Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Направления воспитания. Классификация видов воспитания

Выделяют следующие основные направления воспитания в отечественной педагогике:

Трудовое;
-национальное;
-моральное;
-умственное;
-эстетическое;
-социально-правовое;
-экологическое;
-физическое.
Трудовое воспитание направлено на формирование системы качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. Предметом такого воспитания выступает профессиональная компетентность воспитанника. О большую роль трудового воспитания в жизни общества и личности К. Д. Ушинский писал: «Если бы люди изобрели философский камень, то беда была бы невелика: золото перестало бы быть монетой. Но если бы они нашли сказочный мешок, из которого выскакивает все, чего душа пожелает, или изобрели машину, вполне заменяющую всякий труд человека, то самое развитие человечества прекратилось бы: распущенность и дикость пленили бы общество».
Вообще, воспитание бережного хозяина, который неутомимым трудом выращивает хлеб, возвышает землю, трудолюбие, - традиция украинского народа. Например, в Павлышской школе правилом было, чтобы «каждый школьник вспахал свою ниву, вырастил на ней свой колос, увидел сам себя в своей работе».

Задачи трудового воспитания:
- психологическая подготовка личности к труду;
- привитие исполнительской дисциплины, сознательного подчинения требованиям профессиональной деятельности;
- поднятие престижа труда;
- практическая подготовка к труду;
- подготовка к сознательному выбору профессии.

Национальное воспитание. Опыт воспитания имеет национальные особенности (традиции, взгляды, обычаи, мировоззрение и тому подобное), потому что каждый народ создает свою систему воспитания, которая соответствует характерным чертам его народности. Общей системы воспитания не существует ни в теории, ни на практике. В процессе воспитания, в первую очередь, формируется характер человека. А характер и есть именно тот грунт, считал К. Д. Ушинский, в котором коренится народность. А. В. Духнович, который вместе с К. Д. Ушинским впервые ввел понятия «народная педагогика», на первый план воспитание у детей ставил формирования чувства патриотизма. Общеизвестно, Что вся система педагогических идей Г. С Сковороды была проникнута идеей народности. В притче «Благодарный Эродий» он писал: «...Главизна воспитания есть: 1) благо родить; 2) сохранить птенцеви младоє здравие; 3) научить благодарности».
«Национальное воспитание - это исторически обусловленная и создана самим народом совокупность идеалов, взглядов, убеждений, традиций, обычаев и других форм социального поведения, направленных на организацию жизнедеятельности подрастающих поколений, в процессе которой усваивается духовная и материальная культура нации, формируется национальное сознание и достигается духовное единство поколений». Национальное воспитание также предполагает широкие знания конституционных и правовых норм, государственной политики, патриотических мыслей.

Цель национального воспитания - формирование национального сознания, самосознания и патриотизма у воспитанников.

Национальное воспитание основывается на принципах семейного воспитания, на идеях и средствах народной педагогики, научной педагогической мысли, которые олицетворяют высшие образцы воспитательной мудрости украинского народа - любовь к родной земле, к своему народу, его традициям, обычаям, готовность к мирному и ратному труду во имя Украины, чувство гордости за Родину, верность Украине, собственную ответственность за ее судьбу.
Национальное воспитание использует такие средства: родной язык, родословная, родную историю, краеведение, природу родного края, народную мифологию, фольклор, национальное искусство, народный календарь, национальную символику, народные приметы и верования, воспитательные традиции, национальные традиции, обычаи и обряды. Например, произведения К. Д. Ушинского щедро усеянные золотыми россыпями народной педагогики. Так, в первой части его книги «Родное слово» помещено свыше 75 процентов фольклорного материала, а во второй - половину от общего его количества. В «Родном слове» он использовал 366 пословиц и поговорок, 62 загадки, 51 байку и шутку, 32 народные сказки, 22 народные песни, 7 скороговорок, а также множество произведений, близких по содержанию и форме к народным.
Но существенным отличием национального воспитания должно быть его опора на общечеловеческие ценности. По определению К. Д. Ушинского, - это народность, классицизм, наука, христианство.

