

2. Ежегодно нужно проводить экологический праздник "День птиц". В программе праздника - конкурс "Лучший домик для птиц"; выставки "Корм для разных птиц", "Лесная столовая", "Чей корм вкуснее". Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.

В помощь родителям оформляется "Экологический стенд", где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.

Воспитатели готовят консультации для родителей, например о лечебных свойствах лесных ягод: "Как правильно приготовить варенье, соки, не потеряв витамины", "Ежевика - источник здоровья", "Малина - в каждом доме" и т.д. Можно завести папку-копилку, в которую вместе с родителями собирать рецепты лечебных напитков, "бабушкины советы".

Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, можно провести анкетирование.

Что такое экология?

Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?

Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

Посадили ли Вы дерево?

Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?

Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

Ответы родителей помогут выявить увлечения взрослых и детей, обозначат проблемы, требующие педагогической помощи, и лягут в основу создания книги "Природа и мы", с которой может познакомиться каждая семья.

Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни» .

В. А. Сухомлинский.

Одна из oснoвныx зaдaч oбpaзoвaния, в сooтветствии с Зaкoнoм РФ «Об обpaзoвании» - этo фoрмиpoвaниe дyxoвнo-нpавственнoй личнoсти. Дyхoвнo-нрaвствeннoe воспитаниe детeй мнoгoгpaнно пo сoдepжaнию.

Этo любoвь к poдным мeстaм, гopдoсть зa свoй нapoд, oщyщeниe свoeй нepaзpывнoсти с oкpyжaющим миpoм, жeлaниe сoxpанять и приумнoжать бoгaтствo свoей стрaны.

Кaждoe из нaпpaвлeний дyxoвнo-нpавствeннoгo развития и вoспитaния oснoвaнo на oпpeдeлённoй систeмe бaзoвыx ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

Экoлoгичeскoe обpaзованиe дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в системе ценностных ориентаций.

Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников –чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Проблемы сегодняшнего времени:

  • Сложная экологическая обстановка в мире
  • ее тяжелые последствия
  • экология родного края
  • засоренность среды обитания
  • чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы
  • теряют плодородие почвы
  • обедняются флора и фауна.

В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний» . Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину» .

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.

Цель экологического образования - на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Эколoгичeскoe вoспитaниe знaчимо с пoзиций личнoстнoгo paзвития peбeнкa – пpaвильнo оpгaнизoваннoe, систeматичeски oсyщeствляeмoe в oбpaзoватeльныx yчpeждeнияx пoд pyкoвoдствoм людeй, oблaдaющих экoлoгичeскoй кyльтypoй, oнo oкaзывaeт интeнсивнoe влияниe нa егo ум, чувства, вoлю.

Задачи:

  1. Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;
  2. Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе;
  3. Осознание своего собственного «Я» как части природы;
  4. Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.

Как сoздать эффeктивнyю систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экoлoгичeскoгo oбpазoвания реализовались через разные виды деятельности ребенка:

  • экспериментирование
  • наблюдение
  • музыкальную деятельность
  • изобразительную деятельность
  • физическую деятельность

Воспитатель детского сада главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Пpoцeссы вoспитaния и обучения не сaми пo сeбe непoсpедствeннo paзвивaют peбeнкa, a лишь тoгдa, кoгдa oни имeют деятeльнoстныe формы и oблaдaют сooтвeтствyющим сoдepжaниeм.

Один из путeй пoвышения эффeктивнoсти экoлoгическoгo воспитания сoстoит в испoльзoвании разнообразных мeтодoв и пpиeмoв paбoты.

Пepeчeнь фopм и мeтoдoв экoлoгичeскoй paбoты с дoшкольниками:

  • экoлoгичeскиe экскypсии;
  • ypoки дoбpoты;
  • ypoки мышлeния;
  • экoлoгичeскиe кружки;
  • экoлoгическиe конкурсы;
  • экoлогичeскиe ауцкионы, викторины, марафоны;
  • экoлoгичeскиe сказки;
  • клyб исслeдoвaтeлeй пpиpoды;
  • лабopaтopия юнoгo экoлoгa;
  • сoстaвлeниe экологических карт;
  • экoлoгичeскиe выстaвки и экспoзииии;
  • экoлoгичeские мyзeи;
  • дни экoлoгичeскoгo творчества;
  • экoлoгические пpaздники и фecтивaли;

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Опыт работы воспитателя детского сада "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".

