Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Чем отличается ребенок от взрослого? Это должен знать каждый родитель. Особенности образования взрослых

Сторонники эзотерических теорий утверждают, будто до одного года ребенок помнит, кем он был в прошлой жизни, но потом, обучаясь разговорной речи, забывает об этом. До трех лет дети не умеют врать и притворяться, до пяти говорят то, что думают, до девяти не понимают «черного юмора».

2 100068

Фотогалерея: Некоторые отличия детей от взрослых

Мы тоже когда-то были такими, но потом повзрослели и загнали «внутреннего ребенка» далеко вглубь души. А зря. В этой статье мы собрали небольшую коллекцию некоторых отличий детей от взрослых, а также семь безусловных поводов взять пример с самых маленьких.


Мир вверх тормашками

По законам оптической физики на моментальном «снимке», сделанном сетчаткой глаза, окружающий мир отображается вверх ногами. Именно таким поначалу видит его новорожденный, однако по мере развития мозг вносит коррективы: «изображение» с сетчатки, закодированное в виде нервных импульсов, поступает в кору полушарий мозга, и именно там формируется окончательное «фото» (в соответствии с личным опытом младенца). А он очень скоро соображает, что мама не может прогуливаться по потолку! С определением цветовой гаммы тоже пока сложно: палочки (отвечающие за черно-белое зрение) и колбочки (за цветное) у крохи работают вовсю, но для него смотреть — не значит видеть. Искусству фокусировать взгляд и следить за объектом еще надо научиться! На начальном этапе младенец избирательно отмечает только некоторые цвета окружающей действительности: черный и белый, после 3-6 месяцев учится видеть предметы желто-зеленой гаммы. Некоторые отличия детей от взрослых подразумевают в себе детскую боязнь попробовать что-то новое.


Вундеркинд — с пеленок

Оказывается, мозг малыша — не чистый лист, а настоящий кладезь информации! К примеру, сенсорные и лингвистические способности у него просто феноменальные. Канадские исследователи обнаружили, что младенцы могут найти отличия у предметов, похожих друг на друга как две капли воды (конечно, по мнению взрослых). А еще новорожденные отлично разбираются в языках — скажем, легко отличают английский от французского. Секрет — в повышенной визуальной чувствительности крохи: он улавливает взглядом малейшие изменения мимики и в буквальном смысле читает по губам! Кроме того, грудничок запросто узнает сказку и песенку, услышанную еще до рождения. Ведь практически все дети рождаются с абсолютным слухом. Американские ученые, исследуя восьмимесячных малышей, заметили, что испытуемые определяют даже самые незначительные изменения в музыкальной фразе и имеют некоторые отличия детей от взрослых. Предполагается, что способность точно узнавать тон и высоту звука помогает детям учиться разговаривать. И, увы, исчезает со временем — примерно к году. Но не у всех — у народов, говорящих на тональных языках (вьетнамском, китайском), она сохраняется.


Чудо прикосновений

В тактильном контакте нуждаются все — сеть нейронов, чувствительных к прикосновениям, проходит под кожей человека: уловив знакомый сигнал, мы реагируем на поглаживания улыбкой или иными дружественными знаками. Но то, что для взрослого просто приятно и желательно, для малыша буквально необходимо! Исследователи отмечают, что дети, которые получают от родителей прикосновения не только в момент бытовых контактов (когда их кормят, моют или одевают), но и просто так (когда их целуют, обнимают, носят на руках), растут здоровыми и отличаются более развитым интеллектом. Ведь некоторыми отличиями детей от взрослых принято принимать взрослую сдержанность и детскую трепетность.


«Детское» время

Американские ученые недавно подтвердили предположение о том, что ощущение времени у всех людей разное и напрямую зависит от возраста — чем мы старше, тем быстрее бегут стрелки на внутренних часах. Оказалось, за некоторые отличия детей от взрослых и их точность отвечает вещество допамин (чем его больше, тем быстрее тикают часики), и с возрастом его выработка увеличивается. Если попросить ребенка мысленно отмерить отрезок времени в 3 минуты, он опоздает на 5-10 секунд (а для 60-летнего человека те же три минуты пройдут за минуту и 40 секунд). Теперь понятно, почему в детстве искренне считаешь: каникулы — это маленькая жизнь. Еще одна особенность детского восприятия времени — зависимость его от интенсивности потребностей малыша (голод, усталость или необходимость посетить туалет отсрочек не терпят — даже несколько минут ожидания кажутся вечностью). Ребенок живет по принципу «хочу — дай», в отличие от взрослых «надо» и «полезно».


Купите мне собаку!

Это на самом деле важно! Немецкие психологи обнаружили: счастливые владельцы хвостатых друзей отличаются более взвешенным поведением и даже добиваются больших успехов в учебе! В чем секрет? Возможно, в чувстве ответственности, которое развивает общение с собакой (питомца надо регулярно выгуливать, кормить). А может, в том, что ребенок понимает язык братьев наших меньших? Исследователи отмечают, что дети лучше различают эмоциональный настрой животных (это подтвердили эксперименты с шестимесячными крохами) — связано это с более чувствительным восприятием мира ребенком.


Центр Вселенной

Восприятие себя как «пупа земли» для малыша вполне естественно. Через призму эгоцентризма ребенок воспринимает весь окружающий мир: мама — только для удовлетворения его потребностей (поэтому ее отлучка из дома — что-то недопустимое), рождение брата или сестры — измена (ведь это соперник). Такое инфантильное отношение к действительности характерно примерно до двухлетнего возраста (если оно сохраняется дольше — очевидно, его поощряют... родители своим воспитанием). В таком возрасте некоторые отличия детей от взрослых преждевременны.


Кричишь? Не слышу!

В отличие от взрослого, который, общаясь, опирается на словесный смысл сказанного, ребенок реагирует, прежде всего, на настроение и эмоции (даже если взрослый не; отмечает особой эмоциональной! окрашенности своей речи). Малыш расшифровывает их, анализируя интонацию, мимику, жестикуляцию и так далее. Гневная маска на лице родителя, громкий голос и сжатые пальцы могут либо «заразить» ребенка негативными эмоциями (тревога и страх), либо просто пройти мимо. Как и смысл ваших слов. Нервная система, избегая перегрузки, тормозит психические процессы — маленькие дети могут не слышать слов, которые способны причинить им боль.


Ужасно интересно все то, что неизвестно...

Но только до поры до времени. По мнению японских ученых, уже с трех лет мозг ребенка, прежде подобный машине, механически заглатывающей все, что ей предлагают, начинает фильтровать информацию. Отдавая преимущество той, которая ему действительно интересна! Привлечь внимание маленького интеллектуала уже не так просто. Поэтому важно предлагать знания в форме игры, или нарочно ошибаться (например, читая знакомую книгу) — он должен почувствовать себя знатоком!


Доходить до самой сути

Дети знают: лучший способ узнать, как «это» работает — разобрать его до винтика. Особенно если речь идет не о плазменном телевизоре, а о нерешенных проблемах. Разложите наболевший вопрос по полочкам — и все получится!

