Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Программа по оздоровлению детей в детском саду. Рабочая программа на тему: Программа оздоровительной деятельности дошкольного образовательного учреждения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Дукат»

Принята Педагогическим

советом ДОУ, протокол от 01.01.2001.

Утверждаю

Заведующий МДОУ

«Детский сад п. Дукат»

___________.

Приказ №29 от 01.01.2001.

Разрабатывая программу «Растем здоровыми», мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система оздоровительной работы с детьми, включающая в том числе и инновационные формы и методы, органически входила в жизнь д/сада, не заорганизовывала бы детей, сотрудников, родителей, имела связь с другими видами деятельности , и, самое главное, нравилась бы детям.

Программа определяет основные направления оздоровления детей в ДОУ, задачи, а также пути их реализации.

Актуальность программы, анализ исходного состояния:

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний опре­деляется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицатель­ным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием - 30%. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Более 20% детей старшего дошкольного возраста имеют 3-ю группу здоровья.

Не утешают результаты состояния здоровья детей, поступающих в детский сад. Так, на начало учебного года 106 воспитанников ДОУ распределены по группам здоровья следующим образом:
1-я группа (абсолютно здоровые дети) - 5 чел.
2-я группа (имеющие морфо-функциональные отклонениядетей
3-я группа (хронически больные в компенсированной формедетей

5-я группа (дети-инвалиды) – нет

Группа часто болеющих детей (ЧБДчеловека (24,3 %)

Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.

Возможность постоян­ного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здо­рового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ не полностью реализуется оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.

В результате этого в детском саду была разработана программа “Растем здоровыми” и приложения к ней - методические рекомендации по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении. Программа “Растем здоровыми” комплексно подходит к решению проблемы сохранения, укрепления и коррекции здоровья детей.

Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия:

· медицинский, БОС кабинеты, которые полностью оснащены медицинским оборудованием

· опытные медицинские специалисты: врач-педиатр, старшая медицинская сестра, физкультурный зал, который оборудован необходимым инвентарём: мягкими модулями (тоннелями, полосой препятствия, горками), сухим бассейном, гимнастическими скамьями, спортивными матами; гимнастическими стенками, ребристыми досками, мячами, обручами, канатами и другим необходимым оборудованием. Количество и качество спортивного инвентаря и оборудования помогает обеспечивать высокую моторную плотность физкультурных занятий

· библиотека методической литературы для организации эффективной двигательной активности детей, развития основных видов движений

· в каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов

· в ДОУ работают узкие специалисты узкой направленности: организатор БОС, инструктор по физ. Воспитанию

Концепция программы

Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их валеологическое просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать валеологический подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.

Основные принципы программы:

1. Принцип научности – подкрепление всех необходимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Цель программы:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития.

Основными направлениями программы “ Растем здоровыми ” являются:

Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ. Воспитательно-образовательное направление. Лечебно-профилактическое направление. Мониторинг реализации программы.

Задачи и пути реализации оздоровительной работы по каждому из направлений программы:

I. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.

Задача: Совершенствование здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Пути реализации:

а) обновление материально-технической базы:

§ приобретение столов и стульев для групп в соответствии с ростом детей

§ приобретение подковообразных столов (на 6-8 мест) для работы с детьми в кабинеты логопедов , дефектологов

§ замена устаревшего мягкого инвентаря – приобретение матрацев, подушек, одеял, полотенец

§ приобретение общего кварца

§ приобрести сушуары

§ пополнить спортинвентарь спортзала мячами разных размеров, обручами, массажными мячами, гантелями, ковровыми дорожками, массажными ковриками

б) преобразование предметной среды:

§ сделать крышки для песочниц

§ обезопасить физкультурную площадку – убрать арматуру, засыпать ПГС, приобрести баскетбольные щиты, соответствующего росту детей

§ оборудовать спортивную площадку: “полосой препятствий” для развития выносливости, гимнастической стенкой и бревном, различными малыми формами для организации двигательной активности детей на свежем воздухе

§ восстановить зоны уединения (для снятия эмоционального напряжения) в каждой возрастной группе

II . Воспитательно-образовательное направление

1 задача: Организация рациональной двигательной активности детей

Забота о здоровье детей в нашем ДОУ складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Активная двигательная деятельность способствует:

· повышению устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды

· совершенствованию реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям

· повышению физической работоспособности

· нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможной коррекции врождённых или приобретённых дефектов физического развития

· повышению тонуса коры головного мозга и созданию положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья

Основные принципы организации двигательной активности в детском саду :

1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.

2. Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.

3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.

4. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.

5. Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков медотводов.

6. Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

Формы организации двигательной активности в ДОУ :

· физические занятия в зале и на спортивной площадке

· занятия по обучению плаванию в бассейне

· утренняя гимнастика

· физкультминутки

· оздоровительный бег

· физкультурные досуги, праздники, “Дни здоровья”

· индивидуальная работа с детьми по овладению ОВД

Пути реализации рациональной двигательной активности детей:

Выполнение режима двигательной активности всеми педагогами ДОУ (см. приложение № 1)

Преобладание циклических упражнений на физкультурных занятиях для тренировки и совершенствования общей выносливо­сти как наиболее ценного оздоровительного качества

Использование игр, упражнений соревновательного характера на физкультурных занятиях и занятиях по плаванию

Введение гидроаэробики в занятия по плаванию в старших и подготовительных группах

2 задача: Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни

Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% - от его образа жизни. В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

Валеологическая культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:

1. осознанного отношения к здоровью и жизни человека;

2. знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;

3. валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.

Для реализации данной задачи предполагается продолжение целенаправленной работы по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому образу жизни через такие формы работы с детьми, как:

§ режимные моменты

§ тематические занятия валеологической направленности (1 раз в 2 месяца в младших, средних группах, 1 раз в месяц в старших и подготовительных)

§ физкультурные занятия и занятия по обучению плаванию

§ закаливающие процедуры после дневного сна

§ организацию и проведение дней Здоровья (1 раз в квартал)

такие формы работы с родителями, как:

    ежегодные родительские конференции по формированию здорового образа жизни дошкольников тематические родительские собрания совместные детско-родительские мероприятия (физкультурные праздники, развлечения и т. п.) консультации специалистов - педиатра , психолога, педагогов и др. (индивидуальные, групповые, стендовые, на сайте ДОУ)

3 задача: Психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благополучия.

Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием, которое, в свою очередь, предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации), речи. Эта задача решается через реализацию образовательной программы ДОУ:

Фронтальные занятия с детьми по базисным и коррекционным программам, в структуре и содержании которых уделяется большое внимание развитию речи, мышления, воображения детей;

Создание полноценной предметно-развивающей среды в группах;

Организацию игровой деятельности детей;

§ проведение досугов, развлечений, праздников (в т. ч. совместных на возрастных параллелях, с родителями) и др.;

§ рациональное применение «музыкотерапии» (используется при необходимости на занятиях, при выполнении релаксационных упражнений, при укладывании детей на дневной сон и их пробуждении и др.).

Новые подходы в профилактике эмоционального благополучия:

§ обучение детей приемам релаксации;

§ разработка и введение в воспитательно-образовательный процесс цикла занятий психолога с детьми 5-7 лет, направленных на формирование умений дошкольников по оказанию психологической помощи и самопомощи в различных жизненных ситуациях.

Необходимость обучения детей приемам релаксации обусловлена тем, что большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двига­тельное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации пе­регружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскован­ность - важное условие для становления естественной речи и правильных те­лодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в достаточной степени расслаблены. При этом также снижается уровень бодрствования головно­го мозга, и человек становится наиболее внушаемым. Когда дети научатся сво­бодно расслаблять мышцы, тогда можно перейти к вербальному воздействию (суггестии). Важно знать, что метод релаксации, по заключению специалистов, явля­ется физиологически безопасным и не дает негативных последствий.

В момент вербального воздействия дети находятся в состоянии расслабленности, их гла­за закрыты; происходит определенное отключение от окружающего. Это значи­тельно усиливает воздействие слова на психику ребенка. Цель такого воздействия - помочь детям снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе и в своей речи, а также закрепить в их сознании необходимость использования мышечной релаксацией после каких-либо стрессов.

Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям не удается со­средоточиться на занятии и успокоиться во время проведения сеанса релакса­ции, когда требуется расслабление по контрасту с напряжением и когда только еще вырабатывается чувство мышцы. Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Можно разрешить им молча, спокойно посидеть на за­нятии, посмотреть, как расслабляются остальные. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие.

Примеры релаксационных упражнений см. в Приложении № 3.

III . Лечебно-профилактическое направление

Задача: Совершенствование системы профилактическо-оздоровительной работы .

Профилактическо-оздоровительная работа в нашем ДОУ должна быть направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделить профилактическим мероприяти­ям:

Осуществлять проветривание помещения, в которых пре­бывают дети, в соответствии с графиком;

Дважды в день проводить влажную уборку групповых помещений;

Не загромождать групповые и спальные помещения мебелью, коврами;

Для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах должны быть укороченными;

2 раза в год необходимо выполнять сушку, выморозку постельных принадлежностей (матрацев, по­душек, одеял);

2 раза в год осуществлять чистку ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);

Правильно осуществлять подбор и расстановку комнатных растений ;

Соблюдать правила применения (хлорирования) и хранения моющих средств ;

Во время карантинных мероприятий строго придерживаемся санэпидрежима.

Профилактически-оздоровительная работа с детьми в ДОУ осуществляется:

1) специфической иммунопрофилактикой . Ее цель – усилить или ослабить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Иммунитет за последнее столетие явно снизился. Об этом свидетельствует рост хронических воспалительных заболеваний. Вакцинопрофилактика стала ведущим методом борьбы с инфекционными заболеваниями. Активная профилактическая вакцинация детей должна проводиться в определенные периоды жизни и быть направленной на выработку общего специфического иммунитета.

2) неспецифическая иммунопрофилактика. Методов неспецифической профилактики болезней много, поскольку они представляют собой совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. К средствам повышения неспецифической резистентности организма относятся:

§ закаливающие мероприятия

§ нетрадиционные методы – дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж

§ профилактика нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия, близорукости

Примерный годовой план оздоровительно-профилактической работы

на г.

Сроки

Название

Курс

Сентябрь

Поливитаминный фиточай по 50 мл после еды

Витамин В6 по 1 табл. 1 раз в день

Сироп шиповника по 1 ст. ложки 1 раз в день

Эликсир «Бодрость» (vit C) 1 раз в день.

Дрожжевой напиток «Изюминка» по 50 мл 2 раза в неделю

«Чудесница» - оксалиновая мазь 2 раза в день.

Аскорутин по 1 таб. 1 раз в день

Целебная пилюля «Растишка» (глюконат кальция) по 1 табл. 1 раз в день.

Витамин В6 по 1 табл. 1 раз в день.

- «Чудесница» - оксалиновая мазь 2 раза в день.

Капли «Крепыш» - элеутерококк по 1 кап

Дрожжевой напиток «Изюминка» по 50 мл 2 раза в неделю

«Эликсир Бодрость» - Вит С с глюкозой 0,05 1 раз в день

Целебная пилюля – «Здоровейка» vit В6 по 1 таб. 1 раз в день

«Эликсир Бодрость» - Вит С с глюкозой

Целебный росточек – (гематоген) по 1 д. 1 раз в день

Закаливающие мероприятия

Одним из основных направлений оздоровления детей является исполь­зование комплекса закаливающих мероприятий.

Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. Закаливающий эффект достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки.

Необходимо осуществлять единый подход к оздоровительно-закаливающей работе с детьми со стороны всего персонала ДОУ и родителей.

Ведущими научно-обоснованными методами эффективного закаливания в нашем ДОУ являются:

Контрастные температурные воздействия (контрастно-воздушные и воз­душные ванны), которые способствуют развитию и совершен­ствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирую­щей в первые годы жизни. Обязательным условием проведения воздушных ванн является температура воздуха в помещениях. Для детей дошкольного возраста температура воздуха должна находиться в диапазоне 18-20 градусов в зависимости от боль­шей или меньшей двигательной активности детей и их числа;

Состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. В соответствии с рекомендациями Государственного Совета Российской Федерации от 30.01.2002. «О повышении роли физической культуре и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» приять меры по совершенствованию физического воспитания, направленные на формирование двигательной культуры ребенка. Чтобы сберечь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровье, жизнерадостное детство, необходимо усилить внимание к физической культуре.

Актуальность: За последние годы состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых и увеличилось число детей, имеющие развивающие отклонения в здоровье и хронические заболевания.