Основной, базовой и определяющей составной частью содержания воспитания является нравственное воспитание, которое «...состоит в целенаправленном формировании морального сознания, развития нравственного чувства и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологии». Оно зависит от морали - одной из форм общественного сознания, совокупности общепринятых норм, принципов и правил, регулирующих поведение людей.
Методологической основой нравственного воспитания является этика - наука о морали, ее природу, структуру и особенности происхождения и развития моральных норм и взаимоотношений между людьми в обществе.
Сегодня принято говорить о двух этические (моральные) системы, которыми пользуется человечество. Первая из них доминирует в Западной Европе и Америке. В ее основе лежит такой принцип: ради достижения даже «большого добра» никак нельзя допускать «малое зло». Для представителей второй этической системы характерным является сочетание добра и зла (она, практически, царит на территории бывшего Советского Союза).
Поскольку нравственность имеет общественный характер, то под нормами нравственности следует понимать требования общества к поведению людей в определенных ситуациях.
Целью нравственного воспитания является формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участия в практической деятельности.
Содержание нравственного воспитания - воспитание любви, уважения к родителям и старшим, верности в дружбе и любви, сознательного, творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей, личной ответственности за свой труд, любви к родной земле, к родному языку, верность идеям, принципам народной морали и духовности, благородного отношения к женщине, умение защищать слабых, заботиться о младших и подобное.
Эти нормы конкретизируются в моральных ценностях, нравственном идеале, нравственных принципах и, соответственно, поддерживаются авторитетом общественного мнения, примером, привычкой. Особое внимание должно уделяться усвоению воспитанниками норм и традиций общечеловеческого этикета.

Можно выделить следующие элементы системы нравственных ценностей воспитания:
- абсолютно вечные, которые имеют универсальное значение и неограниченную сферу применения и общечеловеческий характер (доброта, честность, любовь, достоинство, мудрость, красота, справедливость и тому подобное);
- национальные, которые являются значимыми для одного народа и не всегда делятся другими народами (патриотизм, чувство национального достоинства, историческая память и т. п);
- гражданские, которые основываются на признании достоинства людей и применяются в демократических обществах (понятие прав и свобод человека, обязанностей перед другими людьми, идеи социальной гармонии и тому подобное);
- семейные, которые являются основой семейной жизни, определяют законы супружеской верности, заботы о детях и старших и тому подобное;
- личностные, которые в первую очередь касаются личной жизни человека, определяют черты ее характера, особенности поведения, стиль жизни и тому подобное.

Основными методами нравственного воспитания убеждения, приучения, поощрения и тому подобное. «Убеждение - это не только осознание человеком истинности мировоззренческих и нравственных понятий, но и личная ее готовность действовать согласно этих правил и понятий. Убежденность мы наблюдаем тогда, когда деятельность человека мотивируется мировоззрением, когда истинность того или иного понятия не только не вызывает у человека сомнений, но и формирует его субъективное состояние, ее личное отношение к истине», - писал В. А. Сухомлинский о роли убеждения в поведении человека.
Результатом нравственного воспитания должно быть формирование морального сознания, на ее основе - нравственной культуры, привитие навыков и привычек достойного поведения. Моральное сознание - это совокупность нравственных понятий, представлений, взглядов, идеалов, самосознания, системы нравственных знаний, которые определяют стиль и смысл жизни воспитанника, формируют общее понимание счастья и несчастья, долга и преданности. «Моральная культура человека, - подчеркивал В. А. Сухомлинский, - характеризуется тем, что убеждения становятся в ее жизни самостоятельной духовной силой, которая побуждает к новым нравственных поступков».
На основе нравственной культуры формируется нравственный идеал, источниками которого в украинском обществе есть народная мудрость, лучшие традиции и ценности народной педагогики, национальные традиции семейного воспитания, знания из различных областей наук, собственная активная деятельность воспитанника и общечеловеческие ценности.
«Чтобы нравственный идеал стал реальностью, - считал В. А. Сухомлинский, - надо учить человека правильно жить, правильно относиться к людям и к самой себе. Учитель сам становится воспитателем только тогда, когда овладеет тончайшим инструментом - наукой о нравственности, этикой. Этика в школе - это «практическая философия воспитания».
Составляющими нравственной культуры являются культура этического мышления, культура чувств и культура поведения, которые определяют уровень овладения воспитанником морального опыта общества, способность целенаправленно и последовательно придерживаться моральных ценностей, нормы, принципы и готовность к постоянному самосовершенствованию. Л. М. Толстой утверждал: думай хорошо, и мысли перерастут в добрые поступки. Поведение охватывает все стороны жизнедеятельности. Поэтому о нравственном воспитании делают вывод из поведения питомца. Конечным результатом нравственного воспитания должно быть самодеятельность, самостоятельность в решении моральных проблем, нравственная саморегуляция и моральная зрелость, которые проявляются в формировании человека-гражданина - субъекта деятельности, верного сына украинского народа, способного и способного сделать сознательный нравственный выбор.
Умственное воспитание - важная составная часть всестороннего развития личности воспитанника, подготовки его к жизни и профессиональной деятельности. Цель умственного воспитания - развитие мышления и познавательных способностей На мнение. А. Сухомлинского, важнейшим условием полноценного умственного воспитания являются прочные, осознанные знания элементарных истин - тех азов, с которых начинается обучение и без которых невозможно овладеть вершинами знаний.

