Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Приобщение дошкольников к семейным традициям на основе взаимодействия детского сада и родителей

Творческий отчет

Районный отдел образования Октябрьского района городского округа г.Уфа

Актуальность

Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонационального Башкортостана, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, а также обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть прежде всего в сфере культуры и образования.

Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

Обращение к воспитательным традициям башкирского народа отражает глубинные процессы пробуждения национального самосознания башкир, проживающих в городе Уфе. Башкирский народ, компактно проживающий среди русскоязычного населения района, переживает в настоящее время один из сложнейших и ответственных этапов своей этнической истории, ему для сохранения своего этноса необходимо внимательно относиться к национальному бытию и историческому опыту, к народной культуре и к традициям башкирского народа.

Исследование доказало приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы моего исследования «Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям».

В исследовании введено ограничение: рассматривая проблему приобщения к башкирским традициям, я ограничились исследованиями детей старшего дошкольного возраста, определенным набором этнографических средств и народных традиций. Это определяется тем, что именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, формируются его ценностные ориентации (В.Г.Безносов, Д.С.Лихачев).

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить приобщения дошкольников к башкирским традициям средствами этнографической культуры.

Из выше изложенного, мной были выдвинуты следующие задачи:

Обогатить духовный мир ребёнка, передать традиции своего народа сформировать основы культуры.

Развить творческие способности в различных видах деятельности.

Формировать у дошкольников отношение к фактам, событиям жизни, создавать условия для активного приобщения детей к социальной действительности путём создания развивающей среды, способствующей развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.

В исследовании обосновываются отобранные башкирские игры и праздники, фольклор, как этнопедагогические традиции воспитания, которые включаются в этнографические средства, обеспечивающие успешность познания детьми в естественных условиях башкирской культуры в совокупности всех ее проявлений.

1. Основная часть

Педагогическая технология приобщения дошкольников к народным традициям строилась на основании следующих подходов:

вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);

интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;

использование взаимодействия в системе «воспитатель-ребенок-родитель», так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности;

осуществление воспитательной работы на основе традиций башкиркой культуры;

обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к традициям башкирского народа.

Основные принципы работы:

·все предполагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать с педагогами;

·для детей актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных;

·познавательной основой большинство мероприятий является предметное содержание окружающего мира;

·большую роль в познавательном развитии ребенка играет разнообразная и меняющаяся предметная среда группы и ближайшего окружения;

·все объекты познания должны быть представлены определенной наглядностью (лучше в реальном виде);

·познавательная активность ребенка прямо пропорциональна его реальной активности, так как ребенок познает по принципу «вижу - действую»;

·познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях;

·огромную роль в развитии познавательной активности играют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни детей.

На формирующем этапе педагогического эксперимента я исходила из того, что эффективное приобщение дошкольников к башкирской культуре происходит при условии, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами, желаниями, мотивами, ожиданиями. Это потребовало особого построения педагогического процесса приобщения детей к башкирской культуре. Основанием для определения логики построения эксперимента был выбран подход Н.А.Коротковой, Н.Я.Михайленко к организации образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста. Работу с детьми я построила в рамках блоков субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.

Особенность методики заключалась в том, что освоение детьми намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем («Я и моя семья», «Башкиры», «Башкирский фольклор», «Народные праздники», «Башкирские игры» и др.).

Методы и приемы:

Наглядные - рассматривание иллюстраций, экспонатов и т.д.

Практические - опытническая деятельность, творческие задания, упражнения, моделирование, анкетирование и др.

Игровые - дидактические игры, театрализованные представления, создание игровых ситуаций, введение элементов соревнования.

Словесные - рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, вопросы к детям, пояснение, объяснение.

Формы работы:

экскурсии по историческим местам и памятникам города;

показ спектаклей и сказок;

продуктивная деятельность детей;

праздничные мероприятия;

выставки творческих работ детей и родителей.

1.1 Программно-методическое обоснование

В своей работе по данному направлению я изучила и проанализировала следующие программы:

·Ф.Г.Азнабаевой, З.Г.Нафиковой «Искра», из этой программы я использую различные упражнения на правильное произношение башкирских букв и слов;

·методическое пособие Р.Х.Гасановой «Я родину свою хочу познать», из этого пособия я использую занятия включающую различные виды деятельности: наблюдения, беседы, разговоры, игры, изобразительную деятельность, развлечения и др.;

·методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений Р.Х.Гасановой, Т.Б.Кузмищевой «Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников», из этих методических рекомендаций я использую детальные разработки занятии.

1.2 Связь национальных традиций с другими видами деятельности

Для формирования традиций очень важно давать детям начальное знание о народе, обычаях, истории, культуре. Эти ценности в моей группе реализуются путём ознакомления детей с шедеврами художественной культуры, поэзии, музыки и пения.

Моя задача - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка в доступной форме. Также большое значение придаю увеличению словарного запаса детей, путём смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных занятий, а включается в нашем детском саду в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную) т. д.

На речевых занятиях читаем башкирские сказки, легенды, стихи, пословицы и поговорки. Знакомимся с театрами, музеями, городами нашей республики.

На музыкальных занятиях разучиваем башкирские песни и танцы.

На физкультурных занятиях играем башкирские подвижные игры.

На занятиях изобразительного искусства знакомимся с башкирскими художниками, рассматриваем их картины. Рисуем быт и культуру башкирского народа.