Цель: Цель оздоровительной работы - укрепление здоровья детей, применение эффективных методик и технологий оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения и семьи. Содействие гармоничному физическому развитию и создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа оздоровительной деятельности дошкольного образовательного учреждения

Дубровина Г.В. воспитатель первой квалификационной категории.

Состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. В соответствии с рекомендациями Государственного Совета Российской Федерации от 30.01.2002. «О повышении роли физической культуре и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» приять меры по совершенствованию физического воспитания, направленные на формирование двигательной культуры ребенка. Чтобы сберечь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровье, жизнерадостное детство, необходимо усилить внимание к физической культуре.

Актуальность: За последние годы состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых и увеличилось число детей, имеющие развивающие отклонения в здоровье и хронические заболевания.

Цель: Цель оздоровительной работы - укрепление здоровья детей, применение эффективных методик и технологий оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения и семьи. Содействие гармоничному физическому развитию и создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Задачи:

Сохранение и укрепление здоровья детей.

Формирование привычки и здоровому образу жизни.

Создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребенка.

Улучшение физического развития детей.

Формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности.

Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.

Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.

Законодательно-нормативное обеспечение Программы.

1. Конституция Российской Федерации.

2 Закон Российской Федерации «Об образовании».

3. Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений, утв. приказом Минздрава России от 04.04.2003 №139.

4 Письмо Минобрнауки России от 22.04.2009 № 2 03-768 «О медицинском обслуживании детей в дошкольных образовательных учреждениях».

5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН.

6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

7. Устав образовательного учреждения

Принципы:

Научность – подкрепление всех проводимых мероприятий по укреплению здоровья научно обоснованными методиками.

Непрерывность и целостность – вся работа по оздоровлению детей должна проводиться в комплексе и системе всего учебно-воспитательного процесса.

Принцип систематичности и последовательности - постепенный, системный подход к подаче материала, к решению тех или иных возникающих проблем.

Доступности – использовании здоровьесберегающих технологий в соответствии возрастными особенностями детей.

Активности – участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровление дошкольников.

Практической основой программы является , исследовательская деятельность коллектива направленная на анализ состояния здоровья участников педагогического процесса, факторов, влияющих на состояние здоровья; выявление проблем, касающихся здоровья участников педагогического процесса и поиск их решения.

Основные участники реализации Программы

Воспитанники дошкольного образовательного учреждения

Педагогический коллектив образовательного учреждения.

Родители (законные представители) детей посещающих ДОУ.

Этапы реализации программы

l-й этап - аналитический,

Анализ состояния заболеваемости детей и организации оздоровительной работы за 2010-2011 гг.

Анализ материально-технической базы и кадрового обеспечения;

Выявление болевых точек в работе детского сада;

Выдвижение гипотез, определение целей, задач работы;

2-й этап - разработка проекта программы

Изучение методической литературы, опыта работы в разработке оздоровительных программ;

Изучение современных оздоровительных технологий

3-й этап - внедрение программы

Отработка моделей и технологий системы оздоровительной и профилактической работы по сохранению и укреплению здоровья детей,

Методическое и организационное сопровождение,

Развитие педагогического творчества,

Сотрудничества с родителями и общественными организациями,

Группового взаимодействия.

4-й этап - мониторинговый

Анализ заболеваемости детей за-период исследования.

Анкетирование родителей по проблеме оздоровления детей.

Ожидаемые результаты

у детей:

Повышения уровня здоровья;

Повышения адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;

Сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек, навыков самооздоровления;

Осознание своей жизни в определенном социуме, защита, эмоциональный комфорт;

у педагогов:

Осознание необходимости создания таких условий для развития детей, которые помогут им, расти здоровыми и гармонично развитыми;

у родителей:

Необходимый запас знаний, который поможет в вопросах- что, как, когда и почему надо делать с ребенком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.

Основные направления Программы

1.Валеологическое образование детей, персонала, родителей

2.Комплексная диагностика.

3.Организация рационального питания.

4. Комплексная физкультурно-оздоровительная работа

5. Комплекс психогигиенических мероприятий

6. Консультативно-информационная работа.

Для достижения цели оздоровления дошкольников и взрослых применяем следующие группы средств:

Средства двигательной направленности.

Оздоровительные силы природы.

Гигиенические факторы.

Информационно-аналитическая справка.

Дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «ТЕРЕМОК» расположен по адресу: 676351 Амурская область, Серышевский район, поселок Серышево, улица Чапаева дом №1. Занимает весь первый этаж жилого четырех этажного дома.

Ближайшее окружение – детский сад №2 «Солнышко», МАОУ СОШ №2.

Участок озеленен, имеет спортивную площадку.

Учреждение постоянно работает над укреплением материальной базы. Ежегодно во всех помещениях проводится косметический ремонт. Методический кабинет укомплектован педагогической, методической, научнопопулярной, художественной литературой, программным материалом.

Дошкольное образовательное учреждение имеет:

Физкультурно-музыкальный зал;

Спортивная площадка;

Кабинет учителя-дефектолога, психолога;

Медицинский кабинет;

Процедурный кабинет;

Количество детей посещающих детский сад всего 116 человек.

Количество групп (детей в детском саду по возрастам):

1 первая младшая группа (от 1,6 до 3лет) – 20 человек.

1 вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)- 24 человек.

1 средняя группа (от 4 до 5 лет) – 24 человек.

1 старшая группа (от 5до 6 лет) -24 человек.

1подготовительная группа (6 до 7 лет) – 24 человека.

5 групп для детей дошкольного возраста, общеразвивающей направленности.

Детский сад работает по режим, с 7.30 до 18. 00 ч.

Организованны и работают кружки, которые посещают дети по желанию и с согласия родителей (бесплатно)

- «Топтыжка» - кружок по профилактике плоскостопия, 2 раза в неделю (инструктор по физической культуре)

- «Наши руки не для скуки» (воспитатель подготовительной группы)

- «Почемучки» (воспитатель старшей группы)

- «Крепыш» (воспитатель 1 младшей)

Всего педагогических работников 15 человек.

Высшее образование – 7 человек.

Среднее специальное – 8 человек.

Квалификационные категории первая – 4 человека, вторая- 9 человек.

Общеобразовательная программа, реализуемая в ДОУ:

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова.

- «Юный эколог» (С. Н. Николаев)

- «Я человек» (С.А. Козлова)

- «Основы безопасности жизни» (О.Н. Князева)

- «Элементы программы» «Подари здоровье детям» (Л.В. Гаврючина)

- «Топ, хлоп, малыши» (Т. Н.Сауко, А. И. Буренина).

