Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Стили воспитательского общения в доу проект. В чем могут быть причины? Модель «невмешательства» в жизнь ребенка

Выступление на педсовете.

Консультация на тему «Стили педагогического общения»

Цель:

В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.

1.Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.

2. Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.

3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский).Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.

Наряду с данной классификацией стилями педагогического общения есть и иные подходы. Так, Л.Б. Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и демократическим целый ряд промежуточных:

  1. Эмоциональный , основанный на взаимной любви и симпатии;
  2. Деловой , опирающийся на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися;
  3. Направляющий , предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью;
  4. Требовательный , когда задачи стоят прямо перед воспитанниками;
  5. Побуждающий , опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций;
  6. Принуждающий , основанный на давлении.

Если в отношении авторитарного и демократического стилей общения их оценка однозначна, то в отношении промежуточных следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е всецело зависят от личности педагога.

В.А. Калик выделяет следующие стили общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

2. Общение на основе дружеского расположения;

3. Общение-дистанция;

4. Общение-устрашение;

5. Общение-заигрывание.

Наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса является стиль общения на основе увлеченности совместным творческим поиском. У мастеров педагогического труда вся система отношений с детьми строится на этой основе. С ним тесно связан стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Рассматривая систему взаимоотношения педагога с детьми, А.С. Макаренко неоднократно настаивал на формировании дружественного тона в отношениях педагога с коллективом. Некоторые педагоги интерпретируют эту категорию процесса общения и превращают дружественность в панибрасткие отношения с воспитанниками, которые отрицательно сказываются на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Культивируя в своей деятельности дружеское расположение к детям, следует перспективой развития стиля общения иметь творческий союз на основе увлечения делом. Идти с детьми к цели - один из принципов педагогики сотрудничества. Следующим, довольно распространенным является стиль общение-дистанция. В качестве важного ограничителя системы взаимоотношений педагога и воспитанников фигурирует дистанция: «Вы не знаете - я знаю». У такого педагога организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с воспитанниками. Этот стиль ведет к педагогическим неудачам. Стиль общение-устрашение является крайней формой общения-дистанции. Он соединяет в себе отрицательное отношение к воспитанникам и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль общения обычно создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты. Проявление либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении к детям является стиль общение-заигрывание. Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявление этого стиля является с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться группе, а с другой - отсутствие навыков профессиональной деятельности.

Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Но сущностью воспитания является общение-диалог. Диалог, с воспитанником, предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций. Особенностью общения-диалога является несводимость результатов общения к оцениванию. В педагогике сотрудничества нет места ярлыкам, раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам. Это, конечно, не означает что оценка совсем исключается, просто необходимо поменять авторство оценки, сделать её взаимооценкой и самооценкой.

Предлагаем диагностику для выявления стиля педагогического общения воспитателя ДОУ.

Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа.

1. Считаете ли Вы, что ребенок должен:

а) делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями;

б) говорить Вам только то, что сам захочет;

в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то Вы:

а) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять

нужное решение;

б) предоставите детям самим разобраться в своих проблемах;

в) известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями.

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите:

а) похвалите и всем детям покажите его работу;

б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

в) скажите ему: «Вот так бы всегда занимался».

4. Ребенок входя в комнату, не поздоровался с Вами, Вы:

а) заставите его громко при всех поздороваться;

б) не обратите на это внимания;

в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая об его промахе.

5. Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка, и вы предпочтете:

а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать как они играют и общаются;

б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

в) займетесь своими делами в группе.

6. Какая точка зрения Вам кажется более правильной:

а) чувства, переживания еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит

обращать особого внимания;

б) эмоции ребенка, его переживания - это важные факторы, с помощью которых его

можно эффективно обучать и воспитывать;

в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться

бережно с большим тактом.

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может научить и

воспитать его;

б) у ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничества же взрослого

должно направлять на максимальное повышение активности самого ребенка;

в) ребенок развивается почти неуправляемо под влияние наследственности и семьи, и

поэтому главная забота чтобы он был одет, накормлен и не нарушал дисциплину.

8. Как вы относитесь в активности самого ребенка:

а) положительно - без нее невозможно полноценное развитие;

б) отрицательно - она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и

воспитание;

в) положительно, но только тогда, когда активность согласна с педагогом.

9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома, Ваши действия:

а) сказали бы: «Ну и не надо»;

б) заставили бы выполнить работу;

в) предложили бы другое задание.

10. Какую позицию Вы считаете более правильной:

а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботе о нем;

б) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда-нибудь

пожалеет;

в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Ключ для обработки ответов воспитателей.

Варианты ответов:

Значение баллов:

25-30 баллов - предпочтение демократического стиля;

10-19 баллов - выраженность либерального стиля общения.