Не приносить «работу» домой: все проблемы оставлять за порогом дома, ведь это место для отдыха и приятного общения.

Задавать вопросы: не стыдно не знать — стыдно не спрашивать. Любопытство — одно из средств познания мира, и не стоит его подавлять. Удивительно, сколько новой информации и замечательных идей — буквально под рукой!

Слушать и слышать: с собеседником, который внимает (а не просто пережидает чужой монолог) можно решить даже самые сложные вопросы. Берегите таких слушателей и сами старайтесь им соответствовать.

Смеяться чаще: дети еще не знают, что смех нормализует давление, вырабатывает гормоны удовольствия, заряжает энергией и располагает к себе людей. Они смеются просто так.

Попробуйте!

Дружить по-настоящему: без намеков на выгоду или личный комфорт.

Больше двигаться: наше тело предназначено для этого! Дети не говорят «фитнес», для них это игра: бегать, прыгать, ловить мяч. Такой простой спорт — не только польза, но и масса удовольствия!


Введение

Особенности образования взрослых

Виды и формы обучения взрослых

Заключение

Список литературы


Введение


Идея образования на протяжении всей жизни не нова. Она зафиксирована в пословицах, выражающих мудрость народов: русского ("Век живи - век учись"), английского ("Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем"), китайского ("Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься") и др.

Все религии сходятся в признании важности учения. Так, Новый Завет, по сути, - система непрерывного образования, непрекращающегося обучения, поскольку только постоянно учащийся и обучаемый воспринимались в библейские времена как праведники.

Мой жизненный опыт подтверждает правоту народной мудрости. Проблема образования взрослых - актуальная современная проблема, вызванная быстрым устареванием ранее приобретенных навыков и необходимостью приобретения новых.

Роль образования взрослых сегодня повысилась, так как растущие требования к профессиональной компетентности специалистов сделали образование на протяжении всей жизни условием их конкурентоспособности.

Возросла "защитная" роль образования в обществе социальных перемен, вызывающих у человека чувство социальной уязвимости, тревожности, правовой незащищенности, дезориентацию в сфере нравственной жизни. Возрастающая роль образования проявляется в двух наиболее общих функциях, содействующих социализации взрослых: профессиональной и личностной. Первая - призвана обеспечить социализацию через освоение новых профессиональных ролей, развитие профессиональной компетентности и мобильности. Вторая - позволяет дополнить и обогатить процесс социализации путем приобщения личности к общечеловеческим ценностям, языку, культуре мышления и чувствования, деятельности и общения.

1. Особенности образования взрослых


Образование взрослых отличается от образования несовершеннолетних, так как сам взрослый обучающийся отличается от невзрослого.

Взрослый обучающийся в отличие от невзрослого:

) осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью;

) накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег;

) его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретной цели;

) он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;

) его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, профессиональными, бытовыми, социальными условиями.

Взрослый учащийся тем или иным образом совмещает учебную деятельность с участием в сфере оплачиваемого труда.

Существует мнение, что взрослому человеку сложнее усваивать новые знания.

Однако психологи выяснили, что высокий потенциал обучаемости сохраняется на всех этапах жизни. В свою очередь постоянная умственная работа, включенность личности в образовательную деятельность сохраняет высокий уровень психофизиологических функций. Одновременно образование выступает одним из способов успешного разрешения кризисов зрелого возраста. Образование и умственный труд становятся необходимым условием психического здоровья человека.

Но обучение, на мой взгляд, не должно быть принудительным. В этом случае оно приводит к тому, что взрослые снимают с себя внутреннюю ответственность за результат образовательной деятельности. Ее развивающие возможности обусловлены осознанием человеком необходимости образования для решения значимых жизненных проблем, связанных с профессиональной деятельностью; необходимостью разобраться в экономических, политических и других реалиях жизни; глобальных проблемах судеб человека в изменяющемся мире; желанием глубже понять себя и т.д.

Процесс образования взрослых, на мой взгляд, эффективен, когда человек ставится в позицию исследователя, вырабатывающего совместно с другими собственные решения. Отсюда возрастающая роль организации обучения в малых группах, модульное построение процесса обучения, использование разнообразных игровых методов и т.д. Жизненный и производственный опыт, которым обладают взрослые, оказывает противоречивое влияние на обучение: с одной стороны, он содействует более глубокому осмыслению изучаемых проблем, а с другой, - источник стереотипных, эмпирических и рутинных оценок, защищающих человека от нового.

В современной ситуации образование взрослых - это стадийный, целостный, пожизненный процесс. Если на этапе активной созидательной деятельности образование выступает преимущественно как средство решения значимых проблем в различных сферах жизни (и, прежде всего, в производственной), то в старости оно привлекает своей самоценностью, т.е. способностью делать жизнь более полноценной (об этом я могу судить, наблюдая за некоторыми пожилыми людьми, ни в чём не уступающими, а часто и во многом превосходящими, молодых). Подлинно непрерывным образование становится тогда, когда "заданность извне" сменяется внутренней потребностью взрослого в постоянном обновлении своих знаний, ценностных представлений.

Наука, занимающаяся изучением проблем образования взрослых, получила название андрагогики.

Мой жизненный опыт позволяет мне сравнить педагогическую и андрагогическую модели обучения.

Сравнение андрагогической и педагогической моделей обучения позволяет сформулировать следующие основные положения.

В педагогической модели обучающийся полностью зависит от преподавателя, который и определяет, что и как должно быть изучено и как это изучено (то есть, цели, содержание и результаты обучения). Ощущая себя зависимым, несамостоятельным, подчиненным, обучаемый в педагогической модели принципиально не может быть активным участником процесса обучения. Его роль и деятельность относительно пассивны, направлены на восприятие. Отсюда и основными методами являются передаточные, трансляционные.

С точки зрения андрагогики взрослые обучающиеся, испытывающие глубокую потребность в самостоятельности, в самоуправлении (хотя в определенных ситуациях они и могут быть временно зависимы от кого-либо), должны играть ведущую, определяющую роль в процессе своего обучения, конкретно, в определении всех параметров этого процесса.

Задача преподавателя сводится в конечном итоге к тому, чтобы поощрять и поддерживать развитие взрослого от полной зависимости к возрастающему самоуправлению, оказывать помощь обучающемуся в определении параметров обучения и поиске информации. Основной характеристикой процесса обучения становится процесс самостоятельного определения обучающимся параметров обучения и поиска знаний, умений, навыков и качеств.

Значение опыта обучающегося в педагогической модели незначительно. Он может быть использован лишь в качестве отправной точки обучения. Основное же значение имеет опыт преподавателя либо автора учебника. Поэтому основным видом учебной деятельности является деятельность по образцам, представляемым обучающим. Соответственно, основными видами технологии обучения являются передаточные: лекции, рекомендованное чтение, телевизионные передачи.

С точки зрения андрагогической модели обучения человек по мере своего роста и развития аккумулирует значительный опыт, который может быть использован в качестве источника обучения как самого обучающегося, так и других людей. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении наличного опыта обучающегося. Соответственно, основными при этом становятся те формы занятий, которые используют опыт обучающихся: лабораторные эксперименты, дискуссии, решение конкретных задач, различные виды игровой деятельности и т.п.