Основными принципами работы коллектива детского сада являются:

  1. Уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;
  2. Создание условий для развития индивидуальности;
  3. Обеспечение атмосферы психологического комфорта для дошкольников;
  4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Коллектив дошкольного учреждения в течение последних лет уделял внимание следующим проблемам:

Укреплению здоровья детей, формированию привычки здорового образа жизни;

Развитию эстетического вкуса и творческой индивидуальности; рациональной организации учебного процесса.

Основными задачами коллектив считает:

  1. Охрану и укрепление здоровья детей;
  2. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  3. Формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков;
  4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни; обеспечение физического и психического благополучия.

Вся работа детского сада по физическому воспитанию строится с учетом физической подготовленности детей, и имеющихся отклонений в состоянии здоровья, и опирается на результаты комплексного обследования дошкольников, результаты диагностики уровня их физического развития. Педагоги и медицинский персонал работаю в тесном контакте.

Особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры на специальных занятиях. В каждом возрастном периоде они имеют разную направленность. Инструктором по физической культуре используются многообразные варианты физкультурных занятий: занятия, состоящие из подвижных игр разной интенсивности, занятия тренировки, соревнования, занятия – зачеты и другие.

На них педагог добивается высокой двигательной активности посредством использования поточного способа выполнения основных или общеразвивающих упражнений. На занятиях применяется частая смена деятельности с разной физической нагрузкой.

Для активизации внимания детей, развития и коррекции познавательной и эмоционально - личностной сферы ребенка инструктор по физкультуре включает в тренировки элементы психогимнастики, аутотренинг, и релаксации. На физкультурных занятиях создается положительный эмоциональный настрой, устраняется замкнутость и снимается усталость.

Педагог дошкольного учреждения в своей работе применяют инновационные здоровьесберегающие технологии. Они умело, в занимательной форме дают детям представления о здоровом образе жизни. Проводятся интересные беседы о важности гигиенической культуры. Педагогическим коллективом определены факторы образовательной среды, особо значимые для сохранения здоровья. В течение последних лет в ДОУ наблюдается тенденция увеличения часто и длительно болеющих детей.

Оздоровительная работа ДОУ- д/с № 3

(с учетом климатических условий региона)

Мероприятия

Периодичность

Ответственный

Осмотр детей специалистами. Диспансеризация (все группы) распределение по группам здоровья.

Медицинское наблюдение за состоянием здоровья детей с регистрацией его результатов.

Прием детей после длительного отсутствия и любого заболевания только при наличии справки от педиатра.

Соблюдение санитарно - гигиенических норм.

Организация питьевого режима

Полоскание ротовой полости водой комнатной температуры после еды (все группы)

Облучение воздуха рециркулятором УФ - бактерицидным РБ-06- «Я- ФП»

(все группы)

Фито чай (все группы)

С- витаминизация 3-го блюда.

Введение в рацион лука, чеснока

(во время обеда)

Введение в рацион фруктов

Овощей

Сквозное проветривание групп в отсутствие детей.

Прогулки (по показаниям Сан ПиНа)

Утренняя гимнастика на свежем воздухе (все группы)

Утренняя гимнастика в помещениях групп.

Хождение босиком по массажным коврикам (все группы)

Бодрящая гимнастика после дневного сна (все группы).

Дыхательная гимнастика в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД) и в режимных моментах (вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)

Дыхательные упражнения в процессе НДО и в режимных моментах (группа раннего возраста)

Оздоровительный самомассаж (все группы)

Физкультурно-оздоровительная деятельность на свежем воздухе

(в теплое время года)

Физкультурно – оздоровительная деятельность в спортивном зале

(в холодное время года)

Оздоровительные игры (все группы)

Гимнастика для глаз (все группы)

Релаксационные упражнения (все группы)

Создание уголков уединения (все группы)

Гибкий режим.

Организация полноценного дневного сна (спокойная тихая музыка; колыбельные песни)

Физкультминутки в процессе НОД (все группы)

Динамические паузы между НОД. (все группы)

Закаливание воздушное, водное (все группы)

Солнечное закаливание (все группы)

Обширное умывание холодной водой после сна (старшая, подготовительная группы)

Мытье ног (все группы)

Занятия с группой детей с нарушением осанки и с плоскостопием. Кружок

«Топтыжка» (старшая и подготовительная группа)

Игры, упражнения в «сухом бассейне» (для детей раннего возраста)

Пальчиковая гимнастика (все группы)

Музотерапия (все группы)

Психогимнастика (все группы)

Самостоятельная двигательная активность детей (все группы)

Определение уровня физического развития (все группы)

Один раз в год

В течение года

В течение года

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Сентябрь- май. Ежедневно.

Сентябрь-май. Ежедневно.

Сентябрь-май. Ежедневно.

Октябрь-апрель. Ежедневно.

Сентябрь-май, 2 раза в неделю.

Ежедневно.

Ежедневно (по графику)

Ежедневно (с учетом климатических условий)

Июль – август. Ежедневно.

Сентябрь – май. Ежедневно.

Ежедневно.

Ежедневно.

Сентябрь – май. Ежедневно.

Сентябрь – май, ежедневно.

Ежедневно.

Май – сентябрь. По расписанию.

Октябрь – апрель. По расписанию.

Ежедневно.

Ежедневно.

Ежедневно.

Сентябрь.

В течение года.

Ежедневно.

Сентябрь – май. Ежедневно.

Сентябрь – май. Ежедневно.

Ежедневно.

Июнь-август (с учетом погоды)

Ежедневно

Июнь-август.

Сентябрь- май.

2 раза в неделю.

Ежедневно.

Ежедневно.

Ежедневно.

Ежедневно.

Ежедневно.

2раза в год.

Специалисты ЦРБ, мед. сестра

Мед. сестра

Мед. сестра.

Мед. сестра.

Мед. сестра

Мед. сестра, воспитатели групп.

Мед. сестра, воспитатель групп .

Мед. сестра.

Мед. сестра.

Мед. сестра.

Младшие воспитатели.

Воспитатели групп.

Инструктор по физ. культуре, вос-ли групп.

Инструктор по физ. культуре, воспитатели групп.

Воспитатели групп.

Воспитатели групп.

Воспитатели групп, учитель-дефектолог.