Итак, в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

По требованию ФГОС ДОО позиция педагога в организации жизни детей - это партнёр - партнёр. Партнерская деятельность предполагает:

  • передачу содержания социально-исторического опыта человечества: в процессе коммуникации воспитатель сообщает детям новую информацию, предлагает способы познавательной деятельности, стимулирует к самостоятельному познанию; в общении со сверстниками огромное значение имеет процесс взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия;
  • передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения: партнерство является условием для освоения детьми разных видов деятельности трудовой, игровой, познавательной, исследовательской и т. д.
  • обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира, побуждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата: в процессе партнерства устанавливается эмоциональное взаимодействие воспитателя с ребенком, детей друг с другом, что позволяет им оказывать влияние на поведение, настроение, состояние друг друга.

В процессе коммуникации, осознают или не осознают это партнеры по общению, они реализуют четыре основные функции: управленческую, информативную, эмотивную и фактическую (связанную с установлением контактов). Ведущей, как правило, является управленческая функция: главная цель - намерение ее участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение партнера по общению.

Реализация информативной функции осуществляется с помощью языка и других знакомых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная осуществляется посредством речи, которая является универсальным, но не единственным средством коммуникации. Невербальная коммуникация предполагает:

  • визуальные виды общения, т.е. жесты, мимику, позы;
  • пространственно-временную организацию общения, контакт глазами;
  • акустическую систему, включающую паралингвистический (тембр голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистический (паузы, покашливание, смех, плач и д.р.) компоненты;
  • тактильную систему (прикосновения, пожатия руки, объятия, поцелуи).

Партнерство не просто действие - это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками; при этом каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Активность может выражаться в том, что ребенок при общении инициативно воздействует на партнера - сверстника или взрослого. При этом партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них, проявляя собственную субъектность. Когда два человека общаются, они действуют попеременно и воспринимают воздействия друг друга, тем самым взаимообучаясь и взаимообогащаясь.

В структуре партнерского общения выделяют следующие компоненты:

1. Предмет общения - другой человек, партнер по общению как субъект. Для дошкольника это может быть взрослый, сверстник, более старший или более младший ребенок, знакомый или незнакомый человек. Каждый из возможных партнеров требует особых способов и форм взаимодействия, проявления специфических умений коммуникации.

2. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию и оценке других людей и - через них и с их помощью - самопознанию и самооценке. Расширение круга социального общения постепенно приводит дошкольника к познанию многообразия личностных проявлений собеседников, их оценке и осознанию своих личностных особенностей и возможностей. Потребность в общении определяются коммуникативными мотивами.

3. Коммуникативные мотивы - то, ради чего предпринимается общение. Для детей младшего дошкольного возраста таким мотивом становится потребность в общении с взрослым ради выполнения общего дела - игры с игрушкой, нанизывания колец пирамидки, кормления и укладывания спать куклы. Для детей средней группы ведущим мотивом общения становится потребность узнать от взрослого новую интересную информацию. Старшие дошкольники стремятся реализовать в общении потребность разобраться во взаимоотношениях людей, причинах их поступков, отношений, поведения. Ребенка интересуют качества человека, ради познания и оценки которых он и вступает во взаимодействие.

4. Задачи общения - цель, на достижение которой в данных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не СОВПАдать между собой.

5. Продукты общения - это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. Для дошкольников это результаты совместной продуктивной деятельное, например коллективная аппликация, коллаж, составленный вместе с родителями или деты группы, сочиненная в процессе общения сказка, загадка, нравственный выбор, сделанный деты после совместного обсуждения литературного произведения или чьего- либо поступка.

Партнерство взрослого с детьми предполагает:

  • развитие потребности ребенка в соответствии с его возрастными возможностями в общении с взрослыми и сверстниками. Со знакомыми и с незнакомыми людьми, с детьми разного возраста;
  • развитие умения вступать в процесс общения (просьба, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение);
  • развитие умения ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать говорить знакомым и с незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, с взрослым; понять ситуацию, в которую ставятся партнеры, а также намерения, мотивы общения);
  • развитие умения соотносить средства вербального и невербального общения (употреб лять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жест мимику, символы; получать информацию и снабжать информацией о себе и других людях и в щах);
  • становление умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями. собеседников (само- и взаимоконтроль деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных действий);
  • воспитание желания доверять, помогать тем, с кем общаешься, и поддерживать их (помогать нуждающимся в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы и слушать советы других, доверять получаемой информации, товарищу по общению, взрослым, воспитателю);
  • применение индивидуальных умений при решении совместных задач (использование речи, пения, шутки);
  • развитие умения замечать эмоциональное состояние партнера и адекватно реагировать на него;
  • воспитание желания проявлять чуткость, отзывчивость по отношению к партнерам, сопереживать им.

Техники влияния в коммуникации конструктивные, такие как: убеждение, аргументация, просьба.

Дети инициативные, общительные стимулируют воспитателя к более обширному и разностороннему общению. Постоянно втягивая взрослых в центр своей деятельности, побуждают быть более активными, что способствует накоплению и расширению опыта взаимопонимания, нахождения «общего языка». Вот пример.

Максим, воспитанник группы, построил самолет, и ожидая воспитательницу, следит, чтобы никто из детей не разрушил его. Татьяна Викторовна подходит к Максиму, на лице ее улыбка, заметно оживление. Она говорит ласково: «Макс, ты ждал меня? Я вижу, какой ты красивый самолет построил. Ты молодец. Да это же не простой самолет. Это самолет новой конструкции». Давай ты, будешь пилотом, а мы с ребятами пассажирами и все вместе полетим в путешествие. Воспитательница радуется вместе с ребенком, и он стремится к эмоциональным контактам, потому что испытывает удовольствие от этого общения.