В рамках педагогической модели готовность обучающегося к учению определяется в основном внешними причинами: принуждением, давлением общества на человека, угрозой его жизненной неудачи в случае отказа от обучения и т.д. Обучающиеся согласны и вынуждены учить одни и те же предметы, поэтому их обучение можно построить по единому стандарту, предусматривающему единообразное постепенное изучение отдельных, не связанных друг с другом дисциплин. Главной задачей обучающего в этом случае становится создание искусственной мотивации, а также деятельность по определению целей обучения, заинтересовывающих обучаемых.

В андрагогической модели готовность обучающихся учиться определяется их потребностью в изучении чего-либо для решения их конкретных жизненных проблем. Поэтому сам обучающийся играет ведущую роль в формировании мотивации и определении целей обучения. В этом случае задача обучающего состоит в том, чтобы создать обучающемуся благоприятные условия для обучения, снабдить его необходимыми методами и критериями, которые помогли бы ему выяснить свои потребности в обучении. Учебные программы в этом случае должны быть построены на основе их возможного применения в жизни, а их последовательность и время изучения должны определяться не только системными принципами, но и готовностью обучающихся к дальнейшему обучению. Основой организации процесса обучения в связи с этим становится индивидуализация обучения, на основе индивидуальной программы обучения, преследующей индивидуальные, конкретные цели обучения каждого обучающегося.

При обучении по педагогической модели обучающиеся ориентируются на приобретение знаний впрок, зная заранее, что большинство из них, если и пригодится им в жизни, то позже. Целью обучаемых становится заучивание как можно большего количества знаний, умений, навыков, качеств про запас, без конкретной связи с практической деятельностью. А задачей обучающего является передача как можно большего количества знаний, умений, навыков, качеств, также без определенной связи с практикой. Курс обучения строится, естественно, по разделам учебных дисциплин, следуя логике данного предмета.

В рамках андрагогической модели обучающиеся хотят быть в состоянии применить полученные знания и навыки уже сегодня, чтобы стать более компетентными в решении каких-то проблем, чтобы более эффективно действовать в жизни. Соответственно, курс обучения строится на основе развития определенных аспектов компетенции обучающихся и ориентируется на решение их конкретных задач. Деятельность обучающегося заключается в приобретении тех конкретных знаний, умений, навыков, качеств, которые необходимы ему для решения жизненно важной проблемы. Деятельность обучающего сводится к оказанию помощи обучающемуся в отборе необходимых ему знаний, умений, навыков, качеств. Обучение строится по междисциплинарным модулям (блокам).

В педагогической модели обучения совместная деятельность обучающихся и обучающих осуществляется поверхностно и только с учащимися, настроенными на активное сознательное восприятие знаний, умений, навыков, качеств. Она принципиально не может осуществляться на этапах планирования, оценивания и коррекции процесса обучения. Она частично реализуется, и то в форме пассивного участия обучаемого в учебной деятельности, лишь на этапе реализации процесса обучения.

В андрагогической модели весь процесс обучения строится именно на совместной деятельности обучающихся и обучающих. Без этой формы деятельности процесс обучения просто не может быть реализован. Обучающийся организует совместную деятельность с обучающимся на всех основных этапах процесса обучения, а обучающийся активно участвует в этой деятельности.

Таким образом, андрагогическая модель обучения предусматривает и обеспечивает активную деятельность обучающегося, его высокую мотивацию и, следовательно, высокую эффективность процесса обучения.


. Виды и формы обучения взрослых

образование взрослый андрагогический дистанционный

Существуют следующие формы обучения взрослых:

Классические курсы - форма дополнительного образования (обычно платная), при которой в течение заранее установленного количества часов слушатели получают знания, умения, навыки, качества в определённой сфере и на уровне, повышающем предыдущий уровень знаний слушателя в данной сфере или закладывающем основы знаний, умений, навыков, качеств. слушателя в случае, если до прохождения курсов он вовсе не был знаком с их предметом. Методы и цели курсов могут сильно варьироваться в зависимости от их предмета, требований слушателей и т.п. Но в целом обозначить цели курсов можно как улучшение, развитие или привитие знаний, умений, навыков, качеств по предмету данных курсов.

Местом проведения курсов могут быть как специализированные учебные центры, так и рабочее место слушателей.

Интенсивы - в отличие от классических курсов проходят обычно в сжатые сроки и с более высокой периодичностью, при этом суть интенсивов практически такая же, что и суть курсов, т.к. преследуются одни и те же цели.

Погружение - главной характеристикой данной формы является проведение занятий с отрывом от производства. Обычно такие курсы проводятся в течение нескольких дней, когда слушатели не только не работают, но иногда лишены контакта со своим привычным окружением -идеей такой формы обучения является полное избавление слушателей от его «бытовых» проблем, чтобы ничего не отвлекало его от процесса обучения. Данная форма часто применяется для обучения управляющего звена компаний, а также иногда при изучении иностранных языков. По интенсивности он ближе к интенсивам, чем к классическим курсам.

Стажировки - традиционная форма, суть которой в производственной деятельности под руководством профессионала для приобретения опыта работы или повышения квалификации по специальности.

Самообразование - приобретение знаний, умений, навыков, качеств путём самостоятельных занятий без помощи преподавателя. Данная форма обучения стала особенно актуальна в современном мире, когда людям подчас не хватает времени на подбор соответствующего курса; часто человек не может найти курсов, которые соответствуют его целям, запросам по времени или месту проведения обучения. Самообразование требует от обучающегося высокого уровня дисциплинированности и навыков самоорганизации процесса обучения и самоконтроля. Эта форма не очень популярна в России, т.к. самообразование до недавнего времени нельзя было подтвердить соответствующим документом. Сейчас система сдачи квалификационного экзамена для получения соответствующего документа в России начала развиваться. Аналогичная форма обучения взрослых на Западе весьма распространена.

Дистанционное обучение - это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET. Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на рынке образовательных услуг.

Дистанционное обучение позволяет получить университетский диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Это особенно актуально именно для России, где в последнее время остро стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов.

Дистанционное образование открывает большие возможности для студентов-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Получив учебные материалы в электронном и/или печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать знаниями дома, на рабочем месте, или в специальном компьютерном классе в любой точке России и Зарубежья.

Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время.

Учитываются индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость студента. Он может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Все это делает дистанционное обучение качественнее, доступнее и дешевле традиционного.

По прежнему самым распространённым видом обучения взрослых остаётся заочное обучение.

Заочное обучение - вид учёбы, который сочетает в себе черты самообучения и очной учёбы. Характеризуется фазностью. В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую - производится проверка усвоенного материала (зачётно-экзаменационная сессия). При этом эти фазы заметно отстают друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года).

Изначально заочное обучение вводилось только для тех студентов, которые по какой-либо уважительной причине не имели возможности регулярно посещать занятия. Заочное обучение использует поточный принцип: единый для всех учащихся образовательный план, общие сроки сдачи контрольных и курсовых работ. Два раза в год (как правило, зимой и летом) происходит сдача сессий.

