Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Современные подходы взаимодействия доу семьи. Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Подробности

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольной организации. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Главный момент в контексте «семья – дошкольная образовательная организация» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития .

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.

Придать дошкольной образовательной организации «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

Пример открытости демонстрирует педагог. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.

Личной готовностью открыть самого себя педагог «заражает» детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес или парк, по достопримечательностям города, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольной образовательной организации выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

«Открытость детского сада наружу» - означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др. .

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Мы признаём, что педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? «Запускается» рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.

Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей». Для экономии сил и времени «обучение» велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.).

Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.

Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят угощения, подарки, придумывают сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т.д. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь .

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Итак, отношения дошкольной организации с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости дошкольной образовательной организации внутрь и наружу.

Список литературы:

1.Веселова Т.Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96 с.

2.Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 128 с.

3.Сертакова Н.М. Инновационные формы работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй: метод. Пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 80 с.

4.Содружество детей и взрослых: методический комплекс для детского сада / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной: В 2 кн. Кн. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

5.Содружество детей и взрослых: методический комплекс для детского сада / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной: В 2 кн. Кн. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

Бутусова Марина
Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи

Взаимодействие с семьями воспитанников – одно из основных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения. Но, как показывают научные и эмпирические данные, это направление остаётся для современного воспитателя самым сложным.

Детские сады испытывают серьезные трудности в работе с семьями воспитанников , причинами которых, по мнению сотрудников дошкольных образовательных учреждений, являются :

Низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе, деятельность которого рассматривается большинством родителей как сфера услуг по уходу и присмотру за ребенком;

Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей;

Отсутствие у родителей навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни и всего того, что связано с его пребыванием в детском саду;

Стремление большинства родителей к тому, чтобы «откупиться» подарками от личного общения с ребенком;

Неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома.

По мнению родителей, основными причинами трудностей являются :

Отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания, а не полноправным участникам образования ребенка;

Недостаточная компетентность многих воспитателей по вопросам взаимодействия с родителями ;

Неготовность воспитателей оказывать помощь родителям в решении тех проблем, которые их волнуют;

Стремление воспитателей избегать живого общения с родителями, подменяя его анкетированием, информационными стендами и т. п. ;

«закрытость» дошкольного учреждения для родителей – неполная информированность родителей о жизни ребенка в детском саду.

Так, по данным самоанализа, проделанного педагогами ДОУ, основными причинами, тормозящими эффективное взаимодействие с семьями , являются повышенная требовательность к родителям, внушение им отрицательного образа ребёнка, неумение принять точку зрения родителей, уверенность только в своей правоте. Чтобы предотвратить возникновение сложных ситуаций, воспитатель должен владеть определёнными приёмами эффективного общения с родителями.

Наблюдение показало, что в практике работы некоторых воспитателей еще не изжит менторский подход по отношению к членам семьи воспитанников , наблюдаются самые разные варианты взаимоотношений с родителями , проявляющиеся в несогласованности, диктате и мирном сосуществовании, антагонизме и конкуренции. Определенная категория педагогов не столько ищет в общении с членами семьи способов сближения , сколько повода указать им на просчеты в семейном воспитании. Не умея тактично, продуманно и аргументировано вести диалог, они сами не получают удовлетворения контактами с родителями и вызывают соответствующее к себе отношение.

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций является ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например, от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

Педагоги, не знающие условий семейного воспитания, механически переносят содержание, методы воздействия на детей в ДОУ на семейные условия. Между тем задача педагога состоит в том, чтобы преодолеть в себе элементы назидания по отношению к членам семьи воспитанника и выработать способ доверительного общения. Недоверие – это главное препятствие к установлению доброжелательных отношений.

Вместе с тем педагоги испытывают трудности, связанные с низкой заинтересованностью родителей, низким социальным статусом профессии воспитателя. Часто родители не знают специфики труда воспитателя, и общение строится на уровне взаимных претензий .

Отсутствие установки на сотрудничество у родителей может быть связано с недоверием к компетентности воспитателя, с тем, что они не видят в педагогах квалифицированных специалистов, готовых оказать им помощь в решении воспитательных задач.

Педагоги сами признаются, что они не владеют в должной мере новыми подходами к взаимодействию с родителями .

Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя» , негативной оценки ребёнка. Эффективно помогает в этом техника «Я - сообщений» , разработанная Томасом Гордоном. При условии умелого применения она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения. С помощью «Я-сообщения» можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в сложных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы и при этом, что не маловажно, осознать собственную ответственность за их решение. Для того чтобы овладеть данной техникой общения, необходимо осознавать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них.

Педагогам необходимо осваивать новые подходы к взаимодействию с родителями - это переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

К новым подходам к взаимодействию относится учет личного опыта родителей.