Воспитатель для ребенка — носитель общественных требований, правил, различных оценок (поощрения, порицания, запрета). Поэтому в связи с опытом сложившихся отношений воспитателя и ребенка у последнего формируется признание или непризнание педагога, доверчивое или недоверчивое к нему и его оценке отношение, умение выразить ему свои чувства, признательность, желание общаться с ним, сообщать о радостях и неудачах. Так воспитатель и дети становятся партнёрами в играх, самостоятельной деятельности ребёнка. Партнёрство, со стороны ребенка, так и со стороны воспитателя способствует лучшему их взаимопониманию в процессе общения. Мы часто используем модель «я - высказывание («я думаю что, ты, Кирилл, этому научишься; я - хочу; я - желаю; я бы предпочла, чтобы играли дружно, делились игрушками и помогали друг другу в трудных ситуациях»)»

Характер и интенсивность общения определяется не только активностью детей, но и тем, насколько взрослые создают благоприятные условия для развития общения по мере взросления ребенка. Это положение со всей четкостью реализуется при изучении взаимоотношений дошкольников и педагогов.

Добиться расположения воспитателя, обратить его внимание на себя, быть замеченным им - вот главная забота ребенка. И если некоторые дети не добиваются этого, то вовсе не потому, что они не стремятся к общению с воспитателем, а в силу недостаточности коммуникативных умений, препятствующей возможности эмоционально «выразить себя», свое желание общаться с нами.

Проявляется так же партнёрство в культурно - досуговой деятельности, воспитатели и дети выполняют определённые роли, содействуют созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формируется чувство сопричастности к событиям которые происходят в стране, в детском саду. Мы воспитывают радостную и доброжелательную атмосферу в детском коллективе. Например, педагог берёт на себя роль «Бабушки - рассказушки», «Лесовичка», «Морского царя», а дети исполняют роли других героев, связанных между собой.

Литература :

1. Приказ Минобрнауки России №655 от 23 ноября 2009г. «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». - 2009 г.

2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 2009 г.

3. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М., 2009 г.

4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Ред. Вераксы Н.Е. - М., 2010 г.

5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех».

6. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка /под ред. Шипициной М.Л. - М., 2003 г.

Воспитатель Сачкова Светлана Борисовна, МДОУ детский сад №212, г.Ярославль
Педагогическое общение имеет множество аспектов, один из которых проявляется в умении воспитателя выслушивать детей, вести с ними диалог, тактично комментируя их высказывания и проявляя неподдельную заинтересованность к маленькому собеседнику.
Разговор по душам «воспитатель-ребенок» имеет огромное значение в установлении доверительных отношений между взрослым и детьми. Ребенку важно иметь внимательного слушателя, который его понимает, поддерживает, советует, разделяет настроение. Видя отношение взрослого к тому, о чем он рассказывает, ребенок получает нравственные ориентации, уточняет, что такое хорошо, и что такое плохо. Он умнеет, взрослеет, набирается опыта.
А как важны педагогу детские высказывания! В них источник изучения ребенка, уровня его интеллектуального и нравственного развития, его интересов и потребностей. В общем, многие тайники внутреннего мира ребенка и семейной педагогики предстают как на ладони.
К воспитателю чуткому, заинтересованному дети идут с распахнутым сердцем, несут ему самое сокровенное, легко вступают в разговор. Воспитатель направляет детский разговор вопросами, отдельными репликами, если необходимо одобряет сказанное жестом, движением головы, эмоциональными реакциями. Такие разговоры, возникающие сами собой, непринужденно, сближают детей, создают атмосферу уюта, особенно если речь идет о доме, о добрых делах, о событиях, взволновавших детские чувства.