Благодаря развитию ИТ-технологий, заочное обучение постоянно модернизируется, становясь все более похожим на дистанционное образование.

На заочной форме чаще всего обучаются люди, которые совмещают учёбу с работой.

Таким образом, виды и формы образования взрослых разнообразны, и каждый взрослый человек может в соответствии со своими целями, возможностями выбрать тот или иной вид обучения.


Заключение


Взрослые обучающиеся в процессе обучения выполняют следующие функции: а) участников совместной с обучающим учебной деятельности по диагностике, планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения; б) соавторов индивидуальных программ обучения; в) реализаторов индивидуальных программ обучения.

В той степени, в которой обучающиеся могут выполнять на достаточно удовлетворительном уровне названные функции, они могут обучаться с применением технологии обучения взрослых. Для этого они должны обладать определенными умениями и навыками совместной и коллективной учебной деятельности, иметь представление об организации процесса обучения, владеть навыками учебной работы.


Список литературы


1. Основы андрагогики / под ред. И.А.Колесниковой и др. - М.,2003;

Вершловский С.Г. Взрослый как субъект образования. - Педагогика, 2003, №8. С. 32 - 36.

Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Змеев С.И.Технология обучения взрослых. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

Кукуев А.И. Андрагогический подход в педагогике. - Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2009.

Социализация взрослых / под ред. С.Г. Вершловского. - СПб., 2002.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Мы привыкли слышать высказывания по поводу того, что ребенок - это копия его мамы, папы или бабушки, лишь с разницей в масштабах. Верно ли такое понятие? Задумавшись над этим вопросом, каждый из нас понимает, что сходство между маленькими детьми и взрослыми ограничивается лишь внешними признаками. Рассмотрим подробнее, чем отличается ребенок от взрослого и почему важно это понимать каждому родителю?

Дети

Где граница между детством и взрослой жизнью? Детским возрастом принято считать отрезок жизни, который начинается с момента появления на свет младенца и заканчивается с наступлением полового созревания. У каждого ребенка этот период включает разное количество времени, но к средним показателям относят первые 14 лет жизни. На протяжении этого времени организм и все физиологические процессы у детей имеют свои особенности. Хорошим наглядным примером может стать процесс развития малыша в первые годы жизни. Дети преображаются очень быстро: меняются и головы, ребенок интенсивно растет и набирает вес, а также молниеносно развивает свои навыки, моторику и опорно-двигательные функции. Чем отличается ребенок от взрослого в первые годы своей жизни? Ответ находится на поверхности: все процессы в организме протекают значительно быстрее. Поэтому родители должны понимать, что у растущего организма и потребности соответствуют скорости развития.

Чем взрослый отличается от ребенка?

К главному отличию можно отнести умение управлять своими эмоциями. Человек, не страдающий заболеваниями психики, в любой ситуации способен контролировать свое поведение, независимо от настроения. Дети, особенно маленькие, неспособны этого делать. Этой характерной особенностью можно объяснить шалости, гиперактивность и капризы малышей. С возрастом, благодаря наставлениям родителей и формированию нервной системы, ребенок начинает проявлять умение владеть собой независимо от настроения.

Еще одним важным аспектом вопроса «Чем отличается ребенок от взрослого?» является тот факт, что малыш неспособен обеспечить свое существование. Поэтому он всегда зависим от взрослых. Малыш неспособен принимать взвешенные решения самостоятельно, в отличие от своих родителей. Чаще всего чадо копирует наше поведение, тогда как взрослый является самодостаточной личностью и в объекте подражания не нуждается.

Каждый из нас занимается серьезными делами, а в это время наши детки познают мир, играя.

Все эти аспекты очень важны в развитии каждого маленького члена общества, поэтому родители должны в полной мере обеспечить своим детям питание, уход, понимание, любовь, защиту, достойный образец поведения и развивающие игры.

Что дети делают лучше взрослых?

Наверное, все согласятся, что наши дети умеют лучше нас смеяться и радоваться, любить просто так и быть искренними. В завершение хочется отметить, что над вопросом, чем отличается ребенок от взрослого, полезно задуматься каждому родителю, тогда будет проще простить наших чад за шалости и капризы. А также это поможет осознать потребность детишек в постоянном движении вперед.

Процессом подготовки подростка к становлению взрослым называют взрослением. Этот этап жизни считается одним из самых важных для каждого человека.

Взросление

Стоит отметить, что взросление является процессом прогрессивного изменения, который происходит с течением времени. И этот процесс не зависит от неожиданных социальных изменений и личных желаний человека. Если рассматривать процесс взросления с физиологической точки зрения, то этот процесс необратим и прогрессивен.

В возрасте 15-16 лет мальчики и девочки становятся юношами и девушками. Во многом это обусловлено яркими физиологическими изменениями : активное физическое развитие, половое созревание и сексуальное влечение. Но лишь одна из частей многогранного процесса взросления. Юноши и девушки в таком возрасте не могут полноценно выступать в роли взрослого человека, они лишь учатся понимать жизнь и вести себя естественно в мире взрослых. Но главное то, что они осознают, что скоро превратятся во взрослых людей.

Сложности вхождения в мир взрослых

Когда подросток готовится к вхождению во взрослый мир, он испытывает множество противоречий и сталкивается со многими сложностями. Прежде всего, подобные сложности связаны с многочисленными нормами , правилами и ценностями , которые сопровождают взрослого развитого человека.

Тогда подростку приходится искать наиболее адекватную форму общения, так как его контакты со внешним миром значительно расширяются и трансформируются. В первую очередь, это связано с окончанием школы, поступлением в высшее учебное заведение или колледж, со сменой круга общения. Подростки ощущают нормативность взрослых и пытаются разобраться с теми правилами, которые присущи миру взрослых.

Это - сложный и неоднозначный процесс, ведь многое зависит от того, в какой среде рос человек и какие у него отношения с членами семьи и со сверстниками. Но именно в этот период у подростка, готовящегося стать взрослым, формируется индивидуальный стиль социализации , который помогает ему адаптироваться в мире взрослых.

Также сложность состоит в том, что сам период подросткового возраста приносит человеку много открытий и новых представлений о жизни и о ценностях. Но если подростковый период проходил тяжело и был связан с повышенным напряжением, то и процесс вхождения во взрослую жизнь может оказаться весьма непростым.

Отличие взрослых от подростков

Чем же подросток отличается от взрослого человека? На первый взгляд, отличий не так уж много, подросток, как и взрослый, обладает определенными физиологическими потребностями, обладает сознанием, интересами и ценностями. Но все же восприятие жизни подростка и восприятие взрослого значительно отличаются друг от друга.

Зачастую подростки не могут разобраться в себе и определить свои внутренние проблемы, им приходится принимать свою природу, тогда как взрослый человек уже прошел этот жизненный этап. Это касается и личных интересов, целей по жизни и круга общения. Здесь главное отличие заключается в том, что подростки хотят думать, что они знают жизнь, а взрослые уже активное ее познают.