Актуальной сегодня является ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях. Что в хорошем смысле слова означает, что педагог «идет на поводу» у родителей.

Так же это доверительность отношений между педагогами и родителями, личная заинтересованность, эмансипация последних, которая предполагает освобождение от старых взглядов, появление рефлексивного отношения к своей деятельности. Реализация этого принципа подразумевает отказ от критики собеседника, умение заинтересовать его, нацелить на анализ собственной воспитательной деятельности. Конфиденциальность (секретность, доверительность) предполагает :

Готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию;

Предотвращение от приватных связей с членами семьи .

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы. Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытостью детского сада внутрь» .

К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении как новых тем, так и старых в новом звучании.

Самое главное – при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в образовательном учреждении, имеет шанс прижиться и в семье . А это значит, что пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Алгоритм взаимодействия педагога с семьей

I стадия - Поиск контактов при первой встрече – воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

II стадия - Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

III стадия - Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказывать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивать мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

IV стадия - Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

V стадия - Реализация индивидуального подхода . Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных в том числе на перевоспитание ребенка.

VI стадия - Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий.

Инициатором контакта всегда является педагог!

Литература :

1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Социальное партнёрство детского сада с родителями. Сборник материалов. - М.: Творческий центр «Сфера» , 2013.

Балакина Галина Константиновна.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка», г. Куйбышев Новосибирской области, воспитатель.

Молодые семьи составляют 50% от всех семей в нашем дошкольном образовательном учреждении и в детском саду накоплен определенный опыт взаимодействия с данной категорией родителей. Современные молодые родители достаточно образованы, у них есть доступ к педагогической информации из разных источников: телевидение, периодические издания, сайты Интернета. Следует подчеркнуть, что эта информация направлена на «усредненного слушателя» и не предполагает «обратной связи». Знания у молодых родителей есть, но они не умеют их применять, не имеют глубокого представления о жизни ребенка в детском саду о закономерностях его психического развития, не умеют анализировать свою воспитательную деятельность.

Сегодня дошкольное учреждение, выстраивая систему взаимоотношения с семьей, использует как хорошо известные, формы работы с семьей, так и новые, найденные в результате творческого поиска, которые предполагают расширение взаимодействия с родителями. Данные формы использовались и раньше. Однако изменились принципы, на основе которых строится общение с родителями. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Остановимся на эффективных и актуальных, на наш взгляд, формах и методах повышения активности молодых родителей. Для изучения семьи, согласования воспитательных воздействий незаменимы информационно-аналитические формы, такие как, неформальные записки (информируют семью о новых достижениях ребенка, поступках, интересных высказываниях) или индивидуальные блокноты (курсируют между детским садом и семьей: родители делятся тем, как проявляет себя ребенок в семье, а воспитатели отмечают успехи детей по разным видам деятельности в детском саду). Наглядно-информационные формы (выставки творческих работ детей, памятки и буклеты, электронная мини-библиотека) – постоянно будут востребованы молодыми родителями, так как демонстрируют успехи детей и оказывают практическую помощь семье.

Одной из самых традиционных, но эффективных форм познавательного направления остается родительское собрание. Если изменить формы и методы проведения и попытаться построить общение не на монологе, а на диалоге (использовать решение проблемных задач воспитания, игровые тренинги, видеозаписи деятельности детей, делиться опытом семейного воспитания, традиций в семье), то данный подход требует более тщательной подготовки, но и результат становится ощутимее. Можно отметить, что досуговые формы являются самыми популярными, и это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, показатель комфортности внутрисемейных отношений). Благотворительные акции, дни добрых дел («Подари книгу другу», «Живи, лес!»), дни общения (день папы, бабушки, сестры, брата), творческие конкурсы («Почитай мне мама», «Книжки-малышки», «Семейный театр») – помогают привлекать родителей к совместной деятельности с детьми, устанавливать эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми.

Происходящие изменения позволяют утверждать, что эмоциональный и информационный контакт с молодыми родителями, заинтересованность воспитателя, применение современных активных форм взаимодействия становятся определяющими в построение отношений дошкольной образовательной организации и семьи, как взаимосвязанного и равноактивного воздействия двух сторон в интересах творческого развития ребенка.

Библиографический список:

  1. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практи­ческое пособие для методистов, воспитателей и родителей. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. –111 с.
  2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, М.: «Сфера», 2002. – 114с.
  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошколь­ника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М.: Творческий центр «Сфера», 2005. – 89 с.
  5. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Мето­дическое пособие для работников дошкольных образова­тельных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.

Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение семьи.

В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности учёных в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует.

Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.

Среди методов изучения семьи достаточно распространёнными стали социологические методы:

  • социологические опросы
  • интервьюирование и анкетирование. Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов. Продуктивность интервью возрастает, если оно проводится в неформальной обстановке, контакты педагога и испытуемых окрашены личными симпатиями.

Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих педагога. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала.

В работе по изучению семьи необходимо использовать - контактное проведения анкетирования, т.е. (сам педагог организует анкетирование и собирает опросные листы) .

Изучение семьи должно вестись последовательно, системно, поэтому необходимо наметить направления работы, своеобразный план. В качестве примерного плана предлагаю вам план, составленный с учётом рекомендаций учёных (В. В. Котырло и С.А. Ладывир) :

  1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребёнка.
  2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи:
  • дружелюбный тон общения друг к другу
  • изменчивый, противоречивый характер отношений
  • своеобразная автономность каждого члена в семье.

3. Цель домашнего воспитания ребёнка.

4. Степень осознания родителями особой роли дошкольного периода детства в формировании личности ребёнка.

5. Приоритеты семьи в воспитании ребёнка: здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, раннее образование ребёнка.

6. Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей:

  • наличие определённых знаний и готовность к их пополнению, углублению
  • ограниченность знаний и податливость к педагогическому просвещению
  • низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.

7. Особенности воспитательных воздействий:

  • участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности
  • непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию
  • отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребёнка.

8. Организация современных форм деятельности в семье:

  • общность во всех семейных делах, вовлечение ребёнка в семейные дела, заботы
  • дифференциация обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребёнка к семейным делам
  • разобщённость взрослых в семейных делах, изоляция ребёнка от семейных дел и забот.

9. Отношение семьи к дошкольному учреждению:

  • высоко оценивают образовательные возможности детского сада и готовы сотрудничать
  • настороженно и недоверчиво относятся к детскому саду, не видят необходимости сотрудничества
  • перекладывают все воспитательные функции на детский сад, к сотрудничеству не готовы
  • безразлично относятся к детскому саду, к воспитанию собственного ребёнка.

План изучения опыта семейного воспитания реализуется с помощью различных методов, среди которых наиболее распространёнными являются методы беседы, наблюдения.

Беседа отличается от интервью большей свободой и в организации, и в содержании, более неформальной атмосферой и отношениями между собеседниками. Но это не значит, что беседа не должна быть организована заранее. В соответствии с намеченной целью педагог продумывает план беседы, вычленяет ключевые вопросы. В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. Это гибкий, целенаправленный, оперативно корректируемый метод. Беседа нужна для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов. Для успешного проведения беседы надо обладать способностью располагать к себе, вызвать доверие умением направлять разговор в нужное русло.

Педагогу важно пользоваться методом эмпатического слушания (К. Роджерс, Т. Гордон) , суть которого - создание атмосферы заинтересованного разговора, совместного поиска истины (а не утверждение своей правоты, как часто бывает в массовой практике) . Важным условием эмпатического слушания является выработка наблюдательности. Педагог должен обращать внимание не только на слова собеседника, их интонацию, но и на жесты, мимику. По выражению лица собеседника, изменению отношения к задаваемым вопросам можно судить о психологическом состоянии, поэтому необходимо проявлять такт, стремиться сохранять доверительные отношения.

В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы. Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств членов семьи, особенно ребёнка, уметь акцентировать положительные свойства, создать определённую «педагогическую надежду» у родителей.

Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целенаправленностью. Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка их детского сада. Наблюдательному педагогу бросаются в глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению. Показателен интерес родителей к детским работам, советам и рекомендациям, помещенным на информационном стенде.

Педагог должен использовать не только наблюдение со стороны, но и включённое наблюдение, т.е. создавать специальные ситуации:

  • совместный труд
  • досуг
  • занятия с родителями и детьми.

В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть те семейные стороны воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.

Следует помнить, что в неформальной обстановке и взрослые, и дети раскрываются разными своими гранями, поэтому рекомендуется вовлекать родителей, других членов семьи:

  • в подготовку и проведение праздников, развлечений
  • в организацию экскурсии.

Обычно в таких ситуациях все взрослые чувствуют себя ответственными за детей (а не только за своего ребёнка) , их деятельность, безопасность, стараются активно проявить себя, поэтому педагог видит многие воспитательные приёмы своих помощников, что даёт основание судить о стиле, методах домашнего воспитания.

Завесу особенностей домашнего воспитания позволяет приоткрыть такой метод, как выполнение ребёнком в присутствии мамы (папы, бабушки) какого-либо практического задания. Педагог специально конкретизирует ситуацию: перед приходом мамы предлагает Юле постирать кукольное платье, Саше - разобрать поделки из конструктора и разложить детали по ячейкам коробки и т.д. Педагог наблюдает и анализирует реакцию мамы на занятие дочери (сына) , характер её помощи, приёмы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы, прилежания и старания ребёнка и т.д.