А можно ли сбрасывать со счетов, что общение с педагогом – это один из источников радости маленького ребенка? Вот почему воспитатель старается установить эмоционально- положительные отношения с каждым ребенком и со всеми детьми в целом. Он находит время для разговора с каждым воспитанником, одновременно привлекая и других ребят. И чем чаще и разнообразнее поводы для общения с детьми, тем большую потребность быть рядом со своим наставником они начинают испытывать. Как приятно услышать от него ласковое слово, одобрение своему поступку, поддержку возникшему замыслу.
Важно не оттолкнуть ребенка от себя несправедливым замечанием, окриком или резким осуждением его поступка. Даже в тех случаях, когда, казалось бы, детский поступок заслуживает порицания воспитатель обязан щадить ребенка как личность, помнить о том, что рядом другие дети.
Воспитатель должен всячески предотвращать негативные проявления – это значит не давать детям возможности приобретать опыт неправильного поведения. Разъяснения, напоминания, показ – вот основные приемы, которые отвечают решению этой задачи.
А. С. Макаренко говорил, что наказание – очень трудная вещь, которая требует от взрослых большого такта и осторожности, и применять его следует «как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись». Кроме того, надо помнить, что этот метод не является ведущим, а тем более единственным, при помощи которого можно руководить общением детей.
Прием параллелизма, опирающийся на детскую подражательность и стремление к самостоятельности, исключает излишние назидания и наставления. Ребенку легко равняться на образец, так как он видит и действует одновременно со взрослым. Показ в сочетании со словом вносит конкретность в восприятие требований, дети лучше понимают, что от них хотят. В связи с этим предложение взрослого «делай, как я» или «делай, как твой товарищ» становится конкретным, наглядным способом обучения.
Игровые приемы – это самые мягкие способы, создающие у детей желание слушаться. Их можно сравнить с волшебной палочкой, которая в руках опытного педагога дает возможность руководить поведением детей, не испытывая никакого сопротивления с их стороны. Игровой прием создает видимость добровольного подчинения, исключает какое-либо принуждение. Ребенку кажется, что он действует по своему желанию, в то время как он подчиняется воле взрослого. В этом особая ценность игровых приемов, они с успехом могут применяться и к малышам, и к детям старшего дошкольного возраста, особенно склонным к проявлению капризов и упрямства. Нужно только, чтобы образы, с помощью которых взрослые воздействуют на ребенка, были интересны, близки и понятны ему.
Не секрет, что отдельные дети «приносят из дома заряд негативных установок, например, проявляют недоброжелательность, чувство зависти к успехам товарища. В этих случаях требуется корректировка чувств, формирование у ребенка коллективистских черт, создание общих интересов, способствующих слитности с коллективом сверстников. Важно заставить ребенка поверить в себя, в то, что он хороший, и тем самым посеять семена доброго в его душе. Одновременно воспитатель стремится приобщать ребенка к участию в общих делах группы: вместе с ребятами вынести на участок игровой материал, дежурить в уголке природы, помочь товарищу застегнуть непослушную пуговицу. При проявлении ребенком собственной инициативы, например помощи в уборке игрушек, педагог говорит слова одобрения, чтобы слышали дети. Так педагог старается вселить в ребенка веру в добрые начала, создать желание стать лучше и одновременно вызвать у детей положительное отношение к нему.
Иногда ребенок поступает дурно не преднамеренно, а в силу несформированности нравственных представлений или незнания правил жизни в детском саду. В этих случаях от воспитателя требуется особая чуткость и такт, умение понять мотивы детского поступка и найти правильное решение сложной ситуации.
В отдельных случаях рекомендуется обсудить плохой поступок сверстника, причем разговор должен идти ненавязчиво, тактично. Цель такого разговора – убедить ребенка, что он неправ, а не навязывать готового мнения.
Мнение сверстников как фактора, регулирующего поведение ребенка, трудно переоценить. Детский коллектив – это своего рода школа, где каждый ребенок имеет возможность упражняться в умении устанавливать контакты с товарищами. В общении со сверстниками он поставлен перед необходимостью применять на практике то, чему учат его педагог, взрослые. Он то и дело сталкивается с необходимостью «применять» усваиваемые им способы поведения, приспосабливая их к разнообразным, складывающимся конкретным ситуациям.
Что скажут о тебе, твоем поведении товарищи? Это всегда значительно для ребенка, подчас даже более весомо, чем слово педагога.
Дети, усвоившие то или иное правило поведения, очень внимательно относятся к его выполнению другими. Они бурно реагируют, когда кто-либо из их сверстников преднамеренно нарушает эти правила. Особенно не безразлично мнение товарищей старшему дошкольнику: оно становится для него большой побудительной силой.
«Характеризуя оптимальное педагогическое общение педагога, А.А. Леоньтьев справедливо отмечал, что оно «позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя». Такую возможность создает и оптимальное педагогическое общение воспитателя с детьми дошкольного возраста. Интересы, склонности педагога, его способности, знания, индивидуальный стиль руководства находят отражение в его профессиональном общении.
В зависимости от того, какие пути руководства преобладают у педагога, их условно подразделяют на несколько групп. Наиболее часто выделяют демократическую и авторитарную форму воздействия, разработанную Н. В. Масловой, Е. М. Крутовой и др.
Для демократической формы воздействия характерна тенденция широкого контакта с воспитанниками, проявление доверия и уважения, разъяснение вводимых правил поведения, содержательные ответы на детские вопросы, удовлетворяющие их любознательность, личностный подход, стремление учесть индивидуальные особенности, отсутствие значительной избирательности в контактах и субъективности в оценках, стереотипности.
Авторитарный стиль руководства характеризуется функционально-деловым и ситуативным подходом, резко выраженными установками, значительной избирательностью и субъективностью; руководство осуществляется с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение; представители этого типа проявляют тенденцию к работе «один на один» с ребенком, часто используют запреты и ограничения.
Демократический, либеральный и автократический (единоличный) стили общения педагога с учащимися выделил А.А.Бодалев. Продуктивность демократического и вредность авторитарного стиля руководства выявлена в ряде исследований советских и зарубежных психологов А. А. Бодалева, Е. М. Крутовой, И. Левина, Г. Андерсона и другие.