2. Основные направления работы по ознакомлению детей с народными традициями

1 Башкирская народная игра

Хорошо известно, что среди видов деятельности и имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является игра. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. (Приложение №1) При этом я имею в виду не только игры в собственном смысле слов, но и все деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и др.). (Приложение №2)

Играя с детьми, любимыми в народе праздниками можно воздействовать на эмоциональную сферу у детей и оставить в памяти глубокий след. Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, цикличности народного календаря из года в год повторяющимися праздниками и событиями. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его. Но мне кажется, что особенность башкирских игр, а может быть любимых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации.

Для того чтобы дети запомнили элементы народных орнаментов и умели их различать, я предлагаю им выполнить соответствующие рисунки, познакомится с бытом и жизнью башкирского народа, поиграть игры: домино «Башкирские узоры», дидактическая игра «Собери и назови театр», дидактическая игра «Выложи узор», словесная дидактическая игра «Отгадай праздник», дидактическая игра «Башкирское лото».

Эти типы игр развивают интеллект ребёнка. (Так, выполнение игровых правил предполагает знание элементов орнамента, умение определять, к какому народу он относится.) В играх хорошо очерчены отдельные циклы, дети наглядно видят результат своих действий. Каждому игроку понятно, кто и почему выиграл.

Башкирские народные игры, импровизируют жизненные ситуации и явления, часто в поэтико-словесной форме, они связаны с историей народа, его трудовой и общественной деятельностью, бытом и обычаями. Содержат элементы музыкально-поэтического фольклора, танца, театральности.

Башкирские народные игры делятся на детские и взрослые; сюжетные с наличием персонажей и ролей («Ведьма», «Прячу платочек» и др.) и бессюжетные, где доминируют мотивы состязания («Расщепляющая стрела», «Белый тополь, синий тополь», «Липкие пенечки"» и др.).

Выделяются игры-танцы с импровизацией поведения животных и птиц: «Игра тетеревов», «Игра кукушек». Особое место занимают спортивные игры: бег наперегонки (йyгереш), бег в мешках, бой с мешками, влезание на намыленный шест, бег с яйцом в ложке, перетягивание тканого полотенца и др.

Игры куз бэйлэш, гургульдэк, ус куныс, таяк ташламыш, усэт, кул туп по своему содержанию похожи со жмурками, прятками, горелками, палкой-кидалкой, чижиком, лаптой и др.

Снаряжением для игр служат войлочный мяч, деревянный шар, кости, деревянная булава, лук, стрелы и др.

Башкирские народные игры являются неотъемлемой частью праздников календарных (карга - туй <#«justify»>У каждого национального народа есть свои обычаи и традиции, уходящие корнями в древность и имеющий в себе глубокий культурный смысл, который служит им для укрепления и усовершенствования духовно-морального общинного строя. Башкиры в этом плане не являются исключением. На данное время башкирская культура не особо популярно среди национальной молодежи. Но наша культура и праздники не утрачены, не забыты и не запрещены.

Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода, племени, народа. Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почётные места. Батыры прежних сабантуев приносили на праздник лоскутки тканей, которые они получили за победу на состязаниях на прежних сабантуях. В случае новой победы лоскутки, нашитые на ленту, показывали зрителям. Так вёлся счет победам. Старики в день праздника ходили молиться в мечеть, прося у Бога богатого урожая. На сабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились - каждый по своему возрасту.

Совместно с инструктором по ФИЗО мы провели праздник «Сабантуй», где участвовали все возрастные группы. На празднике дети принимали участие в башкирских национальных играх (национальная борьба, скачки, бег в мешках и т.д.). В заключение праздника все дети пили чай с чак-чаком и блинами.

Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он Вороний праздник или воронья каша. Этот праздник посвящался пробуждению природы, наступлению нового года. В нём участвовали только женщины и дети (мальчики до 12 лет). Праздник способствовал формированию в подрастающем поколении экологической культуры, развивал потребность общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение людей в природе. Женщины в этот день кормили птиц, обвешивали ещё голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Большое значение имела и художественная часть праздника: многолюдные хороводы, игры, соревнования, песни, танцы. Примечательно, что песни и танцы на празднике сочинялись из поколения в поколение самими женщинами.

Праздник «Воронья каша» была проведена в старших группах на улице. На празднике дети пели песни на башкирском языке и рассказывали стихи. Готовили на свежем воздухе, на костре в казанке кашу пшенную, пили чай с вак - бэлешем и чак - чаком. Играли в башкирские национальные игры (носили воду коромыслом, бег в мешках, национальная борьба, бег с ложкой и яйцом).

Кар хыу (за талой водой) - отмечается в апреле. Накануне определяют место, где можно брать воду или снег, красной ленточкой. Принимали участие в этом все, джигиты притаптывают тропинку, девушки с коромыслами идут за талой водой. Бабушки рассказывают, что эта вода очень полезна, ее растирались до пояса, лицо, они верили что вода снимает нездоровье, колдовские чары. В этот день танцевали, пили чай и ели блины.

Праздник «Кар хыу» проводили совместно с музыкальным руководителем в старшей группе. На празднике были задействованы не только дети, но и родители. Родители пекли и готовили башкирские национальные блюда, сшили детям национальные костюмы, участвовали в конкурсах вмести с детьми.

Какук сайе (кукушкин чай), башкирский обряд весенне-летнего цикла. Распространен в Южном Башкортостане и в Зауралье. На востоке Башкортостана (Учалинский р-н) известен под названием «йома сэйе» («чай, в пятницу»), в северных районах республики Башкортостана и в Пермской области - «сэйесмэ» («чаепитие»). Кукушкин чай представляет собой своеобразную встречу весны и приходится на так называемый месяц кукушки. Традиционно кукушкин чай - это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. Жители деревни собирались на чаепитие в определенном месте (на берегу реки, на склоне горы), или каждая хозяйка устраивала угощение на лужайке перед домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка, тем благополучней сложится год для ее семьи. Кукушкин чай так же, как и карга - туй, восходит к архаичным верованиям и обрядам, связанным с почитанием птиц и предков.