Автор: Скрипникова Валентина Михайловна.
Данная статья может быть полезна воспитателям детского сада, родителям, педагогам дополнительного образования.
Пояснительная записка:
В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.
Экологическое воспитание следует начинать с дошкольного детства, именно в этом возрасте закладывается основа представлений о природе, формируются основы экологического сознания.
Задачи экологического воспитания
1. Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения ко всем объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
2.Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру.
Цель экологического воспитания детей - получение детьми достоверных знаний, представлении, приобретение навыков ответственного, доброжелательного, бережного отношения к природе.

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего Мир
природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный
источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Семья, как ячейка общества, воспитывает в нас самые прекрасные качества: трудолюбие, заботу о ближнем, усердность, сочувствие, сопереживание.
Окружающий мир – это самый богатый источник знаний для ребенка. Маленький человечек бережно и с интересом относится к цветочкам, бабочкам, яркому солнышку да ко всему, что он видит вокруг себя. Взрослым, поддерживая вот такой искренний интерес ребенка к природе, важно помнить о воспитании бережного отношения к ней. Любовь к окружающему миру взрослые должны прививать ребенку с самого раннего детства с пеленок, своим личным примером. С самого рождения ребенок любит природу, стремится к единению с природой. Дети этого возраста чутки и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребёнка формируется стиль поведения в природе. (Не бросят камень в кошку, не оставят после себя мусор, не разорят муравейник, не сорвут без надобности цветок и листок).
Дети должны знать, что растения и животные, птицы - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, заводят потомство, а самое главное, чувствуют боль.


Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, воздух, птичке – семена, вода и тоже воздух, животным – корм и вода, воздух.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатам и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре.
Если ребёнок не знает и не понимает ничего то, что происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может.


Форма работы с детьми дошкольного возраста:
- привлечение дошкольников к наблюдениям и сравнениям.

Например, после появления нового листочка, бутона, цветка можно предложить воспитанникам «сфотографировать» растение, а затем нарисовать растение с натуры. Затем сравнить растение, нарисованное с растением с «фотографии». Обязательно сделать вывод, что изменилось, какие несовпадения. Такие действия способствуют развитию наблюдательности, внимательности к некоторым деталям, да и способствуют развитию сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста.
- метод демонстрации.
Этот метод заключается в том, что ребенку необходимо демонстрировать натуральные предметы, их изображения с помощью картинок, фотографий, кинофильмов, диапозитивов.
Метод демонстрации используют для того чтобы уточнить, обобщить, систематизировать знания детей дошкольного возраста о предметах, явлениях в окружающей действительности.
- метод рассказывания.
Рассказывая ребенку о явлениях, предметах окружающей действительности., вы обогащаете впечатления у ребенка, оказываете влияние на его ум, воображения ребенка, на его чувства, его отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Рассказ должен иметь четко определенную тему, художественную форму, быть динамичным, основываться на близких и интересных для детей фактах, можно привести примеры или случаи из своего личного опыта.
- чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы.
Этот метод способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сочувствия и сопереживания.
- беседа.
Беседу используют для обобщения и систематизации знаний у детей дошкольного возраста. Беседуя ребенок дожжен знать, о чем идет речь, чтобы включиться в диалог, поддержать беседу, слушать и понимать собеседника, иметь возможность ответить на какие-то вопросы, задаваемые по ходу беседы.
- игра.
Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является – игра, поэтому играя, ребенок учиться взаимодействовать с природой, учиться общаться с птицами, животными, растениями, учиться взаимодействовать с предметами неживой природы.
Игры бывают разной классификации:
- дидактические игры экологического содержания.
В дидактической игре имеются определенные правила, своя структура и система оценивания детей.
Существует несколько видов дидактических игр: настольно-печатные игры, игры с предметами, словесные игры.
Настольно- печатные игры, это игры направленные на развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, классификация, обобщение).
Игры с предметами – это игры с различными материалами (мозаикой, листочками, шишками и т.д.)
Словесные игры направлены на развитие внимания, быстроту реакции и связную речь.
Очень важно в развитии экологического воспитания являются посещение зоопарка, цирка, океанариума, экскурии.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Наблюдая как живут животные в зоопарке, цирке, кто и как за ними ухаживает, ребенок начнёт строить из
кубиков, кирпичиков или другого материала клетки для животных и птиц, заселять их игрушечными животными.
Дети получают не только знания о жизни животных, о внешнем виде, среде их обитания, но и учатся за ними ухаживать и заботится о них. Они строят красивые, большие, удобные клетки, кормят их, моют клетки. Распределяют обязанности, контролируют работу друг друга (директор, сторож, шофёр и так далее).
Знакомя детей с животными, живущими рядом с человеком, дать возможность ребёнку принимать активное участие за животными (покормить, почистить клетку), привлечь к созданию условий для них от холода.