Задачи умственного воспитания:
. накопление общих и профессиональных знаний;
. развитие мышления вообще и различных его видов (диалектического, логического, абстрактного, алгоритмического, технического, творческого, системного);
. формирование культуры умственного труда:
- специальных умений (читать карту, электрическую схему и т. п);
- умение рационально организовывать режим умственного труда;
- способности делать все точно и аккуратно;
- умение сосредоточенно и внимательно работать в экстремальных условиях;
- умение преодолевать трудности профессиональной деятельности;
- понимание важности развития различных видов памяти;
- навыков наблюдения;
- умение контролировать себя;
- способности использовать знания в других условиях и тому подобное.

Умственное развитие воспитанника осуществляется в процессе взаимодействия с природой и обществом. В ходе умственного воспитания происходят изменения в содержании и формах мышления.
Основной задачей умственного воспитания является формирование научного мировоззрения, которое представляет собой целостную систему профессиональных, политических, философских, правовых, психологических, педагогических, эстетических и других понятий, взглядов, убеждений и чувств, определяющих отношение к окружающей действительности и самого себя.
Научное мировоззрение воспитанника проявляется в его повседневном поведении и, соответственно, определяется оптимальным усвоением понятий, законов, теорий и их осознанием; готовностью бороться за свои идеалы, отстаивать свои взгляды и убеждения; проявление убежденности в ежедневном поведении и деятельности.

Эстетическое воспитание - составная часть содержания воспитания, которая непосредственно направлена на формирование и привитие эстетических чувств, вкусов, суждений, художественных способностей, на развитие способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты во всех сферах деятельности.

Задачи эстетического воспитания:
- формирование эстетических взглядов и вкусов, навыков творить прекрасное;
- развитие творческих способностей;
- воспитание гуманистических качеств, интересов и любви к жизни в ее разнообразных проявлениях.
Социально-правовое воспитание направлено на формирование правового сознания и культуры ратного труда, повседневной жизнедеятельности в соответствии с требованиями законов, общепринятых норм и принципов поведения. Оно связано с формированием уважения к Конституции и других законов и правовых актов Украины.
Современная кризисная ситуация в обществе не способствует формированию благоприятной правовой и нравственной среды для воспитания молодежи. Неблагополучие социальное окружение, тяжелые экономические условия, недостатки в организации воспитания в различных образовательно-воспитательных системах негативно влияют на воспитание подрастающего поколения. Быстро растет количество молодежи с неполным средним образованием, безработных, с грубыми нарушениями общественного порядка. Наблюдается тенденция роста детской преступности, наркомании. Все это обуславливает актуальность правового воспитания и необходимость его проведения в социальной среде.

Основные задачи правового воспитания:
- доведение до воспитанников законов и нормативных актов Украины и их осознание;
- систематическое информирование воспитанников с текущих и актуальных правовых вопросов;
- формирование у них правового сознания;
- привитие им уважения правовых норм, принципов законности, понимание необходимости их соблюдения;
- доведение до воспитанников правовых норм, касающихся правовых основ их деятельности;
- выработка у воспитанников навыков и умений правового поведения;
- формирование чувства нетерпимого отношения к правонарушениям и преступности, привлечение воспитанников к посильному участию в борьбе с негативными явлениями, которые имеют место в жизнедеятельности коллектива;
- преодоление в сознании отдельных воспитанников ложных представлений, негативных привычек и навыков поведения, которые формировались под влиянием негативных явлений и тому подобное.