Воспитатели отличаются не только разным уровнем, характером поведенческого аспекта деятельности. Важный фактор, влияющий на эффективность педагогического общения, отношение воспитателя к детям. Выделяют следующие типы отношений педагога к детям: устойчиво-положительный, неустойчиво-положительный, пассивно-положительный, открыто-отрицательный, пассивно-отрицательный. (Березовин Н.А., Коломинский Я.Л.) Аналогичные типы отношений к детям выявлены и у воспитателей детских садов
1. Устойчиво-положительный тип. Характеризуется ровным, душевным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях. Воспитателям этого типа присуща положительная оценка ребенка, искренность, такт. Такой воспитатель действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом, мимикой он дает понять ребенку, что тот для него не безразличен. Воспитатели этой группы отличаются педагогической направленностью деятельности.
2. Пассивно-положительный тип. Проявляется в нечетко выраженной эмоционально-положительной направленности в общении с детьми – нередко проявляется сухой, официальный тон.
3. Неустойчивый тип. Характеризуется ситуативностью отношений при общей эмоционально-положительной направленности. Педагоги нередко попадают под власть своих настроений и переживаний; оценка ребенка и манера поведения такого воспитателя в значительной степени зависят от характера ситуации, сложившейся в данный момент.
4. Открыто-отрицательный тип воспитателя. Характеризуется негативным отношением к детям, к педагогической работе. Всем своим поведением он как бы подчеркивает, насколько он выше детей. Такой педагог создает в группе часто атмосферу постоянной напряженности, сосредоточивает свое внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения.
5. Пассивно-отрицательный тип. Характеризуется скрытой отрицательной направленностью воспитателя к детям. Педагог умеет создавать внешние признаки хорошей организации работы, однако на самом деле к работе и детям безразличен.
Исследования обнаружили связь между типом отношения воспитателей к детям и такими показателями взаимоотношений дифференциации группы, как взаимность выборов и их устойчивость. Так, например, было выявлено, что группе детского сада, где работают воспитатели устойчиво-положительного типа, количество детей с устойчивым благоприятным положением в системе личных отношений значительно выше средних показателей. В то же время в этих группах отмечают наименьшее число детей, занимающих устойчиво неблагоприятное положение.
Сочетание конкретного типа мотивации педагогической деятельности, отношения к детям с определенным уровнем и преобладающим характером поведенческого компонента деятельности определяют, по нашему мнению, педагогический стиль деятельности. Разнообразны стили педагогической деятельности воспитателей детского сада».
Три основных стиля педагогической деятельности не отражают в полной мере разнообразия способов педагогической деятельности с детским сообществом. По результатам исследования В.Н.Белкиной, как минимум, шесть таких стилей можно выделить. При этом индивидуальный стиль педагогического регулирования взаимодействия детей определяется нами как особое индивидуально-своеобразное сочетание методов и приемов включения взрослого в процесс общения и совместной деятельности.
Гармоничный стиль характеризуется гибким использованием педагогом разнообразных воздействий (в том числе и обучающих), предоставлением необходимой самостоятельности детям, привлечением их к обсуждению хода и результатов взаимодействия, умением включиться во взаимодействие детей на правах партнера («стиль мудреца»).
Организаторский стиль – руководство всеми контактами детей, планирование совместной детской деятельности, вмешательство в детские объединения, вызванное излишним стремлением к упорядочению детской жизни, ориентацией в основном на педагогические задачи («стиль лидера»).
Контролирующий стиль отличается от предыдущего тем, что педагог часто предлагает детям самостоятельно сделать что-либо вместе, но наблюдает за каждым шагом детей, боясь детских ошибок («стиль опекуна»).
Деспотичный стиль отражает ориентацию взрослого исключительно на собственные интересы, в том числе интересы профессиональной значимости, эмоциональную неустойчивость в общении с детьми, проявляется в подавлении инициативы детей, требования неукоснительного выполнения собственных указаний. Все это может быть и при наличии «технологической» грамотности («стиль царедворца»).
Либерально-творческий стиль – педагог фактически не предоставляет детям самостоятельности, увлеченно принимая участие во всех детских делах, фантазируя и экспериментируя, ориентируясь на занимательность и не заботясь о целостности развития каждого ребенка («стиль фантазера»).
Либерально-попустительский стиль преобладает в том случае, если педагог не осознает ответственности за ребенка, стремится предоставлять детям максимум свободы, работая с детьми по формуле «сами разберутся и научатся», а иногда не умея предложить детям что-либо интересное («стиль чужака»).
Проблема развития индивидуального своеобразия стиля педагогического поведения взрослого вообще и в процессе регулирования им взаимодействия детей в частности требует особого обсуждения, в том числе и в контексте профессионального обучения будущих педагогов.
«Однако уже сейчас можно говорить о бесспорном преимуществе «положительного гармонического» стиля, когда «положительная мотивация» сочетается с позитивными формами общения с детьми, с высоким уровнем профессиональных умений и навыков.
Воспитание и самовоспитание такого стиля – одно из важных средств повышения эффективности педагогического общения»
Современные педагоги, управляя общением дошкольников, должны осознавать, что каждый ребенок- это личность и наша обязанность: относиться к нему с уважением, принимать его личностные цели и интересы, создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития его способностей, поэтому основополагающим является личностно-ориентированный подход к ребенку, который осуществляется через создание помогающих отношений.
Со стороны взрослого такой тип отношений характеризуется искренностью чувств, принятием и высокой оценкой ребенка, способностью видеть и его мир, и его самого «детскими глазами». В результате ребенок начнет понимать себя и свои особенности, приобретет уверенность в себе, станет творческим человеком, способным реализовать себя, научится понимать и принимать других людей, успешно справляться с жизненными проблемами.
В помощь педагогам для обеспечения работы над построением помогающих отношений с детьми предлагается памятка: «Позиции гуманного отношения к ребенку»
Наше стремление придерживаться этих позиций, поможет избежать авторитарного стиля руководства, и творческая деятельность детей будет протекать более интересно и плодотворно, при этом создается благоприятная атмосфера для общения и коллективной деятельности мальчиков и девочек.