Анализ результатов наблюдения, подкреплённый данными, полученные с помощью других методов, прольёт свет на причину многих «плюсов» и «минусов» в развитии ребёнка, даст возможность определить линии взаимодействия с семьёй, усилить свою образовательную работу в группе по этому направлению.

Воспитатели ДОУ должны помнить, по результатам единичного наблюдения делать выводы о специфике домашнего воспитания нельзя: необходимо наблюдать изучаемое явление многократно, в сходных и разных условиях.

Таким образом, педагог изучает семью, опыт семейного воспитания, преследуя прежде всего интересы ребёнка. На основе полученных материалов можно решать задачи взаимодополнения семейного и дошкольного воспитания, повышения результативности и того и другого.

РОЛЬ ДОУ В ПОВЫШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ

Работая с родителями, воспитатели дошкольных учреждений должны повышать педагогическую культуру родителей. А для этого им необходимо знать:

  • в чём заключается организаторская деятельность дошкольного учреждения, направленная на повышение педагогической культуры семьи
  • какие формы работы использовать в повышении педагогической культуры семьи.

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. В зоне особого внимания педагогического коллектива дошкольного учреждения должно быть руководство самообразованием родителей. Отсюда следует, что в библиотеке ДОУ необходимо иметь литературу по разным вопросам семейного воспитания, включая журналы и статьи. Повышение педагогической культуры семьи включает в себя пропаганду литературы по педагогической тематике, поскольку задача педагогов - пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных изданий надёжные в теоретическом отношении источники.

К вышеуказанной деятельности должен привлекаться весь педагогический персонал учреждения, а также специалисты иного профиля (психолог, врач, медсестра, логопед, руководители кружков и секций дополнительного образования) . Необходимо помнить, что ориентированность дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры конкретной семьи усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возрастного развития ребёнка, закономерностях и принципах воспитания и обучения.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

СФЕРЫ ВОЗНИКОНОВЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОУ И СЕМЬИ

Обе взаимодействующие стороны заинтересованы в детях, в их воспитании, они не представляют это воспитание как совместное, осуществляемое в ходе сотрудничества.

Так, сфера обращения родителей и воспитателей друг к другу и сфера желаемой помощи свидетельствуют о рассогласовании этих сфер. Для того чтобы данные сферы были согласованы, воспитателям необходимо не только использовать в работе с родителями ситуативные и организационные вопросы, но и вопросы связанные с развитием ребёнка, его обучением и воспитанием.

1. Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения, то необходимы мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения. Поскольку родители заинтересованы прежде всего в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни ДОУ предпочтительно через осознание важности этого для развития их детей. Родители должны осознать конкретные положительные следствия для ребёнка их включения в жизнь дошкольного учреждения.

В качестве наиболее эффективной формы убеждения можно предложить групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах, в ходе которого необходимо поощрять родителей находить положительные стороны их участия в жизни ДОУ, занимать активную позицию и самостоятельно принимать решения.

2. Наиболее проблемной сферой взаимодействия для родителей является отсутствие психологических консультаций по проблемам развития и обучения детей, их подготовки к школе, т.е. психологического консультирования по вопросам обучения и воспитания, а также возрастных особенностей детей.

Эта проблема может быть решена на уровне организации работы дошкольного учреждения в целом, т. е. можно предложить родителям обратиться к специалисту в данной области – работающему в дошкольном учреждении психологу или социальному педагогу.

Чтобы родители поняли необходимость обращения к специалисту, знали, к кому конкретно идти, если им необходима консультация, воспитатель должен разъяснить о его деятельности, о тех проблемах в решении которых он может помочь. Поэтому целесообразны выступления специалистов на родительских собраниях.

3. Одной из причин трудностей во взаимодействии является менее высокая оценка работниками дошкольного учреждения важности семьи в воспитании и обучении детей, чем оценка семьёй собственной важности. Это может привести к возникновению у родителей чувства собственной ненужности дошкольному учреждению. Поэтому необходимо осознание и понимание воспитателями роли семьи в воспитании и обучении ребёнка, включая те сферы воспитания, которые традиционно считались прерогативой общественного воспитания, например подготовки к школе, а также роли взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй по всем вопросам развития ребёнка.

4. В целях повышения эффективности и продуктивности взаимодействия целесообразна разработка конкретных программ работы с родителями и педагогическим коллективом. Для разработки таких программ необходимо проведение исследований, направленных на выяснение того, какие именно формы организации консультаций для родителей были бы наиболее эффективны, в каких формах возможно более активное включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

У семьи и детского сада - единые цели и задачи, однако содержание и методы воспитания детей специфичны. Недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания приведены в табл. 1, разработанной Е.П. Арнаутовой и В.М. Ивановой.