Экологическое воспитание направлено на осознание природной феноменальности человека, которая в полной мере отвечает за жизнь и условия жизнедеятельности на Земле.

Основные задачи экологического воспитания:
- накопление экологических знаний и их осознание;
- привитие любви к природе, желание беречь и приумножать ее;
- формирование навыков и умений деятельности в природе.

Содержание экологического воспитания предполагает раскрытие следующих положений:
- мира природы - среды обитания человека, которая должна быть заинтересована в сохранении его целостности, чистоты, гармонии;
- осмысление экологических явлений и умение делать выводы относительно организации как собственной деятельности, так и коллектива в природной среде;
- осознание воспитанниками необходимости экологической безопасности Украины;
- формирование нравственных чувств долга и ответственности за сохранение красоты природы и участия в ее охране;
- побуждение воспитанников к природоохранной деятельности.

Физическое воспитание - это составная часть общего воспитания, направленная на укрепление здоровья и закаливание организма, гармоничное развитие форм, функций и физических возможностей человека, формирование жизненно важных двигательных навыков и умений. Оно должно происходить в единстве с умственным, моральным, трудовым и эстетическим воспитанием.
Цель физического воспитания - формирование физической культуры, силы, поддержания хорошего состояния здоровья.
Средства физического воспитания - физические упражнения, природные факторы (солнце, вода, воздух), гигиенические мероприятия, рациональный режим труда, отдыха, питания.

Все направления воспитания должны создать гармоничную целостность, обеспечить единство воспитательного процесса, основываться на идеях украинского государственного патриотизма. Эффективная реализация этих направлений дает возможность формировать всесторонне и гармонично развитую личность воспитанника.

Формирование мировоззрения школьников. Умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание и профориентационная работа со школьниками. Актуальность патриотического воспитания и формирования культуры межнациональных отношений.

Традиционно в содержании воспитания выделяются следующие направления: формирование мировоззрения, умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание и профориентационная работа со школьниками.

Формирование мировоззрения. Мировоззрение – это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Структуру мировоззрения составляют знания, взгляды и убеждения. Современная российская школа ориентирована на формирование научно-материалистических взглядов школьников.

Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учеников. Показателями сформированности мировоззрения являются наличие системы научных знаний, взглядов и убеждений, которые проявляются в разных видах деятельности, способность совершенствовать свои знания и деятельность.

Умственное воспитание – это педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности (знаний и умений в области умственного труда), познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Система умственного воспитания включает формирование знаний, овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями. Основные пути реализации данной системы – обучение и внеклассная работа.

Показатели умственной воспитанности: наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие научного мировоззрения.

Нравственное воспитание понимается как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, общественно одобряемого поведения. Структуру нравственности личности составляют знания, чувства и отношения, поведение. Система нравственного воспитания включает нравственное просвещение, вовлечение воспитанников в деятельность, требующую проявления нравственных качеств. В свое время Д.Локк в систему нравственного воспитания включал показ нравственного образца воспитателем, сообщение знаний, организацию ситуаций, требующих от воспитанника нравственного поведения.

Показателями нравственной воспитанности являются: знание нравственных норм, потребность и умение выполнять нравственные правила, способность переживать нравственные чувства.

Эстетическое воспитание – это процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания – это формирование эстетической культуры школьника, которая включает эстетическое восприятие, чувства, потребности, вкусы и идеалы.

Эстетическое воспитание реализуется на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства и др. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, театрах, специальных воспитательных мероприятиях в системе работы классного руководителя. Показателями эстетической воспитанности являются: наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством.

Трудовое воспитание – это процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств. В трудах классиков педагогики очень высоко оценивалась роль труда в общем развитии личности (Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк, К. Д. Ушинский и др.). И. Г. Песталоцци, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко на практике осуществили идею соединения производительного труда с обучением и воспитанием.

Основными видами труда являются учебный труд, труд по самообслуживанию, уроки ручного труда и в учебных мастерских, общественно полезный труд, производительный труд. Показателями трудовой воспитанности являются потребность школьника в труде, интерес к труду, трудовая активность, наличие знаний о производстве.