Воспитатели группы.

Инструктор по физ. культуре.

Вос-ли групп, инструктор по физ. культуре.

Инструктор по физ. культуре, вос-ли.

Инструктор по физ. воспитанию, вос-ли.

Вос-ли групп.

Вос-ли групп, психолог.

Вос-ли групп.

Вос-ли групп, мед.сестра.

Мед. сестра, воспитатели групп.

Воспитатели групп.

Воспитатели групп.

Вос-ли групп, мед.сестра.

Вос-ли групп, мед.сестра..

Воспитатели групп, мед. сестра.

Мед. сестра, вос-ли групп.

Инструктор по физической культуре

Воспитатели групп.

Вос-ли,

Муз. рук-ль, воспитатели групп.

Воспитатели групп, психолог .

Воспитатели групп.

Инструктор по физ. культуре, мед. сестра, в.ос-ли

Формы работы с родителями

  • Беседы (индивидуальные, коллективные).
  • Встречи со специалистами, (медсестрой, инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем, учителем логопедом).
  • Наглядная агитация.
  • Анкетирование, тестирование родителей.
  • Показ открытых познавательных, оздоровительных, физкультурных, музыкальных занятий.
  • Консультативная индивидуальная помощь (по запросам родителей).
  • Совместное обсуждение проблем на родительских собраниях в виде диспутов, деловых игр, КВНов, викторин, круглых столов, дискуссионных клубов.
  • Памятки, рекомендации, советы.

Работа с педагогами

  • Повышение квалификации педагогических и медицинских работников.
  • Профилактика «эмоционального выгорания» педагогов.
  • Создание условий и необходимой материально-технической базы.
  • Подбор методического материала (картотеки игр, динамических пауз, минуток здоровья и т.д.)
  • Открытые занятия.
  • Взаимопосещения.
  • Открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий.
  • Оказание консультативной помощи всем участником образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников.
  • Анализ результатов работы.

Наталья Чудакова
Программа дополнительного образования дошкольников по оздоровлению и физическому развитию «Уроки здоровья»

Пояснительная записка.

Быть здоровым очень важно . Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни.

В. А. Сухомлинский сказал : «Я не боюсь еще раз повторять : забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие , прочность знаний, вера в свои силы». Поэтому необходимо создать в детском саду, в семье, в социальном окружении такую среду, где бы ребенок мог комфортно, в своем биологическом ритме без насилия над личностью, познавать, исследовать, экспериментировать, наблюдать, осваивать накопленные человечеством знания.

Воспитатели и родители должны обеспечить такие условия воспитания и развития ребенка , при которых бы учитывались его индивидуальные особенности, интересы и способности.

В основной общеобразовательной программе дошкольного образования детского сада заложены основы оздоровления и физического здоровья детей в соответствии с федеральными требованиями, для совершенствования работы по данному направлению, разработана и принята в ДОУ целевая программа «Здоровый ребенок » . Данная программа является дополнительной и приложением к «Здоровому ребенку » , так как направлена на совершенствование приемов и методов оздоровления по формированию у дошкольников осознанного отношения к своему здоровья через нетрадиционные формы.

Важно не только организовать физкультурно-оздоровительную работу в детском саду, в процессе которой развивались двигательные умения , навыки и физические качества , но и формировалось положительное отношение к здоровому образу жизни в творческой непринужденной атмосфере.

Обследование физического состояния детей показало недостаточную сформированность культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, развитие физических качеств , умений и навыков. Анализ ситуации показал недостаточность применения традиционных методов в работе с детьми, что и послужило разработке .

В основе программы дополнительного образования заложены принципы работы В. Т. Кудрявцева и Б. Б. Егорова «Развивающая педагогика оздоровления » , используется пособие Г. Зайцева «Уроки Айболита » из серии «Расти здоровым » .

Цель : оздоровление организма ребенка через его творческую активность на основе нетрадиционных форм оздоровления .

Задачи :

1. Формировать у детей осмысленное отношение к своему физическому и психическому здоровью как единому целому .

2. Помочь ребенку овладеть доступными навыками самоврачевания – психологической саморегуляции.

3. Активизировать и развивать познавательный интерес к своему организму, его возможностям.

4. Закрепить эффекты отдельных оздоровительных мер в виде психологических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморегуляции.

5. Сформировать навыки здорового образа жизни дошкольников как норму повседневного бытия.

Принципы оздоровительной работы :

1. Развитие творческого воображения – главного завоевания дошкольного возраста .

Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с детьми .

2. Формирование осмысленной моторики.

Эффект развития осмысленной моторики может быть усилен, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами своего тела, как самостоятельно действующими лицами (руки, сердце, кишечник, желудок и т. д.) . Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать, любить свое тело. Благодаря этому ценность здоровья будет воспринята им не как внешняя, словесная декларация, исходящая от взрослого, а как изнутри осмысленная необходимость.

3. Создание и закрепление целостного, позитивного психоматического состояния при различных видах деятельности.

Этот принцип реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной

В играх – с элементами самомассажа происходит целенаправленное воздействие на биологически активные точки кожи (БАТК) .

Ребенок не просто играет, а работает с собственным телом : мнет, «лепит» , разглаживает. Массируя руки, ноги, шею он воздействует на организм в целом. Его уверенность в том, что он приносит пользу своему организму, формирует внимательное и бережное отношение к нему.

4. Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию

Например, игра «горчичники» - дети вызывают у себя различные ощущения «холод- тепло» , они посредством своего воображения овладевают навыками произвольной терморегуляции организма.

Помогая друг другу подобрать необходимый материал, слова для выражения чувств, решить какую-либо проблему, дошкольники учатся понимать друг друга, сопереживать, сочувствовать другим людям.

Форма реализации программы : кружок «Здоровячок » с группой детей 5-7 лет.

Время в режиме дня : 1 раз в неделю, 2 пол. дня, 20-25 мин.

Оборудование материалы : альбомы, книги, игры, бумага и карандаши.

Длительность программы : 1 учебный год.

Ожидаемый результат : у детей сформированы культурно-гигиенические навыки, физические качества , умения и навыки, навыки самообслуживания; дети знают и соблюдают правила сохранения и укрепления своего здоровья .

План работы кружка.

месяц Образовательная деятельность цель

сентябрь Кто мы.

1) Азбука движения. (Мышечная система) Игры «Замри» , «Радужные брызги»

2) Как я расту. (Костная система)

И/у «Коромысло» , «Больной воробей»

3) Кровяной моторчик (Органы кровообращения ) .