Позиции гуманного отношения к ребенку.

1. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детям.
2. Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому позволю детям учить меня.
3. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я есть на самом деле. Поэтому я буду сопереживать ребенку, ценить его, принимать его.
4. Я человек и делаю ошибки. Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности и ошибкам ребенка.
5. Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я поддержу ребенка в его усилиях.
6. Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте. Поэтому я позволю детям приобретать собственный опыт.
7. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.

Литература:

1. Белкина В. Н. «Педагогическая регулирование взаимодействия детей со сверстниками» Ярославль 2000 г.
2. Белкина В. Н. «Психология раннего и дошкольного детства» Ярославль 1998 г.
3. Бодалев А. А. Личность и общение М. 1983г.
4. Буре Р. С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада 2-е издание М. 1985г.
5. Возрастные особенности психического развития детей / под редакцией Дубровиной И. В., Лисиной М. И., М. 1982г.
6. Галигузова Л. Н., Смирнова О. Е. Ступени общения: от года до шести М. 1996г.
7. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учите детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль 1997г.
8. Коломинский Я., Панько Е. «Что такое педагогическое общение» //журнал «Дошкольное воспитание» 1985 г. №6
9. Леонтьев А. А. Психология общения М. 1997
10. Лисина М. И. «Проблемы онтогенеза общения» Москва 1986 г.
11. Социально-психологическая характеристика группы сверстников детского сада /под редакцией Репиной Т. А. Москва 1986/1987 гг.

Султанова Альфия Назиповна
Стиль общения педагога с детьми

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким способностям к обучению, человек превращается в личность, приобретает высшие познавательные способности и качества. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться, он до конца жизни был бы обречён оставаться полуживотным, лишь внешне напоминающим человека.

Общение – многозначительный ритуал, это не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов навстречу или друг от друга. У всякого человека есть потребности – например, физиологические и психологические. И во все времена потребность эта удовлетворялась с использованием общения . Привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем-либо окружающих, призвать к себе на помощь, вызвать сочувствие – все это вечные задачи общения . Способность к общению у человека - врожденная. Но она должна быть развита соответствующим воспитанием. И детский сад – это наиболее важное звено в развитии ребенка и становлении его личности.

Профессиональная деятельность воспитателя – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками . От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно - образовательной работы в д/с. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими. В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и создания научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога с детьми дошкольного возраста на современном этапе интенсивного развития и совершенствования общественного дошкольного воспитания приобретает особую актуальность.

В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет 3 функции :

1. Первая функция - «открытие» ребенка на общение – призвано создавать комфортные условия на занятиях /в состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не боятся показаться смешными/. Без реализации этой функции не удается выявить отношения ребенка к тому, что происходит вокруг него. В то время как знание истинного отношения дошкольника к окружающему помогает воспитателю планировать дальнейшую совместную с ним работу.

2. Вторая функция - «соучастие» ребенку в педагогическом общении - проявляется в результате анализа процесса взаимодействия педагога с детьми . Реализуя данную функцию общения педагог помогает ребенку справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути «восхождения к культуре человечества» .

3. Третья функция - «возвышение» ребенка в педагогическом общении – понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований.

Проблема «стилей руководства » , «стилей общения » педагога с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-годы американским психологом К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения положено в основу работ американских ученых Р. Липпита и К. Уаита, которые выделяют 3 стиля профессионального общения :

Демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении задач, стоящих перед ними, решения принимаются совместно;

Либеральный – отсутствует единая линия и должная требовательность, каждый предоставлен сам себе. Теория и практика педагогической деятельности рассматривает общение как специфическое взаимодействие «лицом к лицу» с помощью разнообразных коммуникативных средств /речевых, мимических, пантомимических/. Оно может быть как включенным в другую деятельность, так и проявляться самостоятельно. В одних случаях она направлена на эффективное решение задач совместной деятельности, в других – на установление или реализацию личных отношений.

Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приемы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям .

Определяются такие модели характеризующие отношение взрослого и ребенка, как :

Модель «Невмешательство в жизнь ребенка» - соответствует либерально - попустительскому стилю воспитания . Взрослый, в лучшем случае занимает позицию наблюдателя и между ним и ребенком происходит эмоциональный разрыв.