Подросток склонен к переменчивому настроению, неустойчивости и неумению выбирать правильные жизненные ориентиры. Взрослый же человек поступает более рационально, у него у же есть сформированная система ценностей и определенные принципы, которым он добровольно согласен следовать.

Статья "Психологические особенности взрослых":

Во-первых, он дополнит изложенное выше для создания целостной картины, касающейся, как принято сейчас говорить, непрерывного обучения и развития в онтогенезе.

Во-вторых, содержание параграфа должно помочь преподавателям в их профессиональной деятельности, так как данный материал может быть использован и в работе с теми студентами, которые по мере обучения становятся психологически взрослыми, и с теми, которые получают высшее образование будучи взрослыми людьми.

В-третьих, говоря об обучении взрослых, необходимо иметь в виду, что в эту категорию обучающихся попадают и преподаватели вузов, которые не должны прекращать процесс своего обучения, если они претендуют на организацию развивающего обучения и личностный рост.

По окончании старшего (или позднего) юношеского периода развития человек становится психологически взрослым и вступает во взрослый онтогенез, построенный, как отмечал Д. Б. Элькоиин, по несколько иным законам, нежели детский. Поэтому с самого начала необходимо разобраться, в чем отличие детского онтогенеза от взрослого и что такое психологически взрослый человек.

Не претендуя на целостный, глобальный анализ отличий детства от взрослости, отметим лишь три особенности, имеющие непосредственное отношение к интересующей нас проблеме обучения.

Первая особенность касается соотношения в развитии человека возрастных и индивидуальных свойств и качеств. Описывая самые разные периоды детского онтогенеза, мы опирались на возрастные характеристики представителей того или иного психологического возраста в первую очередь потому, что практически все индивидуальные особенности ребенка встраиваются в особенности его психологического возраста. Конечно, среди них есть более способные и менее способные, быстро все схватывающие и очень медленно выполняющие любую деятельность, они обладают разными темпераментами и характерами, однако если речь идет о ребенке дошкольного возраста, то это будет прежде всего существо играющее и воображающее, в то время как младший школьник предпочтет любой самой интересной игре занятие довольно скучным классифицированием или коллекционированием.

У взрослого человека соотношение индивидуальных и возрастных характеристик кардинальным образом меняется. Во взрослом онтогенезе на первый план выходят индивидуальные особенности человека. Вероятно, именно поэтому даже в курсе «психология развития» 90 % содержания связано с особенностями развития в детском возрасте, занимающем всего 21 год, а на все остальные возрастные периоды приходится лишь 10 % информации. Более того, многие возрастные особенности взрослых людей в той или иной степени напоминают те, которые свойственны детскому онтогенезу. Например, выделяемый практически всеми возрастными психологами кризис среднего возраста по своим характеристикам и свойствам очень похож на подростковый кризис детского онтогенеза, а реализуемые взрослыми виды и формы общения мало отличаются от общения малыша с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Вторая особенность психологически взрослого человека по сравнению с ребенком состоит в том, что он реализует как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни преимущественно личностное отношение. Более подробному анализу понятия «личность» будет посвящена следующая глава учебника, здесь же отметим, что наличие личностного отношения означает прежде всего то, что психологически взрослый человек не способен реализовать отчужденную (т. е. не его, ему не понятную и, с его точки зрения, не нужную) деятельность, в том числе и обучение.

Конечно, ежедневно мы сталкиваемся с какими-то малопонятными, а порой и бессмысленными заданиями, которые приходится выполнять. Однако, выполняя их, взрослые люди вкладывают в них определенный смысл или делают одно, думая о другом, то есть выполняя одну деятельность, на самом деле параллельно реализуют совсем другую. В этом контексте любопытно признание Агаты Кристи, которая ненавидела мыть посуду, и во время этой деятельности, которую была вынуждена выполнять, она сочиняла самые кровавые убийства, которые потом описывала в своих произведениях.

Третья особенность взрослого онтогенеза касается зоны ближайшего развития взрослых.

Взрослых, как и детей, характеризуется пространством между тем, что человек умеет делать самостоятельно, и тем, что он самостоятельно сделать не может, но с помощью кого-то извне справляется с заданием. Это пространство может существовать в самых разных видах деятельности. Например, человек решает задачи определенной сложности, а с более трудной не справляется, но после подсказки решает и ее. Или человек рисует картину на oпределенном уровне, выполнить ее качественно лучше он не может. Однако в совместной деятельности со старшим, кем-то, занимающимся рисованием, профессиональным художником он приобретает способность рисовать на более высоком уровне. Увлекающаяся кулинарией женщина любит печь пироги и кексы, но рецепты их изготовления достаточно просты. Испечь такой торт, какой она ела в гостях или в ресторане, женщина не может. Однако после посещения дома, где хозяйка готовила аналогичный торт, она сумела не просто включиться в совместную деятельность с нею, но даже «изобрести» оригинальную начинку.

Во всех вышеописанных случаях разница в сложности задач, уровне изобразительной деятельности, качестве кулинарного изделия и есть пресловутая зона ближайшего развития.

И у детей, и у взрослых зона ближайшего развития сначала предполагает, что субъект что-то умеет (способен) делать самостоятельно, а что-то ему недоступно и он нуждается в помощи и подсказке извне. Если человек не справляется с заданием сам, однако благодаря помощи его решает, значит оно находится в зоне его ближайшего развития. Если даже тогда, когда помогающий действует из позиции «пра-мы», т. с. образуя единый коллективный субъект, обучающийся не справляется, то этот навык, умение, необходимые знания находятся вне зоны его ближайшего развития.

Говоря об одинаковом механизме зоны ближайшего развития у детей и у взрослых, необходимо иметь в виду отношение субъекта к своей неудаче. Есть дети и взрослые, которые в случае неудачи стараются приложить как можно больше сил, чтобы выполнить начатую ими деятельность, или обращаются за помощью. Есть и другие, которые независимо от паспортного и психологического возраста при первых намеках на трудности тут же бросают дело и начинают заниматься деятельностью, заведомо приносящей им успех. Однако это в большей степени касается индивидуальных характеристик людей, нежели механизмов и закономерностей зоны их ближайшего развития.

В зоне ближайшего развития есть аспект, помогающий разделить детей и взрослых по психологическому содержанию. Если говорить о зоне ближайшего развития ребенка, то в ней можно выделить два момента, когда требуется помощь взрослого (извне). Первый связан с помощью, которую ребенок получает при выполнении заданий и решении задач, не поддающихся самостоятельному решению. Именно эта помощь была структурирована в 4.2, касавшемся психологического содержания зоны ближайшего развития. В этой части зоны ближайшего развития ребенка и взрослого не отличаются друг о друга.

Есть еще один момент в зоне ближайшего развития детей, где без помощи взрослого не бывает и не может быть зоны ближайшего развития. Это касается создания ситуаций, поиска заданий, выбора задач, которые ребенок не может выполнить самостоятельно, но может сделать с помощью взрослого. Ребенок по психологическому возрасту-, даже если он по своим индивидуальным особенностям не смирится с неудачей и будет прилагать какие-то усилия, просить о помощи, тем не менее довольно легко отвлекается или, получив помощь и выполнив то или иное задание, больше к нему не возвращается.