4) Азбука питания (Органы пищеварения) . формировать представления детей о человеке как живом существе, об условиях необходимых ему для жизни; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни .

октябрь Уроки Айболита .

1) Откуда берутся болезни.

2) Д/и «Чистота и здоровье »

3) Как вести себя во время болезни.

4) Закаливание – путь к здоровью . формировать представления детей об образе жизни человека , о режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе, о зависимости здоровья от образа жизни .

ноябрь Закаливание и полоскание водой носоглотки

1. Игра «Волшебный напиток» , «Лошадка»

2. Игра «Снежинка» , «Ворона»

3. Игра «Радужные брызги» ,

4. Игра «Чисто ручки я помою» Повышать устойчивость организма к простудным заболеваниям и осуществлять профилактику заболеваний носоглотки.

декабрь Пальчиковая гимнастика

1. Игра «Сильно ручки я потру»

2. Игра «Раз, два, три, четыре»

3. Игра «Ладушки, ладушки»

4. Игра «Моя семья» Развитие мелкой моторики рук , создание и воплощение посредством движений собственных рук те и или иные образы , способствующие развитию коры головного мозга, обеспечивающего работы мысли и функции речи.

январь Массаж по методу Усманской А. А.

1. Чтобы уменьшить кашель.

3. Головные боли отступят.

4. Чтобы руки не болели, не кружилась голова.

5. Игра «Рельсы-рельсы» Повысить защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов.

февраль Комплекс дыхательной гимнастики

1. Игра «Часы» (сидя по-турецки)

2. Игра «Сердитый ежик»

3. Игра «В лесу»

4. Игра «Гуси летят» Научить детей дышать через нос, правильному дыханию, способствующему развитию грудной клетки .

март Профилактика и коррекция нарушений осанки

1. Игра «Буратино»

2. Игра «Веселый гномик»

3. Игра «Жучок на спинке»

4. Игра «Не расплескав воду» Обеспечивать гармоническое развитие мускулатуры ребенка , создавать достаточную силовую выносливость мышц.

Формировать правильную осанку, корректировать сутулость,

апрель Профилактика плоскостопия

1.«Если бы ноги стали руками»

2. «Носильщик»

3. «Обезьянки читают газету»

4. Обезьянки - художники Укрепление мышц, сохраняющий свод стопы, мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Профилактика и коррекция плоскостопия.

май Игровые упражнения по методике мышечной релаксации Д. Джекобсона

1. «Расслабление мышц рук»

2. «Кулачки – пружинки»

3. «Любопытная Варвара»

4. «Шарик – волшебный сон" Снятие физического и психического напряжения, создание позитивного эмоционального настроя, овладения простейшими умениями коррекции собственного психосоматического состояния.

Ожидаемый итоговый результат освоения программы

1. Повышение уровня физического , психического здоровья детей .

2. Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни.

3. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.

4. Усвоение программы .

5. Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.

6. Положительный результат темпов прироста физических качеств .

7. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей .

Используемая литература :

1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.

2. Белая К. Ю., Зимонина В. А. «Как обеспечить безопасность дошкольников : конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста » М.: Просвещение, 2000 – 94 с.

3. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам : программа и программные требования М .: 1999 – 144 с.

4. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника . Расту здоровым . М. ;ВЛАДОС,2003-304 с

5. Каштанова Т. В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении : практическое пособие М.:2002

6. Колабанов В. В. Валеология – СПб : Деан, 2001

7. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях . М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.

8. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ . Воронеж, 2005 – 127 с.

9. Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников . СПб, 2002 – 176 с.

10. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М .: 2004

11. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М.: 2000 – 256 с.

12. Синкевич Е. А. Физкультура для малышей СПб : 2003 – 48 с.

13. Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья . СПб. 2004 – 87 с.

14. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе . М : 2003 - 143 с.

15. Юдина Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду. М.: 2003 – 114 с.

Прогрессирующее ухудшение здоровья населения и неутешительные прогнозы на будущее вызывают глубокую тревогу общественности и требуют незамедлительных мер. В силу экологических, социальных и иных причин, чрезвычайная ситуация складывается во всех регионах России. В связи с недостаточной информированностью населения об угрожающих тенденциях в области здоровья населения, недооценивается зависимость здоровья ребенка от таких простых, но важных факторов, как внимание родителей, сбалансированное питание, утренняя зарядка и другие забытые понятия здорового образа жизни.

Недопонимание факторов, влияющих на здоровье ребенка в детском и подростковом возрасте, а также концентрация внимания большинства родителей на материальных благах для своих детей (выживаемость), ведет к формированию все более ранних патологий, о чем свидетельствуют данные статистики.

Развивающиеся тенденции ухудшения здоровья населения предполагают принять характер национального бедствия. В то же время решение проблем сохранения и восстановления здоровья населения России определяется адекватностью предпринимаемых и реализуемых мер на территориальном уровне.

Высокая социальная значимость проблемы особенно в части оздоровления женщин и детей, не менее высокая ответственность за будущее генофонда страны требуют объединения усилий государства, производителей продукции для здоровья и научной, медицинской и педагогической общественности.

При правильной постановке проблемы перед целевой родительской аудиторией, информационное воздействие может дать положительный результат. Для кардинального решения указанной проблемы необходимо предлагать конкретные методы, основанные на рекомендациях ученых - специалистов в области медицины, психологии, социологии.На сегодняшний день существуют эффективные и безопасные средства и методики оздоровления, предлагаемые нашими отечественными учеными и производителями.По решению совета Межрегиональной ассоциации «Здравоохранение Сибири» на базе НИИ клинической и экспериментальной лимфологии СО РАМН создан и функционирует Межрегиональный научно-консультативный центр эндоэкологической реабилитации.