Учебно-дисциплинарная модель соответствует авторитарному стилю воспитания : взрослый – руководитель и образец.

Личностно-ориентированная модель – взрослый не подгоняет развитие ребенка, а предупреждает возникновение тупиковых ситуаций, обеспечивая ему чувство психологической защищенности, доверие к миру и радости существования.

Н. Е. Щуркова предлагает следующие характеристики профессиональной позиции педагога / стили общения/ .

Первая позиция – дистанционная – определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия. Здесь можно выделить три основных признака : «далеко» , «близко» , «рядом» . Дистанция «далеко» означает отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог , избравший дистанцию «близко» , - «друг» для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Реальнее всего рассматривать такую позицию у педагога в сфере искусства , спорта, науки. Дистанция «рядом» предполагает уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к своим подопечным, принятие их интересов и чаяний.

Вторая позиция – уровневая – характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность субъектов друг к другу «по вертикали» : «на» , «под» , «наравне» .

Для положения «над» характерно административное давление на ребенка, т. к. «он мал, не опытен, неумел» . Положение «под» - это преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребенка : чаще всего такой педагог «превращается в обслуживающий персонал» потакающий любому капризу ребенка. Положение «наравне» - это признание человека в ребенке и педагоге ; при этом характерна взаимное уважение личности с обеих сторон. Только в исключительных случаях педагог позволяет себе занять позицию «над» , т. е. подчинить себе волю ребенка в силу ответственности и опыта взрослого.

Третья позиция – кинетическая /кинетика – движение/ - предполагает движение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели : «впереди» , «сзади» , «вместе» .

Позиция «впереди» выражает авангардную роль педагога , т. е. он ведет за собой своих воспитанников. Роль ведомого выражается характеристикой «сзади» . «Вместе» : оба субъекта вырабатывают стратегию в совместных действиях для достижения обшей цели. Думается, однозначности выбора здесь быть не может. В главном – педагог «впереди» , в мелочах – «сзади» , в целом – «вместе» с детьми он идет по жизни , преодолевая с ними ее препятствия, приучая их к самостоятельности, к ответственности за свой выбор. Позиция эта динамична.

Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог » , эталонной можно считать позицию : «рядом» , «наравне» , «вместе» , «но чуть» , «впереди» .

Литература

1. И. В. Родина, Е. И. Бобрышова «Стиль общения педагога с детьми »

/Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008г. №6, стр. 34-36/

Как взрослым общаться с детьми? Любого возраста: с рождения до 18 лет? Чтобы в глазах детей стать другом, уважаемым авторитетом, доверительным лицом и просто близким человеком…. Задача не из простых. И не каждому под силу… Давайте по порядку.

Общение – это взаимодействие двух или нескольких людей с помощью слов, жестов, мимики, целью которого является:

  • обмен информацией, опытом, деятельностью;
  • получение внимания и заинтересованность в жизни собеседника;
  • предоставление помощи, поддержки, совместное решение проблем;
  • проявление воспитательной функции и др.

Общение многоаспектно, но мы остановимся на отношениях «Педагог (воспитатель) – ребенок».

Суть метода

Психология общения с ребенком (детьми) предполагает руководствоваться при контакте с ребятами такими чувствами как:

  • чуткость;
  • теплота;
  • заинтересованность;
  • ласковое обращение;
  • умение слушать, объяснять, одобрять, порицать;
  • обратить конфликт в шутку.

Педагогическое же общение воспитателя с детьми – это взаимодействие педагога и детей с целью оказания на них воспитательного, обучающего воздействия.Сплетение этих двух форм взаимодействия воспитателя и детей образует психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми.

Проблема привыкания ребенка к детскому саду – вечна.


Немногие родители могут похвастаться быстрой адаптацией ребенка к саду, отсутствием слез при расставании с мамой утром в раздевалке детского сада, скорым привыканием к воспитателю. Кроме того, даже у 4-5-летних ребят существуют барьеры в общении с педагогом.

Напротив, некоторые ребята, с первых дней вприпрыжку бегут к новому воспитателю, о детском саде вспоминают с улыбкой. От чего это зависит? Причины:

Характер ребенка

Тревожным детям, беспокойным, стеснительным, боязливым – необходимо чувство безопасности, которое дают им родители, домашняя обстановка. Все чужое воспринимается ими очень болезненно и трагично.

Задача педагога заключается в том, чтобы максимально возможно предоставить таким ребятам подобную атмосферу:

  • разговаривать с ними тихо, не повышая голоса;
  • угадывать желания ребенка – и действовать в соответствии с ними;
  • первое время помогать ему больше, чем остальным (умыться после обеда, уложить во время тихого часа, рассматривать с ними картинки);
  • искренне дружелюбное отношение, улыбаться;
  • если ребенок позволяет – брать его на руки;
  • не ругать и не наказывать, а объяснять, как нужно сделать.