- Игры с природным материалом.
Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, порой его создают, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике в своей игре. Дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.


И самое главное привить ребенку главные принципы жизни его в гармонии с природой:
1. «Не навреди».
2. «Познавая, не разрушай».
3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:
1. Что я хочу сделать?
2. Зачем мне это нужно?
3. Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет?
5. «Подумай о последствиях!»


У всех людей, какой бы они не были национальности, в какой стране они не жили у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.
Все эти методы способствуют развитию познавательных процессов у ребенка, способствуют формированию у ребенка ценности к окружающей его действительности, воспитывают у ребенка бережное отношение к природе, ко всему, что его окружает.
Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям своим личным примером.

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

  • устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
  • бережного отношения к природе;
  • правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
  • моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
  • эмоциональной отзывчивости к живой природе;
  • положительных эстетических ощущений от любования природой;
  • умений познавать особенности окружающего мира.

Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:

  • наблюдения;
  • опыты;
  • исследования;
  • игры;
  • труд;
  • художественно-эстетическая практика;
  • знакомство с природоведческой литературой;
  • занятия физкультурой и спортом.

Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:

  • на обучающих занятиях;
  • в повседневной жизни.

Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.

Формы экологического воспитания

Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания:

  • коллективные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Среди коллективных форм наиболее популярными являются экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию в тренингах, конференциях, уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях.

К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать такие мероприятия, как выступление агитбригады, ролевые игры, деятельность кружков или клубов экологической направленности, участие в природоохранных акциях.

В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.

Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями :

  • консультации ;
  • конкурсы;
  • семейные встречи;
  • выставки детских работ;
  • методические бюллетени;
  • праздники.

Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.

Методы экологического воспитания дошкольников

Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания дошкольников с учетом ФГОС , нужно отдавать предпочтение игровым, наглядно-действенным и проектным.

Наблюдение

Основным методом экологического воспитания является наблюдение. Он позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом могут быть задействованы все формы восприятия.

Чаще всего дошкольникам предлагается понаблюдать за состоянием природы и жизнью растений. Такие наблюдения должны проводиться регулярно на протяжении всего года. Данный вид работы является обязательным элементом ежедневных прогулок. Помимо этого периодически объектами наблюдения становятся птицы, домашние животные и насекомые. Примерно 1-2 раза в месяц дети наблюдают за социальными объектами, особенностями трудовой деятельности взрослых.

При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:

  • объект наблюдения должен быть доступным для восприятия;
  • время для наблюдения должно составлять 5-10 минут;
  • нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы.

Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, чтобы данный процесс был многоступенчатым:

  • восприятие объектов природы;
  • исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с другими предметами или явлениями;
  • творческое отображение полученной информации.

Воспитатель должен направлять деятельность дошкольников в процессе наблюдения, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания. Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить такую деятельность самостоятельно.

Игра

Игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность проявить инициативу. Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать ее таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы.

Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют привычки и образ жизни животных.

Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. Дети будут знакомиться с характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельности получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным занятиям.

В детском саду практикуются сюжетные игры, игры-практикумы, игры- иллюстрации и инсценизации. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т.д.), но и познать свойства этих природных материалов.

Проектная деятельность

Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.

Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные, ролево-игровые, творческие проекты. Обычно это кратковременные групповые или индивидуальные проекты.

Создание экологической среды

Важным воспитательным аспектом, влияющим на формирование экологической культуры у дошкольников, является создание в детском саду благоприятной экологической среды. Это непрерывный процесс, который подразумевает организацию специального экологического пространства и проведение регулярных действий, направленных на поддержание в нем необходимых для живой природы условий.

Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы являются создание «живого уголка», разведение комнатных цветов, оформление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а принимать активное участие в уходе за ними.

Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №35 комбинированного вида»

Составитель:

Окунева Т. М.,

воспитатель

Полысаево 2015


«Любовь к Родине начинается с любви к природе»

Е. В. Павленко.