Этот праздник мы проводили вместе с родителями. Мы выезжали за город. Проводили эстафеты, где родители соревновались с детьми, играли в башкирские национальные игры, пили чай с травами, ели выпечку, которую приготовили родители сами.

Праздник щавеля. Этот праздник проводится весной. Как природа подарила первую пищу. Этот обычай весны на первые плоды природы - щавеля. У человека тоже есть такое время, когда впервые появляется первый зуб, первое слово, первый шаг, впервые садится верхом на лошадь и т.д. - все это принимается, как праздник, так и у весны есть первые плоды, первый снег, дождь, гром, радуга и т.д. - которые закреплены обычаем. Поэтому дикий лук, щавель, дикую редьку, борщовку когда весной впервые пробуешь, выражаешь благодарность природе. Башкиры благодарили Весну, Осень, Лето за те продукты питания (растения), которые получали от природы. Так же «суп из дикого лука» и «дикой редьки» посвящены благодарению природы за первые растения для пищи. Если поешь первую зелень весны, то не болеешь. Шесть майских трав спасают от шестидесяти болезней; - говорили предки.

Народ ценил пользу лекарственных трав, ягод, плодов деревьев которые дает матушка-земля, природа. Крапива от сердечной боли, девясил от желудка, кора березы - от боли суставов. От голода, засухи и бедствий людей спасала природа, а в праздники природа радовалась вместе с народом. От завоевателей, войны - дети, старики, женщины спасались в лесах, степях и пещерах. Мать природа - Жива, ведь она растет, цветет, стареет, плачет, смеется, умирает, а потом опять растет.

Этот праздник мы планируем провести в этом году совместно с родителями.

2.3 Мини - музей истории вещей

Музейная педагогика заняла в дошкольном образовании достойное место. Различные разновидности можно сегодня увидеть в детских садах. Чаще всего встречаются две группы: этнографические и природные. Во многих дошкольных учреждениях существуют центры краеведения, где выставлены предметы быта наших предков, литература, костюмы. Они знакомят ребят с особенностями разных культур нашей многонациональной страны, с её историей.

В нашей группе я создала башкирский национальный мини - музей. При создании мини - музея соблюдались определённые условия.

1. Приоритетность регионального культурного наследия.

Интегративность знаний.

Диалогичность.

Опора на эмоционально-чувственную сферу ребёнка.

В этом мини-музее экспонаты подбирались с учётом ряда принципов:

1.Каждый предмет знакомит дошкольников с историей народа.

2.Предметы различны по назначению и использованию.

Каждый из предметов должна быть оригинальной, привлекательной, красивой.

Все предметы мини-музея, прежде всего, выполняют информативную функцию. Больше всего дошкольников привлекает возможность поиграть со старинными образцами. А также ребята отгадывают загадки об этих предметах, сочиняют сказки, легенды, разглядывают художественный материал. Освоится в мини-музее, помогает и народная музыка, потешки, поговорки, стихи башкирских поэтов и сказки.

Мною подобран материал о родном городе и крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и его современном облике. Мини-музей моей группы составляют следующие атрибуты быта:

·Деревянный бочонок для меда;

·Муляжи национальной выпечки;

·Самовар;

·Сувенирный медведь;

·Тканые полотенца;

·Башкирский джигит на лошади;

·Плоскостной театр «Сабантуй», «Семья»;

·Башкирские национальные костюмы;

·Вёдра с коромыслами;

·Тюбетейка;

Закрепление полученных знаний и ознакомление с родным краем и родным городом может проводится с использованием фотографий, макетов и специальной литературе (художественной, справочно-информационной, детской). Мною созданы картотеки:

üБашкирские музыкальные инструменты;

üБашкирские народные песни;

üБашкирские национальные праздники;

üБашкирские пословицы и поговорки;

üБашкирская национальная кухня;

üБашкирские народные игры;

üУстное народное творчество;

üГорода Башкортостана;

üЖивотный и растительный мир;

üМузеи РБ;

üТеатры города Уфы;

üГосударственная символика РБ.

Также оформлены альбомы:

ØФотоальбом «Йолалар»;

·Читаем вместе;

·Акмулла - просветитель и мыслитель 19 века;

·Мустай Карим ….ушел, оставив целый мир;

·Художники РБ и их картины;

·Национальная одежда;

·Уфа - мой город;

·Деревообработка;

·Кожобработка;

·Орнамент;

·Национальная одежда;

·Национальная кухня;

·Пестрая страничка - вырезки из газет.

Устанавливаются взаимосвязи в природном и социальном окружении. Подбирается материал о природе родного края, взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека. Реализация этого условия обеспечивает у детей целостность картины мира.

Подобраны коллекции:

§Башкирский заповедник;

§Животный мир;

§Ландшафты Башкортостана. Реки и озера;

§Ландшафты Башкортостана. Горы и предгорье;

§Памятники мусульманского зодчества Башкортостана;

§Пещера Шульган - Таш;

§12 чудес Башкортостана.

В мини-музее отведено место для занятий разными видами художественно-творческой деятельности.

Представлены и созданы методические пособия и материалы:

·Декоративно - прикладное искусство башкир;

·Живопись 1 часть;

·Живопись 2 часть;

·Живопись 3 часть;

·ИЗО «Салават Юлаев»;

·З. А. Загитова «Человек - творец культуры»;

·Художники РБ;

·Картины башкирских художников;

·Скульптура;

·Картины детей.