Профессиональная ориентация (составная часть трудового воспитания) – процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда. Система профессиональной ориентации включает следующие компоненты: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

Итогом профессиональной ориентации является профессиональное самоопределение как состояние готовности выпускника к выбору профессии.

Физическое воспитание – это процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

В культуре и педагогике разных народов физическое развитие и воспитание всегда занимало важное место. Отечественная система физического воспитания была создана в XIX веке П. Ф. Лесгафтом.

Систему физического воспитания составляют физические упражнения и формирование знаний в учебном процессе, система внеурочной и внеклассной воспитательной работы, система работы учреждений дополнительного образования. К средствам физического воспитания относят гимнастику, игры, туризм, спорт, а также природные силы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы.

К показателям физической воспитанности относят развитые двигательные умения и физическое развитие в целом, соответствующее возрасту, систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, выполнение нравственных и медицинских предписаний в половой жизни, следование требованиям здорового образа жизни.

В настоящее время в содержание воспитание включено такое направление, как формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений.

Культура межнациональных отношений – это качество и определенная степень этих отношений, проявляющаяся в экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении такта и взаимной уважительности людей разных национальностей, в их общении; недопустимости пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов, толерантность и веротерпимость.

Понятие патриотизма неразрывно связано с интернационализмом , которое означает качество личности, выражающееся в осознании равенства и солидарности всех народов независимо от национальной принадлежности.

Вопросы и задания:

    Чем объясняется выделение в содержании воспитания тех или иных его направлений?

    Являются ли направления содержания воспитания автономными или между ними имеется тесная связь? Аргументируйте свою позицию.

    Выделите в каждом из направлений содержания воспитания основные понятия и раскройте их смысл.

    Выстройте прогноз: какие направления содержания воспитания будут актуальными через пять, десять, пятьдесят лет?

В основе воспитания лежит достоинство личности. С. Френе .

Существует много классификаций видов воспитания .

Так, по формам (институциональному признаку) различают:

Семейное, школьное, конфессиональное (религиозное), дизсоциальное воспитание, воспитание в специальных учебных заведениях (пенитенциарное), по месту жительства, внешкольное;

Трудовое, умственное, физическое;

по доминирующим принципам и стилю отношений «воспитатель-воспитуемый»:

по объектам воспитания:

Идейно-политическое, нравственное, половое, полоролевое, эстетическое, экономическое, гражданское, интернациональное, патриотическое, правовое, экологическое.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания. Рассмотрим кратко некоторые из видов воспитания.

Многочисленные педагогические теории воспитания определяются тем, на какую идеальную модель личности воспитанника они ориентированы. Причем этот идеал чаще всего детерминируется социально-экономическими потребностями общества, в котором осуществляется сам педагогический процесс.

В условиях перехода страны к рыночной экономике практически нет ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса, поэтому все большее внимание общества привлекает личность творческая, конкурентоспособная, мобильная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию.

В условиях личностного подхода или, как часто говорят, личностно ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цель - идеальная модель личности. Все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом заданного конечного результата. Это не значит, что в рамках других теорий и воспитательных систем личность, ее идеальная модель не учитываются: все дело в том, что в условиях личностно ориентированного воспитания личность воспитанника выполняет приоритетную, системообразующую роль.

Это не единственный критерий, позволяющий выделить личностно ори-ентированный подход в воспитании. Он характерен для таких прогрессивных воспитательных систем, как Вальдорфская школа, школа Селестена Френе, школа Марии Монтессори и их многочисленных последователей как в России, так и во всем мире.

Другим, не менее важным подходом в воспитании, является деятельностный подход . Поскольку любая деятельность возникает в некоторой ситуации, часто говорят о ситуативном подходе в воспитании.

В условиях ситуативного подхода в воспитании может быть реализован ряд следующих педагогических правил, которых следует придерживаться педагогу.

Правило первое . В любой ситуации, какой бы сложной с педагогической точки зрения она ни была, не спешите и принимайте продуманное, взвешенное решение, мысленно проигрывая все возможные стратегии своих действий.

Правило второе . При принятии стратегии своего поведения отдавайте предпочтение высоконравственным критериям и приемам выхода из сложной педагогической ситуации, чтобы ваши воспитанники были абсолютно уверены в вашей профессиональной справедливости и честности.