Цель создания центра - целенаправленное использование научно-практического потенциала НИИКиЭЛ СО РАМН, своевременное внедрение достижений медицинской науки в практическое здравоохранение, обучение методам клинической и профилактической лимфологии врачей общей практики, повышение доступности для широких слоев населения медицинских знаний и высококвалифицированной медицинской помощи. Оздоровительные программы базируются на фундаментальных знаниях о структуре и функциях лимфатической системы и концепции лимфатического региона, предложенной академиком РАМН Ю.И.Бородиным. Профилактическая санация организма через лимфатическую систему включает комплекс методов с мягким неинвазивным действием, направленных на улучшение трофики тканей, сорбционное очищение околоклеточного пространства от вредных продуктов метаболизма, стимуляцию лимфообразования и лимфатического дренажа тканей и органов, а также оптимизацию питания, психологический настрой на здоровый образ жизни и ответственность за свое собственное здоровье. В профилактических и оздоровительных мероприятиях большое внимание уделяется рациональному диетическому питанию, которое предполагает использование качественных натуральных продуктов, содержащих незаменимые аминокислоты, незаменимые полиненасыщенные жирные кислоты, витамины , макро- и микроэлементы, растительные полифенольные соединения.

Программа по оздоровлению детей дошкольного и школьного возраста базируется на основополагающих принципах:

1. Здоровье детей надо рассматривать не только, как здоровье каждого отдельного ребенка, но и как общее здоровье социума, в котором ребенок проводит большую часть своего активного времени.
2. Оздоровление детей в группах должно проходить под наблюдением специалистов на основании комплексных методик, позволяющих формировать навыки здорового образа жизни.

Цель: Проведение профилактических и оздоровительных мероприятий для повышения уровня здоровья и снижения роста заболеваемости в детских коллективах дошкольного и школьного уровней.

Целевая аудитория: дети школьного и дошкольного возраста и их родители.

Партнеры: педагогический персонал, детские врачи, общественные организации.

Задачи проекта:
1. Улучшение качества питания детей дошкольного и школьного возраста благодаря регулярному включению в пищевой рацион продуктов белково-витаминных (ПБВ) серии «Кедровая сила » в детских дошкольных учреждениях и школах.
2. Распространение методической, научной, популярной литературы в соответствии с целью проекта среди целевой аудитории.
3. Организация и проведение информационных мероприятий (лекции, семинары, демонстрация фильмов, консультации врачей, встречи с производителями продуктов для здоровья и т. д.) по формированию здорового образа жизни.
4. Оказание практической консультационной и методической помощи участникам проекта.

Перспектива: увидеть наших детей более здоровыми, осознать свой реальный вклад в формирование здоровья будущего поколения - генофонда нации.

Методы работы:

1. Лекционно-просветительская работа с родительской аудиторией по вопросам влияния неблагополучной экологической и социальной ситуации на состояние здоровья населения и, в частности, детей.
2. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Проведение семинаров с родителями по применению оздоровительных методик для применения их в рамках ДДУ и школы под наблюдением медперсонала.
4. Лекционно-просветительская работа с подростковой аудиторией в школах и средних специальных учебных заведениях по вопросам:
- влияния экологической обстановки на процессы формирования здоровья;
- воспитания навыков здорового образа жизни;
- решения подростковых проблем, с организацией консультаций (врачей и
психологов).

Ожидаемые практические результаты.

Повышение уровня здоровья, улучшение качества жизни, снижение показателей заболеваемости, а также профилактика возникновения и прогрессирования заболеваний, связанных с экологическим и социальным прессингом на организм ребенка.

1. Необходимо соблюдать рациональный режим труда и отдыха, обеспечить достаточную физическую нагрузку (утренняя зарядка, уроки физкультуры, прогулки, игры на свежем воздухе).
2. Провести корректировку основного рациона питания. Необходимо придерживаться пирамиды здорового питания, рекомендованной ВОЗ.
3. Для получения оздоровительного эффекта ПБВ «Кедровая сила » продолжительность регулярного приема продукта должна быть не менее 3 месяцев.
4. Для оздоровления детей в возрасте до 12 лет рекомендуется использовать ПБВ «Кедровая сила -2». Для подростков с 12 лет - ПБВ «Кедровая сила ».
5. При использовании продуктов в детском или школьном коллективе желательно организовать регулярный прием ПБВ всеми детьми в группе наблюдения (группа детского сада, школьный класс). Это позволит достигать лучшего оздоровительного эффекта и более достоверно оценивать данные в группе наблюдения по сравнению с контрольной группой.
6. В период приема ПБВ необходимо организовать медицинское наблюдение с заполнением таблицы (приложение 3) до начала оздоровительной программы и по результатам каждого месяца.
7. Данные такого наблюдения желательно сравнить либо с аналогичными данными группы, не участвующей в оздоровительной программе, либо с данными по этому учреждению в данной возрастной группе за прошлый год.
8. Рекомендуем провести оздоровительный курс приема ПБВ в следующей дозировке:
- с 2 до 5 лет - 1 чайная ложка в день;
- с 5 до 10 лет - 2 чайные ложки;
- с 10 лет - 3 чайные ложки.
9. Ежедневную дозу можно разделять на 2 или 3 приема, совмещая с приемом пищи или вне еды. Принимать в сухом виде (запивая жидкостью) или в разведенном (в кефире, йогурте) Можно добавлять ПБВ в готовые блюда (не подвергая температурной обработке).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для достижения результата в решении поставленной задачи необходимо обозначить ситуацию со здоровьем детского населения как национальное бедствие и настоящую угрозу национальному генофонду - все статистические данные наглядное тому подтверждение. Назрела необходимость сказать людям, что мы как нация должны встать на защиту своих детей.

Каждый родитель может внести свой вклад в формирование «здоровья нации» серьезным отношением к здоровью своего ребенка, и к здоровью той группы, в которой его ребенок находится большую часть своего активного времени.

Приложение 1

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Динамика изменения структуры питания населения, экологической ситуации, социальных условий за последующие десятилетия и основанный на этих данных прогноз на ближайшее будущее свидетельствует о расширяющемся и углубляющемся кризисе здоровья населения России. Вопрос пагубного влияния загрязнения окружающей среды на здоровье волновал и продолжает волновать общественность.

Следствием неблагополучной экологии является накопление во внутренней среде организма различных токсических продуктов, которые в силу различных причин не могут быть самостоятельно выведены. Это приводит к хронической интоксикации организма, которая служит хорошим фоном для проявления острых и хронических заболеваний. Сегодня нас, как никогда, тревожит состояние нашего здоровья, а в еще большей степени здоровье наших детей. Известно, что у больных родителей не может быть здоровых детей. В этом плане ситуация меняется с каждым годом.