Изготовлены:

oТрафареты;

oОбразцы орнаментов;

oШаблоны башкирской утвари;

oШаблоны башкирской национальной одежды.

4 Выявление эффективности формирования знаний и умений детей о народных традициях Башкортостана

Диагностическое обследование знаний детей по приобщению детей дошкольного возраста к национальным традициям в старшей группе №4 на середину 2008 - 2009 учебного года.

Проводя диагностическое обследование на начала учебного года знаний и умений детей по национальным традициям. Я выявила, что выше нормы знания имеют - 6%. Данная категория детей имеет знания превышающие знания по программе. Дети владеют знаниями

Возрастной уровень усвоен знаний по данной программе - 43%. Ниже нормы знания и умения детей по программе - 51%.

Можно сделать вывод, что большая часть детей группы имеют сформированные знания и умения. И можно сказать, что данная работа с детьми позволила полноценно развивать и формировать представление о башкирской культуре.

Проанализировав результаты обследования я поставила следующие задачи при планирование дальнейшей работы с детьми по представлению приобщений детей дошкольного возраста к национальным традициям.

Посещение музеев и театров.

Проводить занятия по разработанному тематическому плану.

Провести развлечение с детьми, совместно с родителями подготовить атрибуты к развлечению.

Диагностическое обследование знаний детей по приобщению детей дошкольного возраста к национальным традициям в старшей группе №4 на конец 2008 - 2009 учебного года.

В конце года, после проделанной работы, наметилось повышение уровня сформированности башкирской культуры. Если в середине года низкий уровень развития составлял - 51%, средний уровень - 43%, низкий - 6%, то в конце года показатели были такие: низкий уровень - 2%, средний уровень - 53%, высокий уровень - 45%.

Сравнительный анализ результатов на начало учебного года и на конец учебного года выявил положительную динамику развития познавательных способностей детей, стремление к самостоятельной познавательной активности.

Диагностическое обследование знаний детей в подготовительной группе №4 на начало 2009 - 2010 учебного года.

На начало года, наметилось следующий уровень сформированности башкирской культуры. Низкий уровень развития составляет - 38%, средний уровень - 56%, низкий - 6%.

Сравнительный анализ результатов на начало учебного года показало, что знание театров города, устное народное творчество у детей значительно повысилось, но музыкальная культура осталась на том, же уровне. Стремление к самостоятельной познавательной активности у детей повышена.

Данная система показала, что целенаправленная работа по приобщению детей дошкольного возраста к национальным традициям способствует интеллектуальному развитию дошкольников.

3. Работа с родителями

Работа в мини-музее эффективна, когда активно привлечены к ней родители. Экскурсии, совместные праздники и викторины, создают у детей сильную мотивацию к познанию, создавая эмоциональный фон, на котором достаточно сложные сведения усваиваются легко и непринужденно. Совместный подбор экспонатов, оформление экспозиций способствуют стимулированию познавательной активности детей, вызывают интерес и желание узнать как можно больше.

Консультации:

ØБашкирские национальные праздники;

ØМузеи РБ;

ØТеатры города Уфы;

ØБашкирские народные игры.

Совместные праздники:

·Сабантуй;

·Воронья каша;

·Кар хыу;

·Кукушкин чай.

Анкетирования:

ØГенеалогическое древо.

ØНародные и родовые традиции

Открытые просмотры:

vМой город Уфа;

vЧто мы знаем о гербе и флаге;

vБашкортостан - край мой родной.

Экскурсии и выезды:

§Театр им. М. Гафури;

§Музей Великой Отечественной Войны;

§Парк Якутова;

§Парк Аксакова.

Совместный сбор экспонатов музея:

üТюбетейка;

üБашкирские матрешки;

üКуклы в национальной одежде;

üНациональные костюмы;

üКоромысло с вёдрами.

4. Работа с педагогическим коллективом

С педагогическим коллективом ДОУ мною было проведено анкетирование на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ»

Анализ анкеты показал, что воспитатели на занятиях используют различную методическую и художественную литературу, которая доступна для дошкольников. Из ответов видно, что традиции башкирского народа теряются и сохраняются лишь в национальных семьях. У некоторых воспитателей знания культуры и традиций башкирского народа недостаточны.

После проведенного анкетирования мною были даны рекомендации:

1.Включать в занятия по ознакомлению с окружающим, рисованию, ознакомлению с художественной литературой, режимные моменты, индивидуальную работу, экскурсии, материалы по ознакомлению детей с родным крем.

2.В деле изучения патриотического воспитания дошкольников необходимо объединить усилия семьи и детского сада.

Проводить праздники и различные мероприятия, связанные с культурой и традициями башкир.

Также с педагогическим коллективом были проведены консультации на тему «Башкирские народные праздники в ДОУ», «Ознакомление детей с родным краем», «Создание и функционирование мини-музеев в ДОУ» и другие.

Кроме этого были проведены открытые просмотры:

·Сабантуй;

·Воронья каша;

·Кар хыу;

Транслируя свой опыт в районе мною было проведено выступление на РМО воспитателей на тему Инновационные технологии в работе с детьми.

Также я принимала участие в районном конкурсе мини-музеев ДОУ.

1 Анкета для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию

1.Считаете ли вы работу по нравственно-патриотическое воспитание необходимым и возможным?

Как в вашей группе проходит нравственно-патриотическое воспитание детей?

Какими способами вы повысите уровень культуры у детей?

Как вы думаете, с какого возраста необходимо приобщать детей к региональной культуре?

Какую литературу на ваш взгляд можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и культурой?

Какая методическая помощь вам нужна для создания в вашей группе уголка Башкортостана?