Достоинства и недостатки общественного и семейного воспитания

Таблица 1

Детский сад

Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная интимность, эмоциональная недостаточность Смена воспитателей с разными программами поведения, методами воздействия на ребенка Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком Жесткий режим дня

Сравнительно мягкие отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений

Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействия их на ребенка

Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку

Подвижный режим дня Возможность общаться с деть ми- родственниками разных возрастов

Преимущества

Недостатки

Общение с детьми одного возраста

Наличие программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий

Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование случайной педагогической

Целенаправленный характер воспитания и обучения детей

литературы

Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов

Условия жизни и быта детей научно разработаны в целях воспитания и обучения

целенаправленного воспитания Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности создания условий для ребенка

Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей

Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания

Окончание табл.

Психолого-педагогические и социологические исследования показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Исходя из этого, одной из важнейших задач современного общества является формирование педагогической культуры родителей, оказание им помощи со стороны педагогов (Е.П. Арнаутова, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Маркова и др.). Необходимость решения этой задачи вызвана рядом обстоятельств. Так, исследователи выделяют изменение современного ритма жизни, повышение общего уровня образования, усложнение требований к уровню социализированное - ти и воспитанности детей, а также увеличение количества неполных семей, семей с неблагоприятным психологическим климатом, т.е. кризисными процессами, все более охватывающими современную семью и влияющими на ее воспитательный потенциал.

В 70--80-х гг. прошлого столетия осуществлялся педагогический всеобуч для родителей. Задачи и тематика занятий всеобуча конкретизировались в сборнике приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. Большая роль отводилась педагогическому всеобучу в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984), где сказано, что педагогический всеобуч улучшит семейное воспитание.

Парадоксален тот факт, что, несмотря на обилие форм просветительской работы с родителями, все равно существовали определенные дефекты воспитания. Причина кроется в том, что специалисты обращались к «усредненным» родителю и ребенку. Присутствовали некая обязательность, формализм, например, в некоторых случаях педагоги даже не отдавали родителям детей из детского сада, чтобы родители посещали в обязательном порядке собрания.

В «Концепции дошкольного воспитания» (1989) показаны новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.

Термин «взаимодействие» - сравнительно молодой, он предполагает общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 18). В законе сказано, что родители - первые педагоги ребенка. В помощь семье существуют дошкольные образовательные учреждения. Современные родители достаточно грамотны и образованны, многие из них имеют доступ к педагогической информации.

О типичных ошибках родителей сказано немало в педагогической литературе, много опубликовано материала о негативных факторах семейного воспитания. Родители нуждаются в поддержке со стороны специалистов, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Роль педагога в просветительской работе с родителями возрастает, ее ничем нельзя заменить. Общение педагога с родителями воспитанников обладает рядом преимуществ: непосредственностью контактов, возможностью оказывать конкретную адресную помощь, наличие «обратной связи» между педагогами и родителями.

Педагог владеет информацией о конкретных детях, посещающих группу, где он постоянно с ними общается изо дня вдень, видит их достижения и недостатки, проблемы в развитии.

Как показали исследования В.М. Ивановой, воспитатель дошкольного учреждения выступает одновременно и официальным лицом и доверительным собеседником. Путь к установлению контакта с родителями видится в том, что педагог обеспокоен неудачами ребенка или гордится его успехами, проявляет искреннюю заинтересованность его развитием. Он может доходчиво рассказать родителям о режиме дня, об организации занятий, прогулок и других видов деятельности детей в ДОО, помочь адаптироваться ребенку к ДОО.

В настоящее время педагогические знания буквально обрушиваются на родителей из теле- и радиопрограмм, популярной педагогической литературы, журналов, Интернета.

Сегодня телевидение, радио, популярные публицистические издания предлагают родителям возможность получить грамотно и доступно изложенную информацию, касающуюся разнообразных аспектов воспитания детей. Многие телевизионные программы, представляющие новые методики воспитания детей, периодические издания «Игра и дети», «Мой Кроха и Я», «Родители», «Наш малыш», «Материнство», «Счастливые родители» и другие созданы специально в помощь родителям. Знакомясь с ними, родители имеют возможность получить заочную консультацию специалистов в области медицины, психологии, педагогики. Данные передачи и издания затрагивают актуальные вопросы воспитания ребенка в современном мире: ребенок и компьютер, ребенок в мире мобильной связи, взрослый мир в детских мультфильмах, гиперактивные дети и др.

В.В. Ксенофонтовым отмечаются достоинства телевидения как средства педагогической пропаганды: в силу визу- альности оно подкрепляет слою изображением, показом, привлекает квалифицированных специалистов из разных областей науки. Преимуществами средств массовой информации являются также доступность, доверительность контакта, интимность, обращенность в лирической форме к каждому зрителю лично. Современное развитие телевидения и радиовещания позволяет быть не просто зрителем, но и соучастником программы. Позвонив, зритель, слушатель имеют возможность лично обратиться с волнующим вопросом к специалисту в студии.