Правило третье . В сложной педагогической ситуации не спешите решить все проблемы сразу и сейчас. Сложная проблема, как правило, требует поэтапного решения.

Правило четвертое . По ходу развития событий корректируйте свои действия.

Правило пятое . В случае ошибки или педагогического промаха честно признайтесь в этом самому себе и, если необходимо, и вашим воспитанникам. Это будет способствовать росту вашего авторитета в большей степени, чем ваше упорное стремление выглядеть всегда и во всем непогрешимым.

Не ставя своей задачей раскрыть все компоненты и все аспекты деятельностного подхода в воспитании, подчеркнем, что в реальной педагогической практике целостно реализуется и мотивационно-потребностная, и процессуальная, и содержательная стороны деятельности с учетом конкретно взятой личности. Поэтому более эффективным и для развития педагогической теории, и для совершенствования педагогической практики является деятельностно-личностный или личностно-деятельностный подход как в воспитании, так и в обучении.

В педагогике как науке (да и в самой педагогической практике) в последние годы все увереннее набирает силу культурологический подход , который реализуется как принцип культуросообразности воспитания, выполняющий системообразующую роль и для развития самой педагогики и для совершенствования педагогической практики.

Суть принципа культуросообразности воспитания заключается в его опоре на следующую педаго-гическую закономерность. Воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации. Итак, воспитание на основе принципа культуросообразности - это организация воспитания как процесса интериоризации (присвоения) и развития личностью достижений культуры.

Действительно, если для российской ментальности характерна соборность, то для культурологического подхода в воспитании важно проектировать и всячески развивать у учащихся дух коллективизма и сопричастности всему тому, что делается в классе, школе, городе, стране. Другими словами, развитие духовной культуры подрастающего поколения может стать реальностью только в том случае, если учащийся будет непосредственным участником повседневной культурной, духовно насыщенной жизни своей школы, лицея, колледжа, своего города, страны.

Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса. Культурологический подход очень эффективен и по существу является центральной идеей в развитии этнопедагогики, которая в настоящее время так необходима применительно к воспитанию каждого народа, проживающего на территории России. Этнопедагогика в последние годы стала предметом самых глубоких и тщательных исследований в работах Г.Н. Волкова, Б.Е. Осовского, К.Ш. Ахиярова и многих других ученых. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры - все это очень эффективно для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости.

Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без опоры на народную педагогику, без воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям, языку, культуре своего народа. Многовековой опыт народной педагогики показывает, что проблемы культуры межнационального общения, проблема преемственности в цепи взаимосвязей прошлого и настоящего, уважительного и бережного отношения к народной мудрости уходят своими корнями в этнопедагогику. Воспитание культуры человека в современных условиях во всех ее аспектах и направлениях вряд ли возможно без учета психологического склада каждого народа, его традиций, обычаев и ценностей.

Так, например, когда мы говорим о соборности, коллективизме, о развитии этих качеств у подрастающего поколения, то отталкиваемся от характерных особенностей русского народа, его неприятия человеческого эгоизма, индивидуализма, когда человек противопоставляет себя обществу, коллективу.

Ценностный подход в воспитании ориентирован на ценности, среди которых молодежь чаще всего называет стремление к истине, социальную справедливость, честность и достоинство, здоровье свое и окружающих, доброжелательность и гуманность, готовность прийти на помощь, уважение к таланту и инакомыслию и другие ценности. Если наше воспитание будет ориентировано на то, что в эпицентре ценностных ориентации саморазвивающейся личности будут Человек, Труд, Мир, Свобода, Совесть, Справедливость, Добро, Истина и Красота, т.е. наш воспитанник в качестве критерия будет руководствоваться в своих действиях и поступках общечеловеческими ценностями, то мы введем подрастающее поколение в мир гуманной педагогики, а самого воспитанника приобщим к общечеловеческим идеалам и ценностям (В.И. Андреев).

Когда в эпицентре ценностей мы ставим Человека, то, естественно, следуем и российской традиции, которую наиболее емко и точно сформулировал Н.А. Бердяев: «Поистине, в центре мира стоит человек, и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него».