2 Консультация. Башкирские народные праздники

Весна вступила в свои права, а вместе с нею на землю Башкортостана приходят праздники. О некоторых из них, а также о культуре и традициях башкирского народа мне бы хотелось рассказать.

Основы башкирского этноса, своеобразие языка и наиболее специфические культурно-бытовые черты, которые отличают башкир от других народов, были заложены в древности. Семейные обычаи и обряды - неотъемлемая часть культуры и быта любого этноса. В них отражается образ жизни, история культуры, социальный и нравственный смысл. Обычаи и обряды регулировали поведение человека на протяжении всей его жизни. Люди верили, что здоровье и благополучие всего общества зависят от того, насколько правильно они соблюдаются.

Важное место в жизни башкир всегда играли и народные праздники (байрам). Они, как правило, сопровождались массовыми гуляньями и развлечениями, и эта традиция сохраняется по сей день. В праздник преображается все: убранство жилища, облик и поведение людей - не позволяется работать, люди ходят друг к другу в гости, участвуют в праздничных обрядах.

Основные праздники башкир справляются весной - в начале лета. Эти времена года в древности воспринимались как важный этап, когда закладываются основы будущего урожая, благосостояния хозяйства и здоровья членов семьи и общины.

Цикл календарных праздников у башкир, проживающих по берегам рек, открывался праздником ледохода (боз китеу), и к нему готовились заранее. На северо-востоке Башкирии из лоскутков ткани делали кукол в виде мужчин, женщин и детей. Во время ледохода все собирались у реки. Женщины и девочки со словами: «Унеси наши болезни, дай нам долгую жизнь» бросали кукол или монетки на льдину. А мужчины и мальчики бросали на льдину сделанную заранее деревянную лошадку или зажженную солому со словами: «Унеси все болезни, всю грязь».

По древним представлениям башкир, процессы, связанные с обновлением природы, кормлением детей, скота, вызреванием урожая, относились к женской сфере, поэтому весна, как и раннее детство человека, была насыщена и детскими обрядами. Перед проведением женского празднества карга - туй (карга - ворона, туй - праздник) дети вместе с ведущей читали стихи, которые сопровождались имитацией птичьих голосов. Карга - туй был одним из самых больших весенних праздников. Проводился он обычно на поляне за деревней или на ближайшей горке в определенный день в период с мая до середины июня. На расстеленные на траве скатерти выставлялись самовары и угощения - кто что принес и обязательно - ритуальное блюдо, приготовленное из муки, сваренная в сметане пшенная или пшеничная каша. На ветки растущих вблизи деревьев развешивали разноцветные ленты, платки, бусы, серебряные монеты, кольца и браслеты. Женщины водили хоровод, произнося благопожелания. Потом начинались веселые игры: бег наперегонки, прятки, прыжки через яму, прыжки в мешках и т.д. А любимым развлечением были качели. В ходе праздника трижды произносился клич: первый - приглашал на совместную трапезу, второй - к угощению птиц и последний - как сигнал об окончании праздника. После праздника оставшуюся кашу раскладывали по веткам деревьев, пням или на камни, угощая птиц. Если карга - туй проводился на горе, то на вершине оставляли еду, монетки, лоскутки ткани для умилостивления духа-хозяина горы.

Перед началом пашни или в промежуток между пашней и сенокосом проводился праздник сабантуй - праздник плуга. На сабантуй собиралась вся деревня. Накануне празднества молодые ребята верхом на лошадях объезжали деревню и перед каждым домом стучали и шумели до тех пор, пока их не одаривали. Обычно давали куриные яйца, у молодых невесток собирали тканые или вышитые полотенца, нарядные платки и все собранное относили на праздничный майдан (майзан) - красивую поляну вблизи деревни. Присутствующие располагались так, чтобы майдан замыкался кругом. В центре возвышался столб (колга, багана) с привязанными к вершине полотенцами и платками - подарками победителям состязаний. В тени берез или под навесом рассаживались почетные гости и хозяева, пили чай, наблюдали за происходящим. В центре круга проводились соревнования по борьбе куряш. Сначала боролись мальчики лет семи-восьми, затем постарше. Борцы, перекинув через спины друг друга кушак (билбау), пытались положить противника на лопатки. Оставшиеся один-два самых сильных батыра оспаривали главный приз, обычно это был живой баран или вышитое полотенце. А самое главное состязание на сабантуе - байге. Проводились и другие забавные игры и состязания: добывание ртом монет из котла, наполненного водой с отрубями или кумысом, взбирание по наклонному шесту, перетягивание каната, бой с мешками, разбивание глиняных горшков с завязанными глазами… И ни один сабантуй не обходился, конечно же, без песен и плясок, игры на национальных инструментах - курае и кобызе.

Заключение

Анализ теоретических исследований по данной проблеме позволил мне определить содержание традиций башкирского народа, доступных детям дошкольного возраста: знание своей родословной, почитание родителей детьми, знание фольклора, народных праздников и игр, отражающих духовность народа, его характер, цели, установки и т.д.

Определены уровни усвоения народных традиций, критерии оценок их сформированности у детей старшего дошкольного возраста.

Эффективным средством приобщения детей к народным традициям являются элементы этнографической культуры (народные праздники и игры, фольклор), вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт башкирского народа. Использование средств этнографической культуры в воспитательном процессе позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью традиций башкирского народа, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.

Исследованием установлена доступность разработанного содержания знаний о традициях башкирского народа для старших дошкольников, ориентированного на воспитание деятельностной, гуманистической направленности личности ребенка.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальным традициям возможно в том случае, если педагогическая организация работы с дошкольниками будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь когнитивного и деятельностного компонентов, актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах приобщения к традициям, взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель».