Однако следует отметить, что они не могут заменить непосредственного общения педагога с родителями.

Получение информации по каналам радио и телевидения, публицистики не предполагает наличия «обратной связи», к родителям обращаются как к «усредненному слушателю», не зная специфики семейного воспитания, особенностей конкретной семьи, испытываемых ею трудностей. Поэтому сведения, поступающие от средств массовой информации, нельзя считать достаточными.

Психологи, специалисты по ораторскому искусству рассматривают преимущества устного выступления педагога, непосредственного общения с аудиторией перед просмотром родителями телепередач и прослушиванием радиопередач, чтением книг и статей (АЛ. Леонтьев, Н.И. Мехонцев, Н.Н. Михайлов, Н.Ф. Ненашев, Е.А. Ножин). Телезрители, радиослушатели рассредоточены не только пространственно, но и психологически. Просмотр программ происходит без объединяющего мотива, цели, интереса, предварительной установки, часто они оказываются случайными зрителями.

В то же время оратор нс видит своей аудитории, он лишен возможности регулировать средства воздействия на слушателей, сообразуясь с их реакцией. При непосредственном контакте выступающий имеет возможность постоянно наблюдать аудиторию, оценивать реальное состояние слушателей по их внешнему виду, вниманию, скорректировать свое выступление или предпринять усилия к достижению поставленной цели в соответствии с реакцией слушателей.

Говоря о применении Интернета можно добавить, что в некоторых дошкольных учреждениях родители и педагоги переписываются по электронной почте. Но порой родители сетуют на то, что, вроде бы, и знания есть, но они не могут их применить в конкретной ситуации.

Чтобы знания «работали», актуализировались, родителям нужно обладать педагогическим тактом, выдержкой, соблюдением единства требований к ребенку со стороны всех взрослых членов семьи. Помимо сообщения родителям знаний о воспитании, необходимо формировать у них рефлексивное отношение к своей воспитательной деятельности.

Е.П. Арнаутова считает, что нынешнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания. Компетентное родительство включает в себя разум, чувства и действия. Основным полем благополучного взаимодействия родителей с ребенком рассматривается интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, коммуникативного, рефлексивного и др. Качество родительской компетентности, по мнению ученого, будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний язык контакта с ребенком. Когда выбор реагирования на поведение ребенка осознан родителями, он становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения.

Приведем некоторые примеры автоматизма родительского поведения.

Родители говорят: «Меня лупили, я буду лупить».

Папа во время прогулки с маленьким ребенком уронил на землю соску, поднял, облизал ее и дал ребенку. На вопрос, почему он это сделал, папа ответил: «Не знаю, просто так».

Одна мама в беседе с педагогом по поводу поиска методов воспитания ответила: «Мне проще дать ребенку подзатыльник».

Иногда родители хотят видеть мгновенный результат своих воспитательных воздействий на ребенка.

К новым подходам взаимодействия педагогов и родителей относятся следующие:

  • - учет личного опыта родителей;
  • - подвижность образовательных программ;
  • - вариативность содержания, форм и методов образования родителей.

Современные исследователи Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, Т.В. Кротова, О.Л. Зверева, В.М. Иванова рекомендуют руководствоваться взаимосвязанными принципами построения общения педагогов с родителями. К ним относятся:

  • - доверительность отношений;
  • - личная заинтересованность родителей;
  • - утверждение их самоценности,
  • - принцип их эмансипации.

Важно заинтересовать, увлечь родителей рассматриваемыми проблемами, опираться на имеющийся у них положительный опыт воспитания, не поучать их. Для организации общения педагогов и родителей принципиально значимыми являются ориентация на актуальные проблемы, влияющие на развитие детей. Поэтому важен учет запросов и пожеланий родителей в знаниях, установление «обратной связи». Общение педагога с родителями строится по принципу «спрашивали - отвечаем». Потребности родителей в знаниях можно выявлять посредством анкетирования, бесед, наблюдения.

С целью изучения потребностей родителей в знаниях могут быть использованы и «почтовые ящики», или, как их называют, информационные корзины, куда родители помещают листочки с вопросами. Старший воспитатель или психолог обрабатывает их, готовит ответы в разной форме: индивидуально, в папках-передвижках, на заседаниях «круглого стола», вечера вопросов и ответов и др.

Как показывает практика, родителям приятно, когда они видят стенд, на котором написано «Консультация по вашей просьбе», «Спрашивали - отвечаем» или проведение «Вечеров вопросов и ответов», «круглых столов» с участием специалистов в области детской психологии, дошкольной педагогики и др. В хорошем смысле слова педагог «идет на поводу» у родителей.

К принципам общения относятся партнерство, искренность, открытость.

В общении с родителями необходимо отказаться от критики собеседника, от оценивания «правильно - неправильно». Педагоги должны помнить, что родители - не ученики, а партнеры, субъекты воспитания.