Но наряду с несомненным прогрессом в понимании общечеловеческих ценностей, которые сегодня особенно актуальны для воспитания учащейся молодежи, существуют также следующие барьеры в их формировании, которые особенно отчетливо стали проявляться в условиях рыночных отношений:

- гипертрофия в представлениях учащейся молодежи роли и значения денег, вещизм, ориентация на личное материальное благополучие любойценой;

Недооценка, а порой и пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям; слепое, часто бездумное преклонение перед всем иностранным;

Недооценка роли и значения природы в жизнедеятельности человека; отношение человека к природе только как потребителя, а не созидателя;

Нетерпимое отношение к инакомыслящим;

Недооценка доброты, совестливости, милосердия и др.

Современное воспитание, как и образование, трудно представить без гуманистического подхода , ориентации на самого человека, на уважение его человеческого достоинства, создания необходимых условий для его свободного развития.

Гуманистический подход в воспитании отражает системувзглядов, согласно которым человек, воспитуемая личность представляет собой высшую ценность, имеющую право на существование, счастье, достойную Человека жизнь. Поэтому для гуманной педагогики права и свободы ребенка, его свободное и творческоеразвитие и саморазвитие являются приоритетными. Этотподход в воспитании ориентирован на то, что система взаимоотношений на уровне «воспитатель-воспитанник» базируется на взаимном уважении,справедливости и любви.

Гуманизм должен стать универсальной человеческой цен-ностью, без опоры на которую трудно себе представить, как можно воспитать человека справедливого, свободного, открытого внешнему миру.

Итак, гуманистический подход в воспитании, с одной стороны, опирается на гуманистическое мировоззрение, с другой - ориентирован на то, чтобы целенаправленно формировать у воспитанника гуманистическое мировоззрение. Данный подход в воспитании вместе с тем ориентирует педагога-воспитателя на формирование гуманных взаимоотношений между воспитанниками, их уважительное, справедливое и честное отношение друг к другу.

Гуманизм предполагает и гуманное отношение к природе, которое наиболее продуктивно может реализоваться через экологическое образование и воспитание. Гуманистическая парадигма ценностных ориентации требует анализа и глубокого осмысления таких диаметрально противоположных понятий, как жизнь и смерть, честность и лживость, доброжелательность и агрессивность, любовь и ненависть и т.д.

В свете гуманистической парадигмы важно создать реальные педагогические условия образования и воспитания, чтобы маятник ценностей и ценностных ориентации учителя и учеников все более смещался в сторону истинно человеческих качеств, чтобы реальные педагогические ситуации создавали возможности их постижения, роста и саморазвития личности. А это, в свою очередь, требует, чтобы педагогические ценности смещались в сторону культуры педагогического общения, диалога, творческого самовыражения и учителя, и учащихся. При этом речь идет не об отказе от традиционных форм и методов воспитательной деятельности учителя, а о смещении приоритетов, о качестве функционирования и саморазвития педагогической системы.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания.

По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Оно предполагает:

Развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

Формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

Стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

А также развитие личностных качеств - самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.

В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

Накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

Разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

Организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

Объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;

Материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

Знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

Кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

Упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

Творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

Временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

Систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;

Контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;

Учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

Специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание - это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств - бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.

Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание.

В качестве его результатов выступают личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры. То есть в человеческом и социальном пространстве «добра-зла», «истины-лжи», «прекрасного- безобразного», «честности-беспринципности», «любви-ненависти», «дружбы-предательства», «прав и обязанностей» всегда оставаться человеком.


А, также для его коррекции и совершенствования с целью формирования, личностных свойств и качеств. Как показывают приведенные выше примеры, в качестве основных выступают следующие методы воспитания: а) убеждение, б) положительный пример, в) упражнение (приучение), г) одобрение, д) осуждение, е) требование, ж) контроль за поведением, з) переключение на другие виды деятельности. От методов...

Объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания. В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г.Щукиной на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она...

Учащихся на основе их интересов – одно из направлений перевоспитания, получившее широкое распространение за последние годы. Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и перевоспитания, осужда­ла практику «уединенного средства» (термин А. С. Ма­каренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода. В своей совокупности методы перевоспитания призваны с учетом...

На общую пользу. Но это качество не может быть сформировано само по себе, оно складывается в процессе трудового воспитания. ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ И ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНОНГО ПРОИЗВОДСТВА» 9 КЛАСС) 2.1 Характеристика раздела « Технология швейного производства» Раздел «Технология швейного производства» в...