Список литературы

1. Рыжкова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений - Москва, 2003г.

Рыжкова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини - музей в детском саду - Москва, 2008г.

Александрова Е.Ю., Гордеева Е. П., Постинкова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ - Волгоград, 2007г.

Под ред. Кондрыкинской Л.А. С чего начинается Родина? - Москва, 2003г.

Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина… - Москва, 2003г.

Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет - Москва, 2002г.

Мартынов П.И. Нравственно-патриотическое воспитание - Киев,2000г.

Сагитова Ш.Х. Башкирские традиции - Уфа, 2004г.

Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика - Москва, 2004г.

Главный смысл и цель семейной жизни –

воспитание детей. Главная школа воспитания детей –

это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

В.А. Сухомлинский

Жизнь любого человека начинается с семьи. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

По словам А.С. Макаренко, истинная сущность воспитательной работы… заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.

Одним из важных принципов технологии реализации современных образовательных программ является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

А органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы предполагает реализацию совместных усилий педагогов и родителей в воспитании полноценной личности ребенка, его целостном развитии. На основе данной программы педагог может использовать разные технологии взаимодействия с семьей с учетом специфики дошкольного учреждения, особенностей, запросов и возможностей педагогов и родителей.

Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни – давняя хорошая традиция.

Что же есть семейные традиции? Толковые словари говорят следующее: «Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Скорее всего, это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.

Что же дают семейные традиции людям? Они способствуют гармоничному развитию ребенка. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Для малыша такая предсказуемость очень важна, благодаря ей он со временем перестает бояться этого большого непонятного мира. Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто строгих воспитателей, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время.

Основные семейные традиции:

Традиция празднования дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.

Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.

Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности.

Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность.

Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.

Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и

Сказка на ночь.

Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой.

Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым.

Чтобы ребенок чувствовал себя благополучно, в семье должна присутствовать доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

В процессе педагогической деятельности в рамках данной темы мною был разработан и реализован проект под названием «Семья. Семейные традиции и ценности».

Актуальность: наблюдая за малышами нашей группы, я заметила, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т.е. они нуждаются в эмоциональном и тактильном контакте. Порой они откладывают игру, чтобы подойти, прижаться к воспитателю. Родители, забирая своих детей, постоянно торопят их, спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых.

Возникает противоречие: с одной стороны, признанное психологами значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.

Гипотеза исследования: если будут созданы необходимые условия для ознакомления малышей с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно-нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.

Цель проекта: приобщение младших дошкольников к семейным традициям на основе взаимодействия детского сада и родителей.

1. Сформировать у детей интерес к своей семье, её традициям.

2. Развивать творческое воображение.

3. Развивать связную речь и обогащать словарь терминами родственных отношений.

4. Развивать общую и мелкую моторику у детей.

5. Воспитывать уважение к членам семьи.

6. Создать условия для взаимодействия родителей со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат проекта:

Дети: приобретут знания о семье, семейных традициях; научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи.

Родители: приобретут знания о семейных традициях, праздниках; укрепят межсемейные и внутрисемейные связи; будут гордиться своими семейными достижениями; научатся хранить и чтить свои семейные традиции.

Воспитатели: расширят знания о семейных традициях; познакомятся с семьями своих воспитанников, их укладом жизни, традициями, что будет способствовать тесному сотрудничеству.

При реализации данного проекта родители станут непосредственными творцами интересной жизни детей и дома и в детском саду.

Польза и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызовут искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах.

Проведение совместной работы поможет развить искреннюю заинтересованность родителей, поднять авторитет семьи, сплотить детей, родителей, педагогов.

Этапы реализации проекта:

I этап. Подготовительный.

Цель этапа: выявление знаний педагогов, родителей, детей о семейных традициях.

Подготовка материалов для родителей и художественной литературы для детей о семейных традициях.

Анкетирование родителей «Семейные традиции и ценности».

Беседа с детьми «Моя любимая семья, какая она?»

Анкета для родителей «Семейные традиции и ценности»

Результаты анкетирования:

Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

да – 50%; нет – 50%

Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

Есть ли у Вас семейные реликвии?

да – 50%; нет – 50%

Где и когда семья собирается вместе?

Дома: вечером, по выходным; на даче; у бабушки и дедушки; на семейных праздниках.

Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?

Дни рождения членов семьи –семейные праздники – 100%.

Новый год – самый любимый праздник – 100%.

Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?

да – 50%; нет – 50%

Чаще всего семья собирается вместе за ужином.

Есть ли семейные привычки?

да – 75%; нет – 25%

Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь?

Читают сказки, книги; поют детские песни, колыбельные; сочиняют истории, сказки вместе с ребенком.

Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?

День рождения ребенка – 100%.

Все важные первые достижения ребенка.

II этап. Основной.

Цель этапа: знакомство детей, родителей, воспитателей с семейными традициями.

Оформление странички «Что такое семейные традиции?» в уголке для родителей.

Консультации для родителей «Нам традиции семейные важны».

Работа с детьми: закрепление и расширение представлений детей о своих родственниках: сюжетно-ролевая игра «Семья»: игровые ситуации: «Едем за покупками», «Ужин в кругу семьи», «Мама укладывает детей спать», «У нас гости», «Покупаем подарки для членов семьи» и т.п.; игровое занятие «Солнышко семейных традиций»; чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Репка», «Колобок»; театрализованные игры «Репка», «Три медведя», «Три поросенка», «Кто в теремочке живет?»; изготовление подарков для членов семьи: аппликация «ладошка» (ко Дню матери), «елочка» (к Новому году); конструирование: строим домик для семьи.