Стиль общения преподавателя с классом

Психологи говорят о следующих стилях педагогического общения педагога с детьми:

  1. Направленный (игровой, художественный, дидактический) – преобладает направленность на игровую деятельность, творческую, учебную.
  2. Авторитарный (формально-прагматический) - жесткий стиль, который предполагает безропотное исполнение ребенком всех наказов воспитателя, любая инициатива ребенка отвергается, неповиновение заканчивается строгой оценкой и нравоучениями. Такой стиль формирует у одних детей боязнь перед педагогом-воспитателем, дрожь перед любым упоминанием о детском саде и как следствие, полное отсутствие желания посещать его. У других ребят формирует протест: их поведение становится хуже, появляется агрессивность, дерзость, в любом случае – дружественный контакт отсутствует, детский сад воспринимается как непосильная обязанность.
  3. Либеральный (индифферентный) – преобладает вседозволенность, часты случаи отсутствия дисциплины, дети не воспринимают воспитателя как взрослого, душевно-психологическое общение педагога с детьми отсутствует. Воспитатель не вникает в проблемы детей, не разбирается в происходящих конфликтах, при жалобах ребенка лишь отмахивается либо театрально повышает голос. При смене воспитателя (по болезни, во время отпуска) – дети не испытывают никаких сожалений, относятся к этому равнодушно.
  4. Демократический – самый предпочтительный тип общения воспитателя с детьми, который может «заменить» домашнее общение ребенка с родителями. В данном случае педагог-воспитатель налаживает индивидуальный подход к каждому:
  • каждого должен вовлечь в процесс: игры, занятия, сон, заинтересовать, отвлечь от озорства и свести на «нет» тревожность и боязливость;
  • по группе можно судить о воспитателе: если дети умыты, причесаны, опрятно одеты – это говорит о том, что воспитатель умеет организовать ребят, с уважением относится к каждому, у него есть желание ухаживать за ними;
  • налажен контакт с родителями, даже если ребенок труден в общении, с родителями сложно найти контакт – необходимо постараться это сделать: необходимо в любом случае говорить о достоинствах ребенка, о хороших поступках (любому родителю это приятно слышать), а уж потом заводить разговор о возникших проблемах, поведении, капризах и совместно выстроить линию дальнейших действий.
  • грамотный профессиональный педагог сможет научить детей бесконфликтно выходить из спорных ситуаций, научит делиться, не ябедничать, заинтересует занятиями и изучением нового, приобщит к гимнастике, участию в утренниках.
  • проявляет искренний интерес к воспитанникам: знает об их увлечениях, умеет выслушать каждого, подбодрить одних, пожурить других, попросить о выполнении просьбы.Что касается выполнения просьбы (иными словами - педагогического требования), предъявление которой должно воздействовать на детей и принести желаемый результат: к примеру, педагогическое требование о выполнении задания (сделать аппликацию, вырезать фигуру, слепить из пластилина), заправить за собой постель после дневного сна, помочь нянечке убрать со стола.


Подача информации

  • произнесено вежливо, с использованием «волшебных слов»: пожалуйста, будьте добры;
  • произнесено решительным уверенным тоном, который не предполагает отказа;
  • дать четкую инструкцию, рассказать пошагово действия ребенка, привести аргументы;
  • довести требование до конца, чтобы ребенок понял важность задания и его обязательность выполнения.

Конечно же, педагог не может руководствоваться только лишь своими чувствами, желаниями и суждениями во время сотрудничества с ребенком. Существуют нормы, педагогические требования в общении с детьми, организуются специальные семинары, курсы повышения квалификации для воспитателей-педагогов, различные тренинги по психологии общения с детьми, издано огромное количество книг по психологии общения с детьми.


Краткая памятка преподавателю

  1. Обустройство группы: яркое «радостное» эстетическое оформление группы, подбор подходящих возрасту игрушек (развивающих как мышление, логику, моторику, так и двигательную активность), книг, дидактического и наглядного материала, организация свободного пространства в группе для коллективных игр;
  2. Проявлять искренний интерес к детям, действовать по ситуации, а не шаблонно;
  3. Оценивать поступки и результаты труда и поведения, не сравнивая ребят друг с другом, не выделять «любимчиков»;
  4. Учить ребят ласковому общению друг с другом, используя вежливые слова, приучать помогать товарищам. Быть открытым;
  5. Выслушивать ребенка до конца, не обрывая его и не отсылая подойти попозже;
  6. Поведение ребенка целиком зависит от его чувств. Какие чувства – такое и поведение. Пытаться разобраться в эмоциональном состоянии ребенка для того, чтобы понять причины поведения;
  7. Позволять ребенку принимать самостоятельные решения;
  8. Быть дружелюбным и приветливым.Быть хорошим любимым и профессиональным воспитателем – задача не из простых. Завоевание уважения детей, их любви – это кропотливый ежедневный труд;
  9. Организация занятий с целью:
  • развития коммуникативных навыков между ребятами, между ребенком и воспитателем;
  • развития двигательной активности, выброса энергии (гимнастика, подвижные игры, танцевальные занятия, детский фитнес);
  • развития усидчивости, моторики рук, приобретения художественных и письменных навыков, мастерства аппликации;
  • развития музыкального слуха, чувства ритма и т.д.

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...