Человеку присуще стремление к счастью и свободе. Поэтому общественный идеал личности всегда связан с этими понятиями. Философия дает ответы на вопросы о сущности этих категорий, но единого учения о них нет. Так, древние философы считали, что целью воспитания должно быть формирование гармоничного развития личности, центральными качествами которой является мудрость, здоровье, благородство. Гармоничное развитие духовных и физических способностей человека, в котором древние отдавали предпочтение духовному, составляло цель воспитания. Ее достижению служило обучение детей, которое развивало зрение и слух, пластичность тела, способность рассуждать и т.п. Культ красоты, гармонии во всем, царившей в Древней Греции, был основой идеи гармонии физических и духовных качеств, совпадающей с понятием добра как цели воспитания.

В средние века господствовала идея подчинения и служения человека Богу. Воспитание должно сформировать такую личность, которая все свои мысли и дела посвятила бы служению Господу и подготовке к вечной жизни на небесах после перехода в другой мир.

В эпоху Возрождения поэты и художники вновь обращаются к идее человека, возвышению его роли в обществе. В этот период наблюдается возвращение к идее гармоничного развития личности, которая в философско-педагогическом варианте была сформулирована К. Марксом. Он раскрыл суть буржуазных общественно-экономических отношений и проанализировал место личности в капиталистическом обществе. В дальнейшем учение о всестороннем развитии личности было развито советскими педагогами (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинский и др.).

Необходимость всестороннего и гармоничного развития личности обосновывается тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в экономике всестороннее развитие личности становиться не благим пожеланием, а объективной потребностью. С одной стороны, эта необходимость обусловлена высокими требованиями технико-экономического развития к личностным качествам человека, а с другой – потребностью человека во всестороннем развитии своих задатков с целью приспособления в условиях общественных отношений. Личностно-психологической основой этой цели является естественное стремление человека к совершенствованию.

В целях гармоничного и всестороннего развития личности сформировались такие направления воспитательной работы, как: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, гражданское, экономическое, правовое, интернациональное воспитание.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и самого себя. Оно предполагает:


· развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процесса.

· формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

· стимулирования интереса к работе с книгой и новым информационным технологиям;

· развитие личностных качеств – самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Теоретическую основу нравственного воспитания составляет этика. В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

· накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения;

· разумное использование свободного времени и развития нравственных качеств личности.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека.

Главными задачами трудового воспитания являются развитие добросовестного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетических отношений к действительности, которые предполагают способность к эмоциональному восприятию прекрасного, что обязывает человека привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, профессиональную деятельность, в социальный ландшафт. В процессе этого воспитания используют художественные и литературные произведения, музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а так же воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны.

Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс, предполагает не только формирование деловых качеств – бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции.

Интернациональное воспитание предполагает привитие человеку высокой культуры межнационального общения; выработку гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми независимо от цвета кожи, языка, обычаев и места проживания. Данный вид воспитания обусловлен ростом в обществе националистических и ксенофобских настроений, особенно в молодежной среде, что представляет реальную угрозу единству российского государства, безопасности общества, а также каждого человека, проживающего в нашей стране. Поддержка агрессивного национализма и расизма - прямой путь к развалу РФ, созданию условий для того, чтобы в стране началась гражданская война. В этих условиях особое значение приобретает не только формирование в молодежной среде толерантности, но и воспитание молодежи в духе интернационализма. Если толерантность означает терпимость в отношении тех, кто непохож на нас, отсутствие в отношении них агрессивных намерений, способность терпеть их рядом с собой, не обращая внимание на различия, то интернационализм является иной качественной ступенью мировоззрения. Суть интернационализма - в уважении культуры и истории других народов, понимании их проблем, стремлении помочь этим народам в решении данных проблем, способности использовать их уникальный опыт в интересах собственного народа – так как любая озлобленность может породить только такую же или даже большую озлобленностью.

Одни и те же воспитательные задачи могут быть решены разными способами. Эффективность решения зависит от множества факторов, но основные из них:

· логика совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;

· индивидуально-личностные особенности воспитанника и воспитателя;

· условия и обстоятельства, в которых осуществляется воспитательный акт.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....