Творческая работа каждой семьи.

III этап. Заключительный.

Цель этапа: Подведение итогов.

Результаты анкетирования.

Коллаж, выполненный воспитателями.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Мы используем и такую форму взаимодействия родителей и детского сада, как активное участие в игровой деятельности.

В процессе игры с другими детьми родители видят жизнь нашей группы изнутри, это способствует укреплению сотрудничества и взаимопониманию между работниками детского сада и родителями.

Суворенкова Л.А.,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида

№6 «Золотой петушок»

г. Губкин

Белгородская область

Приобщение дошкольников к традициям православной культуры

В наш век компьютерных технологий и электронных эмоций чрезвычайно важно приобщение маленького человека к традициям русской православной культуры.

Ребенок – это огромный, часто недоступный, очень хрупкий мир мыслей, впечатлений, мнений и открытий. Задача воспитателя – помочь малышу, создать всяческие условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка. Ведь самое важное и ценное в человеке это его моральные, внутренние ценности, то, что им управляет - сердце, добрые чувства.

Для этого необходимо максимально раскачать маятник общения ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за прекрасными пейзажами, музыка, чтение художественной литературы трогают душу ребенка, обогащают его эмоциональный опыт, учат быть лучше, заботливее. Очень важно, чтобы малыши чувствовали себя удовлетворенными, счастливыми и радостными, окунаясь в этот волшебный мир сказок, мелодий, чего-то прекрасного и сказочного.

Мы, взрослые, с малых лет должны воспитывать у детей любовь к Родине. И только осознав себя частью малой родины, своей семьи, можно стать гражданином своей страны, и потом – жителем планеты Земля. А начинать надо с малого. С истоков. Начинать надо от самого близкого, постепенно продвигаясь к более сложному и далекому. Потому так важно создание для ребенка условий для формирования положительно-эмоционального, насыщенного образа родного дома, семьи. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Следуя вышеперечисленным целям и задачам, в нашем детском саду был организован проект - мини-музей «Предметы народного быта». Экспонаты музея – предметы быта, домашняя утварь, одежда. Педагоги нашего сада принимали активное участие в обогащении предметной среды музея, вовлекались в выполнение творческих заданий. Посещая наш музей, детки знакомятся с устройством бытовой среды русского дома, с традициями и обычаями русского народа. Вместе со своими воспитателями они познают обустройство избы, назначение многих предметов. Удивляясь, что вместо шкафов раньше были сундуки, пищу готовили не на плите, а в печи, а прялка и чесалки для шерсти вызывают у них просто восторг и множество вопросов.

Основная задача проекта - воспитание чувства любви к своему городу, к его историческому прошлому и гордости за настоящее.

Следующая, неотъемлемая задача в приобщении дошкольников к традициям православной культуры, это знакомство детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России; привить уважение и любовь к православным традициям своего народа. Участие в церковных праздниках создает ритм и настрой внутренней жизни, которые укрепляют семейные отношения и дружеские связи, сохраняет духовное здоровье, способствует становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православного праздника. Для детей – это, прежде всего, внешняя радость, которую им необходимо доставлять.

В связи с этим в детском саду просто необходимо прочтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике (детская Библия), беседы с детьми о православных праздниках, знакомство с живописью на библейские сюжеты. А так же проведение всевозможных выставок детских рисунков, посвященных православным праздникам. Очень важно здесь активно подключать родителей. Поделки, костюмы, общение с детьми на библейскую тематику вне дома. Возможно оформление небольших сборников группы, куда могут войти рассказы об особенностях проведения православных праздников в семье, детские рисунки. Темы для этого весьма разнообразны: «Рождество Христово»; «Крещение»; «Пасха».

Проектом, связанным с данной тематикой, в нашем саду стала разработка сценария, посвященного православному празднику «Коляда». Сотрудники дошкольного учреждения, одевшись в традиционные для ряженых костюмы, идут колядовать по группам детского сада. Ряженые (Коза, Медведь, Журавль, Баба Яга, Цыгане и др.) с ударными народными инструментами в руках заходят в группу, напевая. На празднике очень много было рассказано об истории его возникновения. Этот праздник стал для детей поистине незабываемым событием, оставившим в душе только светлое чувство.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретным представлением о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С давних пор вошла в жизнь русского народа красавица-береза. Сколько добрых слов сказано и песен сложено об этой красавице. Вот и праздник, который проходил в нашем детском саду, был посвящен русской березке. Сначала ребята пели песню «Во поле береза стояла» и водили хоровод. Затем читали стихи о березке и отгадывали загадки. Из рассказа воспитателей дети узнали, что с березой связано много обрядов. Это и прощание с весной, и встреча лета. Прославлялась зеленеющая земля, а главным персонажем была березка. Дома и улицы украшали разноцветными лентами.

Через интерес, позитив происходит воспитание любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм. Также в воспитательной работе необходимо использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Очень важны регулярные проведения народных праздников: осенние посиделки, масленица, зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые, и дети. Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулируют интерес детей, усиливает их впечатление и переживание, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к православным традициям, утверждает в их сознании духовные и эстетические ценности.

Работа воспитателя должна быть основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно соприкоснуться с ним. Результатом проведенной работы должны стать четко сформированные у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского православного народа.


Корлан Байдаулетова
Приобщение дошкольников к возрождению народных традиций, как источник формирования у детей нравственных ценностей

Байдаулетов Корлан Серикбаевна,

воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №112»

Приобщение дошкольников к возрождению народных традиций , как источник формирования у детей нравственных ценностей

Цель, которую мы ставим в работе перед собой, приобщать детей к уникальной духовной культуре русского народа , к их традициям и обычаям , нравственно-эстетическим ценностям , формировать интерес к историям традиции русского народа .