Девиз общения педагога с родителями должен быть: «Мы помогаем родителям, а не учим их воспитывать собственных детей, и то, что мы предлагаем родителям, должно быть интересно и полезно».

Оценочный характер общения «педагог - семья» не способствует установлению подлинного диалогического сотрудничества сторон. Преобладание оценочного стиля общения все еще остается серьезным источником конфликтов между педагогом и родителями, взаимной критики, претензий, конфронтации, конкуренции. Монополия на знания педагогов о том, как семья должна воспитывать ребенка, отдаляет их от семьи, ее потребностей. Иногда сотрудничество с семьей превращается в навязывание знаний родителям, и они не воспринимаются должным образом.

Наиболее благоприятный путь достижения доверительных партнерских отношений с семьей каждого ребенка лежит через установление диалога с ней, а значит через доверие педагогической компетентности родителей, личностный безоценоч- ный стиль общения с каждой семьей. Важный принцип общения - установление диалога между педагогами и родителями.

Диалог педагога с родителями - личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта. В установлении диалога важно придерживаться принципа безусловного принятия другого человека. Например, не «вы должны», а «вы, возможно, знаете, как надо именно вам, что для вас хорошо». Диалог предполагает способность общающихся людей искренне выражать испытываемые ими чувства. Использование «Ты-сообщений»: «Правильно ли я вас поняла, или - значит, вас беспокоит...». Использование «Я-со- общений»: «Когда я вижу, чувствую», «Мне было страшно, как вы посмотрели на сына». Такое высказывание не содержит прямых оценок личности другого, позволяет сохранить уважение к нему, искренне и честно выразить свои чувства по поводу действий или слов другого родителя. В общении с родителями должна быть соблюдена конфиденциальность.

На современном этапе предлагаются новые темы для общения с родителями. Темы должны быть актуальны и востребованы родителями.

Так, в 30-х гг. прошлого века для родителей создавались консультационные пункты, и в плане работы консультации прямо говорилось: «Дать матери почитать книгу...». Не учитывались ее интересы, имеющийся опыт воспитания ребенка, потребности в знаниях.

Или еще один пример, в пособии Т.А. Марковой «Детский сад и семья» предлагаются такие темы: «Забота Советского государства о детях», «Чему нас учит воспитание в семье Ульяновых», «Охрана материнства и детства в СССР» и др.

Не умаляя значения старых педагогических изданий, многие темы уже не интересуют современных родителей.

В Городской долгосрочной Программе «Московская семья - компетентные родители», авторы Е.П. Арнаутова, К.Ю. Белая (2007), даны актуальные темы для практики семейного воспитания детей от 1 года до 7 лет. Все темы, несмотря на их многообразие, посвящены одной «формуле родительского счастья».

Приведем некоторые примеры актуальных тем из Программы.

  • Родителям детей от 1 года до 3 лет предлагаются темы: воспитание аккуратности у ребенка и опрятности без насилия, способы поддержки малыша в исследовании мира, капризы и упрямство, наказания детей, жизнь ребенка в детском саду, как обогащать двигательный и речевой опыт малыша в повседневном общении с ним дома.
  • Для родителей 4-летних детей темы: «Что такое совместный язык контакта с ребенком», «Домашние игры, развивающие речь» и др.
  • Для практики воспитания 5-летних детей в семье авторы предлагают темы: «Как помогать ребенку выражать запретные чувства», «Удовлетворение социальных потребностей ребенка», «Дошкольник и семейный туризм: “за” и “против”».
  • Для родителей дошкольников 6 лет актуальны темы: «Как эмоционально поддержать ребенка в роли будущего школьника», «О реалистичности родительских ожиданий на пороге школы», «Домашняя подготовка к школе - “игры на ходу”», «Как воспитывать у ребенка выборочное отношение к телевизионным передачам».

Ранее взаимодействие ДОУ и семьи развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных форм пропаганды педагогических знаний. Сегодня акцент должен ставиться не только на знаниях, хотя они, безусловно, необходимы, но и на умении применять их на рефлексивной основе.

В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями - это наиболее исследованная область в современной педагогике, представленная во многих пособиях для воспитателей.

Сейчас накоплен богатый опыт в дошкольных учреждениях проведения «Педагогических гостиных», совместных досугов, викторин, спортивных праздников, участия родителей в мероприятиях детского сада, занятиях и т.д. Чтение докладов уходит в прошлое.

Т.В. Кротова разработала классификацию нетрадиционных форм общения педагога с родителями. К ним относятся информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Эти формы направлены:

  • - на выявление интересов, запросов родителей,
  • - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми;
  • - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей;
  • - формирование у родителей знаний и умений о воспитании детей.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей. Это стенды, «Почтовый ящик», куда родители могут помещать письма с волнующими их вопросами.