Показательны статистические данные Управления здравоохранения мэрии г. Новосибирска:

«В последние 3 года сохраняется тенденция роста числа заболеваний среди детей и подростков, в значительной степени обусловленная комплексом стрессовых факторов, изменением реактивности, снижением функциональных возможностей систем защиты организма ребенка. В первую очередь, это нейроэндокринные, иммунные, аллергические нарушения, анемия, болезни органов кровообращения, функциональные нарушения в деятельности различных органов и систем. С 1997 года отмечается рост общей заболеваемости детей и подростков, составивший в 1997 г - 2017,1; в 1998 г- 2245,7; в 1999 г. - 2389,3; в 2000 г. - 2625,6.»

По данным профосмотров, на первом месте - заболевания нервной системы (29,5%), на втором - болезни пищеварения (26,9 %), на третьем - болезни костно-мышечной системы (18,2%), на четвертом - заболевания органов дыхания (11,3%), на пятом - психические расстройства (7,1%).

За время пребывания в школе продолжает увеличиваться число детей со сколиозом - (в 1,7 раза), дефектами зрения - (в 1,5 раза), слуха - (в 0,8 раз). Выявляется снижение всех параметров физического развития детей, особенно массы тела - в 1995 году нормальное физическое развитие наблюдалось у 70% детей, в 2000 году - 56%.

Характерным становится трофологический синдром, включающий дисгармоничное физическое развитие, снижение функциональных резервов, задержку полового развития.Наряду с изменениями физического статуса ухудшилось состояние психического здоровья детей, главным образом за счет пограничных психических расстройств. У детей и подростков растет частота психосоматических расстройств и последствий заболеваний сосудов головного мозга. Это органические поражения ЦНС, а так же группа заболеваний, являющихся непосредственным ответом на воздействующие негативных средовых факторов: у детей - реактивные состояния и психопатии; у подростков - реактивные психозы, психопатии и неврозы.

Согласно данным государственной отчетности идет постоянный рост числа детей-инвалидов. Основную массу инвалидов (93%) составляют дети до 14 лет.

Выраженные и распространенные нарушения физического и психического здоровья и социальной адаптации у мальчиков - призывников и девочек - будущих матерей представляет серьезную угрозу и требует поддержания профилактических программ, ранее успешно работавших в организованных коллективах.

В целом, выявленные в последние годы нарушения закономерности роста и развития детей позволяют прогнозировать дальнейшее ухудшение состояния здоровья населения, что обусловит высокие затраты общества в целом и отдельных лиц за счет ограничения выбора профессии, повышения затрат на медицинские и другие социальные услуги.

Поэтому в настоящее время, проблема профилактики заболеваний и повышения структурных и функциональных резервов здоровья становится чрезвычайно актуальной.

Приложение 2

АННОТАЦИЯ

Научные исследования последних лет убедительно показывают, что восстановление регуляторных механизмов устойчивости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и повышение иммунной защиты, напрямую связаны с обеспечением организма полным и сбалансированным набором всех незаменимых факторов питания.

Эти продукты оздоровительного и профилактического назначения изготовлены по современным сберегающим технологиям из природных растительных составляющих без синтетических добавок и являются 100% натуральными продуктами.

Научно-обоснованная формула продуктов сбалансирована в соответствии с потребностями организма в незаменимых факторах питания.

Растительный белок в составе продукта белково-витаминного содержит все аминокислоты и отличается высокой усвояемостью (95%), поэтому продукт эффективен в качестве источника полноценного белка.

Жировой состав представлен полиненасыщенными жирными кислотами с оптимальным соотношением незаменимых жирных кислот класса Омега -3 и Омега -6. В сочетании с высоким содержанием токоферолов (витамин Е), это придает продукту свойства регулировать обмен липидов и антиатеросклеротическую направленность. Продукт содержит в значимом количестве все жирорастворимые (A, E, D, K) и водорастворимые (группы В, C, PP) витамины , что определяет возможность использовать его для профилактики и коррекции гиповитаминозов.

Богатый минеральный состав ПБВ отличается высоким содержанием калия, магния, фосфора, меди, цинка, йода. Насыщение организма биологическими формами йода придает продукту свойства благоприятно влиять на функцию щитовидной железы и корригировать йоддефицитные состояния.

Наличие пищевых волокон придает продукту качества природного сорбента, способного связывать в просвете кишечника и удалять продукты метаболизма. Пищевые волокна, являясь питательным субстратом для нормальной микрофлоры кишечника, способствуют профилактике дисбактериоза.

ПБВ серии «Кедровая сила » проявляет следующие оздоровительные эффекты:
- антиоксидантный;
- капилляроукрепляющий;
- антитоксический;
- мембраностабилизирующий;
- антисклеротический;-2» придают продукту профилактирующее и оздоровительное действие в отношении воспалительных процессов.

Глицерризиновая кислота, содержащаяся в солодке, обладает противомикробным и противогрибковым действием, а также блокирует внедрение активных вирусных частиц внутрь клетки. Усиливая механизмы фагоцитоза и образования интерферона, глицерризиновая кислота увеличивает иммунологическую резистентность (устойчивость).

Регулярный прием ПБВ «Кедровая сила -2»:
- активизирует иммунную защиту;
- предупреждает развитие воспалительных реакций;
- уменьшает риск перехода воспаления в хроническую фазу;
- снижает интоксикацию и усиливает восстановительные процессы в органе, пораженном хроническим воспалительным процессом.

ПБВ «Кедровая сила-2» может эффективно использоваться для профилактики сезонных простудных заболеваний (ОРВИ, грипп и др.), что особенно актуально для детских коллективов, где часто происходит «циркуляция» инфекций.

Регулярный прием ПБВ серии « Кедровая сила », насыщая организм ребенка полноценным растительным белком, всеми натуральными витаминами, минералами в биологической форме, позволяет оптимизировать все виды обмена веществ, что способствует нормализации процессов формирования, роста и развития всех органов и систем жизнеобеспечения. При этом поддерживается и восстанавливается система взаимосвязей структурных подразделений в организме, возрождаются механизмы саморегуляции, заложенные генетически для обеспечения устойчивого функционирования и здорового воспроизводства.

ПБВ «Кедровая сила» и «Кедровая сила-2» являются продуктами питания оздоровительного и профилактического назначения, не имеют противопоказаний и не требуют точной дозировки. Определены физиологически обоснованные минимальные дозы продукта, которые при регулярном приеме позволяют получить профилактические эффекты.

От 3 до 5 лет - не менее 1 чайной ложки в день;
- с 5 до 10 лет - не менее 2 чайных ложек в день;
- с 10 лет не менее 3 чайных ложек.

Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...