Задачи : воспитание у детей любовь к родному краю и его истории , чувства патриотизма через возрождение и сохранение богатого опыта русских традиции .

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа , а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу . Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья , но и потому что это наши истоки и поэтому , наша задача сегодня :

Помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;- уважительно относиться к своим древним корням;

Чтить и уважать память предков;

Систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры .

Народная культура содержит богатый воспитательный потенциал : традиции и обычаи наших предков, которые передаются из поколения в поколение. Традиции представляют собой законы, принципы жизни, устойчивые образцы, эталоны и нормы поведения, по которым люди сознательно оценивают свои поступки, деятельность. Обычаи - стереотипные нормы и правила взаимоотношений в семье, в обществе, регулирующие такие стороны жизни людей, как национальная одежда, убранство жилищ, способ приема пищи, виды приветствий в быту и пр.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа . Преемственность старших и младших основывается именно на традициях . Чем многообразнее традиции , тем духовно богаче народ . Традиции , как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси» , «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» , «Обычай крепче закона» . Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки , какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов . Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость : «Без большого корня древа не бывает» .

Вспомним слова великого русского педагога К. Р. Ушинского, который говорил, что «воспитание, лишённое народных корней , - бессильно» 1.

Традиция жива , пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков – естественной частичкой бытия.

Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране.

У каждого – свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать других людей. Важно ценить все народы Земли вместе со своими.

«Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование».2

И всё же есть целый ряд обычаев и обрядов, которые необходимо знать, учитывать, не грех их и восстановить, воскресить для новой жизни.

Одним из таких обычаев были проведение праздников. Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей , и взрослых. И как отметила Т. А. Шорыгина «Праздники в культуре каждого народа неразрывно связаны с его историей . Знакомясь с историей отдельного праздника, ребёнок невольно начинает познавать историю своей страны »3.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила , нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме , понятной и доступной. И мы педагоги как никогда сейчас понимаем, что наши праздники, которые мы проводим в саду, вернулись к нам из далёких времён, они и тогда и сейчас воспитывают детей приучая их добру , долготерпению, справедливости, к красоте. И отрадно знать , что ныне мы всем сердцем и душой рады, что праздники народные вернулись в нашу современную жизнь. Встречая весну, проводим масленичные гулянья, где дети лихо отплясывают и «Кадриль» или «Смоленский гусачок» . А какие игры старинные возродились на наших праздниках ! Это и «Бой с подушками» , и «Катание на каруселях» , и хороводы старинные, и «Петушиный бой» , и «Перетягивание каната» .

Особой задачей нашего дошкольного учреждения является возрождение духовно- нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к мировой культуре, в частности к русской, к русским традициям и обычаям . Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков.

Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники , как средство выражения национального характера, как умение верно сохранять традиции и обычаи русского народа . Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника . Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время. Воспитывая в детях чувство бережного отношения к памяти предков, мы тем самым воспитываем чувства патриотизма, чувства гордости за свой край, за свой город, за село в котором мы живём.

Много праздников мы проводим с детьми и среди них празднование Дня Победы стало тоже традицией в нашем саду , как и во всех дошкольных учреждениях . К 70-летию Победы мы показали с детьми открытое мероприятие. Дети только пришли в старшую группу. Большинство детей пятилетнего возраста . И мы с сентября месяца по крупинке, шаг за шагом, начиная с самого начала (это обстановка в мире перед тем как началась вторая мировая война) старались объяснить, почему Гитлер хотел завоевать весь мир, в том числе нашу страну. Конечно, это мы делали доступным современным методом (ИКТ, это и кинохроники, это и отрывки из советских фильмов о войне, это и картинки, это и старые фотографии. С кинохроники дети видели, как были одеты дети военного времени, что они ели. Это были наши прабабушки и прадедушки. Все от мала до велика, добывали победу.

На протяжении четырёх лет мы знакомим детей , посещающих нашу группу, с особенностями русского народного костюма , а так же с народными костюмами других национальностей. И в последствии, в старшей, подготовительной группе, им самим предстоит выступать в колоритно расшитых костюмах перед родителями на утренниках и на конкурсах художественной самодеятельности наряду с другими дошкольными учреждениями . Так, воспитанницы нашей группы с танцем «Русский хоровод» выступили на сцене Дома творчества Кировского административного округа.

И на занятиях, и во время беседы мы рассказываем детям о том, как русский народ бережно , с трепетом относится к своим старинным хороводам, какие напевные, красивые песни поют при этом девушки. Прививая любовь к древним традициям русского народа , мы сами проникаемся любовью к красоте родного края, и детей ведём за собой увидеть это буйство красок родной природы, ведь хороводы всегда велись на лоне природы. И каждый понимает и принимает красоту души русского народа и надеемся , что в дальнейшем пронесёт эту любовь через всю жизнь. Приобщая детей к русским народным традициям , в ДОУ часто проводим различные посиделки. На посиделках дети, как и бабушки-хозяюшки (воспитатели) приходят в русских народных костюмах . Практика показывает, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие. Бабушка-хозяйка, рассказывая о предметах быта – старинных русских самоварах или о расписной скатерти, вышитых рукодельницами, или о станках, на которых ткали ковры, приобщает детей к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили.

А мы в свою очередь должны приложить все усилия, чтобы подрастающее поколение сохранило и приумножило национальные культурные ценности , которые нам достались от наших отцов и дедов.

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед.

Но приданья старины

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим.

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Н. Кончаловская

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...