Например, в одном из гуманитарных университетов студент по личным обстоятельствам перешел на индивидуальный план обучения и начал посещать не только те занятия, которые ему полагались, как третьекурснику, но и некоторые занятия для четвертого и пятого курсов. Поскольку последние предполагали наличие определенных знаний и умений, которых у третьекурсника еще не было и предлагаемые на старших курсах формы работы были ориентированы на самостоятельное построение зоны ближайшего развития, этот студент оказался в трудном положении, так как большинство заданий, с которыми справлялись студенты четвертого и пятого курсов, он не мог сделать самостоятельно. Любопытно, что сначала студенты старших курсов старались ему помочь, а затем отказались от этого, мотивируя тем, что он ждет от них не помощи, а выполнения задания вместо него.

Сравним этот пример с ситуацией, хорошо известной родителям детей дошкольного возраста, когда ребенок что-то рисует и подходит к родителям, чтобы они «помогли нарисовать». Однако когда родители реально начинают помогать: объяснять, как надо нарисовать человека или машину, или пытаются это сделать вместе с ребенком, или рисуют, взяв руку малыша с карандашом в свою, то ребенок не слушает их объяснений, отказывается от совместной деятельности, а иногда даже выдергивает свою руку, предпочитая, чтобы взрослые рисовали вместо него.

Наконец, обратимся к третьему примеру, хорошо знакомому всем, кто читал в детстве замечательную повесть Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», главный герой которой имел проблемы и трудности с математикой. Каждый вечер его папа, старавшийся помочь сыну выполнить домашние задания, решал их вместе с Витей, но, записывая полученное решение, Витя внутренне никак с ним и с процессом его получения не отождествлялся, и это вело к тому, что совместная с папой деятельность не была связана с зоной его ближайшего развития. Именно поэтому история с математикой повторялась бесконечно, а Витя так и не мог ничему научиться, не мог выполнить предложенные задания самостоятельно.

Во всех приведенных примерах, несмотря на разницу в возрасте представителей детского онтогенеза и содержание выполняемой ими деятельности, есть общее, касающиеся того, что люди, являющиеся по своему психологическому возрасту детьми, не могут самостоятельно задавать себе зону ближайшего развития. Они нуждаются в первую очередь в том чтобы им давали (находили и ставили перед ними) задания, которые они не могут выполнить самостоятельно. Помимо этого перед взрослыми, задающими зону ближайшего развития, стоит задача сделать так, чтобы ребенок захотел выполнить задание, которое он не может сделать самостоятельно.

Те, кто по своему психологическому возрасту относится к детскому онтогенезу, предпочитают задания, с которыми они справляются самостоятельно, другие они часто просто не воспринимают, считают бессмысленными и именно поэтому не прилагают никаких усилий, чтобы принять помощь взрослого и совместно выполнить трудное для них задание.

Качественное отличие психологически взрослых людей от детей состоит в том, что они не только могут, но и постоянно создают для себя условия, при которых вынуждены решать, выполнять, справляться с заданиями, представляющими для них трудности. Иными словами, они могут самостоятельно задавать зону собственного ближайшего развития. В этом случае они действительно принимают помощь извне, но эта помощь не меняет субъекта выполняемой деятельности. Взрослые, вынужденные обращаться за помощью, строят совместную, коллективную деятельность с тем, кто оказывает эту помощь, в отличие от детей, которые на то время, пока им помогают, отдают бразды правления помогающим.

Для иллюстрации сказанного о качественных различиях детей и взрослых можно использовать образ машинки, которую в первом случае (когда дело касается детей) везет за веревочку взрослый, а во втором случае (когда дело касается взрослых), машинка уже не нуждается в веревочке, так как сидящий в ней может сам ею хорошо управлять.

При этом и в случае с детьми, и в случае со взрослыми зона ближайшего развития реализуется с помощью разного вида подсказок, осуществляемых более взрослыми (или зрелыми, если речь идет о взрослых) людьми либо более продвинутыми в плане осуществляемой деятельности сверстниками.

Описание сходства и различия в зонах ближайшего развития детей и взрослых в контексте интересующего нас обучения было бы не полным, если бы мы не остановились еще на одном аспекте, связанном уже не с заданием зоны ближайшего развития, а с ее реализацией. Этот аспект касается субъекта тех подсказок и той помощи, которая необходима человеку для выполнения трудного для него задания.

Наиболее типичным субъектом, оказывающим помощь в выполнении задания, трудного для какого-либо человека, является педагог или выполняющий его функции. Однако бывают ситуации, когда роль реального помощника выполняет какой-то справочник, учебник.

Нельзя сказать, что такого типа помощь принимается лишь взрослыми. Есть специально созданные ситуации, когда, например, в младшем подростковом возрасте, дети вполне способны принять таким образом оказываемую помощь. Однако если взрослому (по психологическому возрасту) человеку не нужны никакие специальные условия или специальная пропедевтика для восприятия такого рода помощи, то для детей соответствующие подсказки играют роль дополнительных средств в помощи, оказываемой им взрослыми людьми.

Итак, психологические особенности, возникающие и развивающиеся во взрослом онтогенезе, касаются того, что у психологически взрослых людей доминируют индивидуальные особенности, во многом задающие смысл возрастным особенностям и расставляющие определенные акценты, что в этом возрасте реализуется личностное отношение к окружающей среде, людям, к разным видам обучения, и что появляется качественно новая способность, выражающаяся в самостоятельном поиске, конструировании зоны ближайшего развития. Указанные особенности и определяют специфику обучения в этом возрасте.

Психологические особенности обучения взрослых

Любой преподаватель высшей школы с опытом работы хорошо знает, что между обучением студентов-очников, студентов вечернего отделения и тех, кто получает второе высшее образование, существует огромная разница. Учить более взрослых и зрелых людей гораздо проще, гак как они, как правило, знают, чего хотят, где полученные ими знания могут и должны быть использованы, и могут самостоятельно задавать себе зону ближайшего развития. Именно эта определенность и самостоятельность в обучении взрослых людей предполагает особое мастерство педагога, который должен не просто хорошо преподавать, объяснять те или иные проблемные вопросы, но и уметь подстраиваться под интересы обучающегося, понимать и учитывать его индивидуальные особенности в процессе обучения, уметь в некоторых случаях отказаться от намеченной темы лекции и ее привычного хода, с тем, чтобы обеспечить взрослым участникам образовательного процесса развивающее обучение.

Таким образом, если речь идет о психологически взрослых обучающихся, необходимо соблюдать три правила, которые помогут и в реализации профессиональной деятельности, и в построении развивающего обучения.

Первое правило взрослых касается не столько их психологического, сколько паспортного возраста. Люди, которые намеренно пришли получать определенные знания, необходимые им для интересной и важной для них деятельности, с уважением и пиететом относятся к преподавателям, обладающим этими знаниями. Однако они зачастую в силу возраста преподавателя, или из-за неудовлетворенности первыми занятиями, или по каким-то еще причинам «вспоминают», что являются мастерами, профессионалами в своем деле, имеют много «заслуг», которые педагог недостаточно учитывает, что они тоже могли бы делать то, что он делает на занятии, только на более высоком и профессиональном уровне.