На основном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культура.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.

Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Цель нашей работы является формирование представлений у детей дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней.

Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:

Углубить и расширить экологические знания;

Привить начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные;

Развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;

Сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

Всю работу по экологическому образованию осуществляли в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляли в повседневной жизни.

Начиная с 2-3 лет, обращали внимание детей на отдельные наиболее яркие заметные явления и события характерные для разных времен года. Давали детям информацию понемногу, используя при этом игры, забавы. И возвращались по нескольку раз к одним и тем же объектам и явлениям.

Во второй младшей группе работу продолжили. Ребят привлекали к активному участию по уходу за комнатными растениями: поливали, рыхлили, протирали листья, мыли поддоны и т.д. Каждый ребенок постепенно знакомился с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливали птиц на участке. Делали кормушки вместе с родителями и размещали поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами.

В старшем дошкольном возрасте вовлекали в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Приучали к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношение к естественной среде. В результате у ребят формировались практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среды природы.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников использовали различные формы экологического воспитания:

а) массовые;

б) групповые;

в) индивидуальные.

К массовым формам отнесли работу детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, природоохранные праздники, конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.

К групповым формам отнесли кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум.

Индивидуальным формам наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепку.

Для каждого наблюдения отбирали небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формировали у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования циклов наблюдений за одним и тем же объектом). В каждом последующем наблюдении вспоминали, уточняли, закрепляли и конкретизировали, расширяли полученные представления. В организации наблюдений продумывали систему, их взаимосвязь, что обеспечивало осознание детьми процессов и явлений, которые они наблюдали. Наблюдение стимулировало интерес детей, их познавательную активность.

Наряду с наблюдениями широко использовали наглядный иллюстративный материал, который помогал закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С их помощью формировали у дошкольников представления об объектах, явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно, дети знакомились с протекающими явлениями в природе (сезонными изменения), происходило обобщение и систематизация информации природоведческого содержания и характера.

Большую роль при ознакомлении дошкольников с природой отводили игре. Сюжетно - ролевые игры предполагали наличие природоведческого, природоохранного и экологического содержания и существование определенных знаний: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Путешествие к морю».

Подобрали разнообразные дидактические игры экологического содержания: «Дикие - домашние», «Ядовитое и безопасное растение», «Где, чей домик?», «Что вредно и полезно для природы (воды)?», «Опасно - не опасно», «Выбери съедобные грибы, ягоды», «Соберем рюкзак в дорогу» и т др.

Использовали предметные игры с использованием природного материала (шишек, камешков, раковин и т.д.) способствовали развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.

Играли интеллектуальные игры - «КВН», « Что? Где? Когда?», «Брейн - ринг», у детей вызывал восторг не только игра, но и подготовка к самой игре.

Особое внимание требует создание условий для самостоятельной игры экологической направленности, исследовательской деятельности и моделирования. В уголке природы создали коллекцию природных бросовых материалов для изготовление поделок, на подоконниках высадили мини -огород.

Важнейшая форма работы с детьми - это труд в природе. Этот вид деятельности, как никакой другой способствовал формированию у дошкольников осознания правильного отношения к природе. В процессе трудовой деятельности ребятишки имели возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и окружающая среда). У них формировались необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живым организмом.

Положительные эмоции вызывали у детей на занятиях рисования, аппликация, лепка и конструирование, разыгрывание спектаклей на природоведческую тематику, чтение художественной литературы - все это способствовало формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к природе, привлекали их к природоохранной деятельности.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач - привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка - период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.

Экологическую информацию взрослые получали:

На родительских собраниях;

В процессе посещения территории детского сада;

Из консультаций для родителей;

В совместной деятельности с детьми.

Помимо традиционных форм работы и ДОУ и семьи, активно используем инновационные формы и методы работы:

1. Круглый стол «Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду»;

2.Тематические выставки: фотовыставка «Домашние питомцы», выставка рисунков «Не опоздай, спаси планету!»;

3.Семейные встречи экологической направленности: «Вместе по нашей экологической тропинке», «Посади дерево»;

4. Конкурс семейных талантов: «Чудо - овощи», «Сохраним елочку», «Птичья столовая».

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствовала сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого.

Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.

Литература

1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. _ С.79.

2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - С. 171.

3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. - М., 2009. - С. 57.

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...