Досуговые формы - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Это совместные досуги, праздники, выставки.

К познавательным формам организации общения педагога с родителями относятся КВН, «Педагогическое поле чудес», «Ток- шоу», Устный педагогический журнал, «Клуб почемучек» и др.

Наглядно-информационные формы позволяют правильно оценить деятельность педагогов, приобщить родителей к детскому саду, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

Они условно разделены на две подгруппы: информационно-ознакомительную и информационно-просветительскую.

Задача информационно-ознакомительной группы - знакомство родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о работе ДОО. Например, это дни открытых дверей, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.

Задачи информационно-просветительской группы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей; компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм; создание библиотеки для родителей.

Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.

В ходе использования разнообразных форм можно применять методы активизации родителей, например, вопросы, приведение примеров, использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний и др. Методы активизации нацелены на возникновение ин тереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении. Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и, вместе с тем, могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.

Таким образом, нами рассмотрены новые подходы в установлении контактов педагогов и родителей в ДОО.

Поскольку не все дети дошкольного возраста посещают дошкольное учреждение, помощь семье оказывается разными путями. К новым явлениям во взаимодействии с родителями можно отнести и появление консультативных пунктов. Такие пункты создаются для родителей, дети которых не посещают дошкольные учреждения. Положение о консультативном пункте дано в Приложении к приказу Департамента образования Москвы от 12.04.2006 г. N° 202. Суть его в том, что консультативные пункты организуются в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования. Консультативный пункт является самостоятельным структурным подразделением ГОУ, реализующим программу дошкольного образования. Консультативный пункт создается для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих дошкольные учреждения. Цели создания консультативного пункта - оказание всесторонней помощи родителям и детям 5-6 лет, не посещающим ДОО, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям):

  • - по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
  • - оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО;
  • - проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО;
  • - обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим образовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержкой детей и родителей.

Для детей с проблемами в развитии создана система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих таких детей. Лекотека - это новая форма взаимодействия с семьей.

Новым социально-педагогическим явлением стало гувер- нерство. В предыдущих главах мы рассматривали историю развития гувернерства, или домашнего воспитания. В 90-х гг.

XX в. в России сложились предпосылки к возрождению гу- вернерства как социально-педагогического явления. Среди особенностей образовательной деятельности современного гувернера, которые делают эту профессию востребованной на рынке образовательных услуг, можно назвать следующие:

  • - гибкость графика работы и режима детской деятельности, что обеспечивает адаптацию воспитанника к условиям окружающей среды (особую значимость имеет при работе с детьми, отнесенным к специальным группам коррекции);
  • - возможность расширения образовательного пространства и личностно-ориентированная модель обучения, что позволяет создавать оптимальные условия для развития и формирования личностных качеств дошкольника;
  • - технологии подготовки гувернера к образовательной деятельности могут моделироваться с учетом ценностных ориентаций семьи и национальных традиций воспитания;
  • - открытость и постоянно действующая система контроля за деятельностью гувернера, которая требует формирования установки на саморазвитие и самообразование, как одного из показателей профессиональной компетенции;
  • - в условиях смены образовательной парадигмы взаимодействие гувернера и воспитанника сгроится на принципах субъскт-субъектных отношений, в рамках деятельности сотрудничества, что позволяет при организации образовательного процесса учитывать индивидуально-психологические характеристики личности;
  • - профессиональная деятельность гувернера не исключает (а в идеале предполагает) педагогическое сотрудничество с родителями и другими членами семьи, через оказание семье консультативной психолого-педагогической помощи;
  • - возрастание потребности в услугах гувернера связывается с возможностью оказания семье многопрофильных образовательных услуг (уход за больным ребенком, диагностика и коррекция индивидуального психического развития, формирование и развитие способностей).

Анализ состояния системы дошкольного образования на современном этапе в целом, и гувернерства в частности, позволяет выявить специфические особенности педагогической деятельности современного гувернера и выделить ряд нерешенных проблем: неопределенность статуса гувернера, неразработанность механизма его социальной защиты и нормативно-правовой базы этой деятельности.

Поэтому актуален вопрос о необходимости подготовки такого специалиста в системе высшего и среднего профессионального педагогического образования.

В настоящее время устанавливается взаимодействие с родителями детей, которые не посещают ДОУ. Несмотря на огромную роль семьи в социализации ребенка, общественное воспитание может дополнить семейное воспитание, оказать родителям всестороннюю помощь.

Вопросы и задания

  • 1. Перечислите новые подходы к взаимодействию ДОО и семьи.
  • 2. Определите сходство и отличие в формах общения педагога с родителями в 20-30-е гг. XX в. и на современном этапе.
  • 3. В чем заключается, на ваш взгляд, принципиально новый подход к общению педагогов и родителей?

Вам также будет интересно:

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...