Такая неудовлетворенность обучающихся педагогом, которая, кстати, почти незамедлительно приводит и к неудовлетворенности педагогов обучающимися, является серьезным препятствием для организации обучения. Привычные методы преподавания, довольно успешно работающие с более молодыми студентами, здесь не просто оказываются бесполезными, но часто становятся причиной появления серьезных проблем, порой очень трудно разрешимых.

Именно поэтому первое правило, которое следует неукоснительно соблюдать при обучении взрослых, можно сформулировать так: их обучение должно быть построено подобно механизму овладения языком. Обучение языку, как родному, так и иностранному, предполагает особые подходы. И хотя обучение родному языку происходит в течение первых лет жизни ребенка, а обучение иностранному языку в большей степени касается младшего школьного, а иногда и подросткового периода развития, и то и другое обучение имеет ряд специфических черт. Но есть некоторые общие основания в его построении.

Не занимаясь сейчас анализом существующих методов и методик обучения языку, отметим лишь те основания, которые делают обучение родному и иностранному языку похожим и могут быть использованы в обучении взрослых.

Несмотря на разные подходы к обучению языку, практически все, занимавшиеся в теории или на практике этой проблемой, сходятся во мнении, что оно требует создания особой среды. Известны случаи, когда, человек много лет специально учил иностранный язык, но реально овладел им за довольно короткое время, попав в специальную языковую среду носителей языка.

Однако попадания в специальную языковую среду в иных случаях оказывается недостаточно. Так, среди людей, которые по тем или иным причинам оказались за рубежом, есть довольно большой процент тех, кто, несмотря на десятилетия жизни в соответствующей языковой среде, так и остался на уровне ученика 5-го класса, который на иностранном языке может ответить только на самые элементарные вопросы.

Психологически этот факт можно объяснить тем, что одни, овладевшие языком, реально погрузились в языковую среду, а другие нет. Но такое объяснение не дает ответа на вопрос, как сделать так, чтобы человек эффективно воспринял специально созданную среду, которая поможет ему в изучении иностранного языка.

Для понимания процессов, происходящих с субъектом, который погрузился в специальную среду, попробуем проанализировать тот путь изучения языка, который был распространен среди интеллигентов и аристократов в России в XIX — начале XX вв. Несмотря на то, что большинство родителей, обучавших своих детей иностранному языку, сами довольно неплохо им владели, для организации этого процесса приглашали к ребенку не учителя, а гувернера. Его специально «выписывали» из-за границы, а не приглашали из семей, в которых он уже научил детей говорить по-французски или по-немецки. В этом был особый смысл. Приезжающий в Россию гувернер не знал языка, на котором говорил ребенок, и, живя рядом с ребенком, учился у него русскому языку, в то время как ребенок овладевал французским или немецким.

Этот способ обучения применялся независимо от способностей обучающегося и без какой-либо особой программы и методики и приводил к неизменному успеху, так как в России того времени большинство людей весьма неплохо говорили на иностранных языках, часто не имея не только высшего, но даже среднего образования.

Взаимообучение приводило к тому, что ребенок оказывался внутри среды и обучался говорить на иностранном языке.

Аналогичный процесс происходит и при овладении родным языком. Человек осваивает его, не заучивая, что означает то или иное понятие, а в реальном общении с окружающими его людьми. Поэтому все достоинства и недостатки развития речи малыша связаны с качеством той среды, в которой он живет. Если он получает полноценное общение в семье, где разговаривают не только с ним, но и друг с другом, то и он будет хорошо говорить. Психологам хорошо известно, что речь является не первой формой общения, а лишь ее вербальной частью. Начинается же общение ребенка с окружающими его людьми с невербальных форм общения, на основе которых и происходит затем речевое развитие, приводящее к пониманию языка и владению им.

Таким образом, первое правило обучения психологически взрослых людей предполагает организацию специальной (по отношению к содержанию обучения) новой (по отношению к обучающемуся) среды, в которой происходит не передача знаний от одного к другому, а обмен информацией. Именно поэтому обучение взрослых в большей степени, нежели обучение детей, носит индивидуальный характер.

Построение такого обучения для взрослых обусловлено их отношением к изучаемому материалу. В одном случае они всячески стараются забыть свой опыт и, например, свою первую специальность.

90 % педагогов дошкольного образования, имеющих большой практический опыт работы, на вопрос о том, какое в дошкольном периоде развития мышление, как правило, отвечают не задумываясь: вербально-логическое (цитируя то, что написано в не очень удачном и не очень новом учебнике). В результате такого подхода новоявленный специалист в лучшем случае забудет все то, чему его учили в вузе, а в других случаях, которых, к сожалению, тоже оказывается немало, будет всеми правдами и неправдами учить детей мыслить так, как они не могут и не должны в силу своего психологического возраста. Любопытно, что когда у этих педагогов спрашивали, встречались ли они с вербально-логическим мышлением в своей работе с детьми дошкольного возраста, или просили привести примеры этого мышления у дошкольников, они признавались, что не могут привести пример из собственного опыта. Значит, они не задумывались о том, что знают и чем владеют в действительности и никак не соотносили это с изученным в педагогическом вузе материалом.

Говоря об индивидуальном характере обучения взрослых, следует иметь в виду, что внутри обучения можно и должно использовать все особенности обучения детей. Однако для этого следует установить особые, личностные отношения как педагога с обучающимися, так и между обучающими.

Яркий пример продемонстрирован в фильме «Большая перемена», где герой В. Кононова вначале пытается учить взрослых как обычных учеников и терпит фиаско, и лишь тогда, когда начинает устанавливать с ними содержательное общение (по содержанию, которым владеют его ученики) и личностные отношения, процесс обучения становится эффективным.

Второе правило микрогрупповых форм работы. Эти формы работы являются не просто эффективными методами обучения, позволяющими решить разного рода проблемы, связанные с содержанием и развивающим характером обучения, но можно без преувеличения сказать, что они необходимы уже потому, что позволяют с самого начала обучения выстроить всю логику изучаемого материала, увидеть не отдельные его части и разделы, которые в данный момент являются предметом обучения, а его конечный результат или результаты, которые станут содержанием обучения через довольно продолжительное время.

Однако если в детском онтогенезе данные формы работы преследовали еще одну цель — научить обучающихся ориентироваться на содержание обучения, а не на личностные отношения со своим партнером, и поэтому предполагали постоянное изменение состава микрогрупп, то применительно к взрослому возрасту деление обучающихся на микрогруппы должно иметь несколько иной характер.

Учитывая, что речь идет о психологически взрослых людях, которых не надо специально направлять на содержательное общение и учить работать друг с другом, следует отметить, что их объсденение в микрогруппы должно осуществляться по индивидуально-личностному принципу, касающемуся не наличия симпатий или антипатий, а тех вопросов, с которыми они пришли учиться, профессий и проблем, которые они намерены решить во время обучения, позиций, которые они занимают по отношению к педагогу.

Конечно, этот принцип не должен быть единственным принципом разделения взрослых на микрогруппы. По мере формирования коллективного субъекта и доверительных личностных отношений с педагогом возможно эффективное использование и других оснований для разделения, в том числе и «случайных» (посчитаться, в кружочке сказать какое-то слово по слогам). Но эти формы работы могут быть использованы как методы обучения лишь тогда, когда полностью удалось реализовать первое правило обучения взрослых людей. В других случаях разделение группы по иным основаниям, нежели индивидуально-личностным, может быть применено в разных видах тренингов и досуга, закрепления нового материала и его использования в разных ситуациях, но не в качестве метода обучения.

Третье правило обучения психологически взрослых людей касается особенностей зоны их ближайшего развития. В 6.1 указывалось, что взрослые, в отличие от детей, могут сами конструировать зону собственного ближайшего развития. Для многих из них получение высшего образования в достаточно зрелом возрасте и является реализуемой таким образом зоной ближайшего развития.

Выполнение третьего правила предполагает специальное рассмотрение взаимоотношений взрослых с педагогами, которые их обучают. Некоторые аспекты этих взаимоотношений мы уже затронули, говоря о первом правиле обучения взрослых. Однако для того, чтобы особенности зоны их ближайшего развития были полностью учтены в обучении, необходимо специально рассмотреть проблему оценки в обучении взрослых и вопросы, касающиеся соотношения организованного и самостоятельного обучения взрослых.

Как правило, независимо от паспортного и психологического возраста обучающихся, формы контроля и оценки знаний предполагают коллоквиумы, контрольные, зачеты и экзамены. Это детерминировано, с одной стороны, общим для всех обучающихся той или иной специальности учебным планом, а с другой стороны, непониманием качественных отличий в обучении студентов младшего и старшего юношеского возраста и взрослых.

Психологическая роль оценки в обучении связана прежде всего с «обратной связью», которую получает и сам обучающийся, и педагог при подведении итогов и анализе результатов обучения. Многие психологи вообще не рекомендуют в детском возрасте, до конца младшего школьного периода развития, оценивать деятельность детей, аргументируя свою позицию тем, что у них не сложилась собственная оценка деятельности, а их самооценка носит личностный характер.

Одной из задач младшего школьного периода развития является формирование (создание условий, адекватных становлению и развитию) собственной оценочной деятельности учащихся. Предполагается, что начиная с подросткового возраста ребенок имеет собственную оценку себя и своей деятельности, и оценка, высташтяемая педагогом, служит некоторым критерием, с помощью которого он утверждается в правильности собственной оценки или корректирует ее.

Психологически взрослые люди имеют развернутую оценочную деятельность, с помощью которой могут вполне адекватно контролировать процесс своего обучения. И все же нередки случаи, когда взрослые обучающиеся хотели бы сравнить собственные оценки с оценками педагогов, которые для них являются, в первую очередь, не педагогами, а специалистами в той или иной профессии. В этом смысле поставленные в результате традиционных форм контроля «зачет» или «незачет», количество баллов или оценка являются для взрослых обучающихся явно недостаточными, так как им ин- тсрсссн процесс оценивания, а не его результат. Если учится для получения диплома, то даже если и является психологически взрослым, в данном случае реализует какой-то аспект своей личностной позиции с целью удовлетворения собственного самолюбия, получения более высокооплачиваемой работы, обретения нового социального статуса.

Если человек, являющийся по своему психологическому возрасту взрослым, приходит учиться, то его не надо бесконечно контролировать, так как это может привести к исчезновению желания учиться и он будет воспринимать обучение как отчужденный от его жизнедеятельности процесс. Оценка его результатов должна быть им инициирована, а при необходимости важно продемонстрировать основания для оценки, выделить ее критерии. В этом случае поставленная оценка будет играть необходимую роль в обучении и созданные в процессе обучения личностные отношения педагога и обучающегося не будут разрушены.

Другой аспект, касающийся особенностей зоны ближайшего развития взрослых, связан с соотношением самостоятельного и организованного, т. е. предполагающего наличие педагога, обучения.

В 6.11 говорилось, что начиная со второй половины детского онтогенеза, и особенно во взрослом онтогенезе, человек способен самостоятельно учиться при помощи разного рода книг и справочников, советов и бесед, аудио- и видеоматериалов. Именно на этом основаны широко применяющиеся в настоящее время разного рода дистанционные формы обучения и учебно-методические комплексы.

Использование в процессе обучения современных информационных технологий является важной помощью в организации процесса обучения. Однако при этом следует иметь в виду две особенности, без учета которых нельзя построить качественное обучение взрослых.

Первая особенность касается специфики становления профессионального самосознания. Понятие «профессиональное самосознание» возникло сравнительно недавно и связано это с появлением некоторых профессиональных сообществ со своими законами, своим формами общения, своим особым содержанием. Возникновение профессионального самосознания, его выделение из личностного связано еще и с тем, что человек должен был вступать во взаимоотношения с людьми, не входившими в его сообщество. При этом их отношения, помимо личностной основы, предполагав особый вид взаимодействия, касающийся содержания профессиональной деятельности.

В литературе XIX в. можно найти немало примеров того, что для овладения тем или иным ремеслом детей отдавали «в люди». Живя вместе с носителем ремесла и выполняя часто не связанные с предметом обучения поручения и задания, они в конце концов овладевали необходимыми профессиональными навыками и умениями.

Эта особенность выделения и становления профессионального самосознания предполагает организацию обязательного общения как с теми, кто принадлежит к профессиональному сообществу, так и с теми, кто не входит в него и составляет иное сообщество. Поэтому, несмотря на новые информационные технологии и способность взрослых к самостоятельным формам работы, необходимо создавать условия и ситуации, в которых бы реализовывались разные виды общения как профессионального, так и личностного.

Вторая особенность касается эффективности разного рода заочного обучения. Практически сразу после введения этой формы обучения появилось довольно много ее ярых противников, аргументирующих свое отношение к заочному обучению низкой эффективностью. Как правило, оно оказывается более сжатым, причем при его организации жертвуют семинарами и практическими занятиями, предполагающими живое общение обучающихся между собой и с педагогом.

Однако выделенные особенности психического развития во взрослом онтогенезе, а также возможности новых информационных технологий способны сформировать условия для того, чтобы разные виды заочного обучения позволяли создавать особые теоретико-практические и практико-теоретиче- ские ситуации на основе самостоятельно проработанного материала и полученных в его ходе результатов. В этом случае обучающиеся могли бы полноценно профессионально общаться как с теми, кто принадлежит к тому же профессиональному сообществу, гак и с представителями иных профессий.

Для реализации выделенных в параграфе особенностей обучения взрослых необходимо их активное включение в научную деятельность и университетскую жизнь, где они смогли бы и получить необходимое им содержание обучения, и проверить его на практике, сделать предметом обсуждения полученные знания, умения и навыки, и реализовать новое профессиональное самосознание, обеспечивающее эффективную работу.

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...